Планирование работы над предложением в коррекционной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию. Без неё представление о слове у школьника носит неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планирование работы над предложением в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Провоторова Светлана Чеславовна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №8 компенсирующего вида»
В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию. Без неё представление о слове у школьника носит неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.
Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложения должно проводиться практически. Это – заключительный процесс формирования речи при её недоразвитии.
Каждый ребёнок логопедической группы должен овладеть умением членить предложения на слова, называть количество слов в нём, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, записывать предложения графически.
Необходимо начинать работу с вычленения предложений из рассказа и подсчёта их количества. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Затем предложения нужно запомнить, называя первое, второе и так далее по порядку. При этом дети выкладывают палочки или загибают пальцы. Далее вносятся карточки-сигналы, обозначающие предложение.
На следующем этапе дети должны уяснить, что предложение состоит из слов. Основу предлагаемой методики составляют варианты игры «Живые слова». Каждый ребёнок изображает какое-либо «живое слово», а дети должны понять, что предложение состоит из слов.
Рекомендуется использовать задания, которые развивают умение анализа и синтеза предложений.
Составить предложение из двух-трёх слов. Придумать предложение про дом, про предмет, сделанный из бумаги или дерева.
Повторить в заданном предложении только два первых слова. Например, Строители ремонтируют деревянный дом. Первые два слова – строители ремонтируют.
На место последнего слова поставить другое. Например, Девочка кормит кур. Девочка кормит собаку.
Составить предложение по заданной схеме.
Составить предложение с заданным опорным словом или словами. Например, со словами: пушистые, кружатся. На дворе кружатся пушистые снежинки.
Восстановить деформированное предложение. Например, ремонтируют дом строители – Строители ремонтируют дом.
Составить предложение со сложными словами. Например, строители ремонтируют многоэтажный дом.
Составить сложноподчинённое предложение союзами и записать его графически.
Самостоятельно составить предложение по заданному началу. Птицы улетают на юг, когда…
Составить простые предложения и соединить их в одно сложное. Воробьи зимующие… Скворцы перелётные.
Распутать предложения-небылицы. Упражнение «Путаница». Летит красный крокодил – ползёт зелёный крокодил.
Составить предложение из живых слов.
Составить предложение по картинке или графической записи.
Составить предложение из трёх слов, добавив свои слова, например – кошка, мальчик, сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»
В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...
Технологии проектирования в логопедии. Непосредственно - образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи. Подготовительная группа "Дифференциация звуков [Р] - [Л]".
НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Технологии проектирования: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Лексическая тем...
Планирование образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи в соответствии с требованиями ФГОС
Планирование образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи на декабрь месяц. Планирование включает план непосредственной образовательной деятельности, план образовательной деятельно...
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...
Календарное планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми с общим недоразвитием речи I уровнь речевого развития
В клалендарном планировании обозначена работа по направлениям: развитие речевого (фонематического) восприятия; развитие понимания речи и формирование грамматической компетентности; развитие активной п...