Планирование работы над предложением в коррекционной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Провоторова Светлана Чеславовна

В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию. Без неё представление о слове у школьника носит неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы над предложением в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Провоторова Светлана Чеславовна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №8 компенсирующего вида»

В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию. Без неё представление о слове у школьника носит неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.

Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложения должно проводиться практически. Это – заключительный процесс формирования речи при её недоразвитии.

Каждый ребёнок логопедической группы должен овладеть умением членить предложения на слова, называть количество слов в нём, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, записывать предложения графически.

Необходимо начинать работу с вычленения предложений из рассказа и подсчёта их количества. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Затем предложения нужно запомнить, называя первое, второе и так далее по порядку. При этом дети выкладывают палочки или загибают пальцы. Далее вносятся карточки-сигналы, обозначающие предложение.

На следующем этапе дети должны уяснить, что предложение состоит из слов. Основу предлагаемой методики составляют варианты игры «Живые слова». Каждый ребёнок изображает какое-либо «живое слово», а дети должны понять, что предложение состоит из слов.

Рекомендуется использовать задания, которые развивают умение анализа и синтеза предложений.

Составить предложение из двух-трёх слов. Придумать предложение про дом, про предмет, сделанный из бумаги или дерева.

Повторить в заданном предложении только два первых слова. Например, Строители ремонтируют деревянный дом. Первые два слова – строители ремонтируют.

На место последнего слова поставить другое.  Например, Девочка кормит кур. Девочка кормит собаку.

Составить предложение по заданной схеме.

Составить предложение с заданным опорным словом или словами. Например, со словами: пушистые, кружатся. На дворе кружатся пушистые снежинки.

Восстановить деформированное предложение. Например, ремонтируют дом строители – Строители ремонтируют дом.

Составить предложение со сложными словами. Например, строители ремонтируют многоэтажный дом.

Составить сложноподчинённое предложение союзами и записать его графически.

Самостоятельно составить предложение по заданному началу. Птицы улетают на юг, когда…

Составить простые предложения и соединить их в одно          сложное. Воробьи зимующие… Скворцы перелётные.

Распутать предложения-небылицы. Упражнение «Путаница». Летит красный крокодил – ползёт зелёный крокодил.

 Составить предложение из живых слов.

 Составить предложение по картинке или графической записи.

 Составить предложение из трёх слов, добавив свои слова, например – кошка, мальчик, сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»

В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...

Технологии проектирования в логопедии. Непосредственно - образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи. Подготовительная группа "Дифференциация звуков [Р] - [Л]".

НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Технологии проектирования: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Лексическая тем...

Планирование образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи в соответствии с требованиями ФГОС

Планирование образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи на декабрь месяц. Планирование включает план непосредственной образовательной деятельности, план образовательной деятельно...

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

Календарное планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми с общим недоразвитием речи I уровнь речевого развития

В клалендарном планировании обозначена работа по направлениям: развитие речевого (фонематического) восприятия; развитие понимания речи и формирование грамматической компетентности; развитие активной п...