Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Звуки К-КЬ."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Карих Эльвира Мадиховна

Занятие разработано для обучения подгруппы детей старшего возраста с ОНР. Решаются задачи по формированию фонематического восприятия, закрепляется понятие гласный-согласный звук. Дети знакомятся с артикуляционным и акустическим образом звука "К";  закрепляется  умение давать характеристику звука, определять место звука в слове, находить слова на заданный звук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_k_-_k._starshaya_gruppa.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности

«Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР»

                                 Тема:   Звуки  «К – КЬ»

Карих Эльвира Мадиховна, учитель-логопед ГБДОУ д/с №33

комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Вступление.

Образовательный процесс базируется на основе адаптированной программы для детей с тяжёлым нарушением речи.  

                  Представленное занятие разработано для обучения подгруппы детей 5-6-летнего возраста (старшая группа) с  тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития. Длительность занятия составляет 25 минут.

Интеграция образовательных областей:

  • социализация;
  • коммуникация;
  • познание.

Образовательные технологии:

  • здоровьесберегающая;
  • игровая.

Планируемый результат: расширить знания детей о гласных и согласных звуках, развивать фонематический слух; совершенствовать умение формулировать ответы на заданные вопросы.

Цель:  Познакомить со звуками «К – КЬ».

Задачи:  

Коррекционно-образовательные:  

  • познакомить с  артикуляционным и акустическим образом звука;
  • закрепить навык выделения первого и последнего звука в слове;
  • закрепить умение находить слова с заданным звуком;
  • закрепить умение давать характеристику звука;
  • активизация словаря по теме «Домашние животные»;
  • познакомить со зрительным образом буквы «К».

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • развивать внимание, память логическое мышление;
  • работать над темпом, ритмом и силой голоса;
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные: 

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
  • воспитывать речевую активность;
  • воспитывать умение адекватно оценивать свою деятельность.

Оборудование: предметные картинки, карточки с символами звука, индивидуальные звуковые кассы, слоговые домики, «Волшебный мешочек», макет буквы.

Предварительная работа:  закрепление понятия «гласный – согласный»,  развитие умения давать характеристику звука,  закрепление понятия  «начало -  конец»  слова.  

                                              Ход занятия

Организационный  момент.

                                Что такое звук, скажи?

                                 Прокричи и прошурши,

                                 Постучи и позвени,

                                 Звук попробуй,  догони!

                                 Даже если подойдёшь

                                 Очень осторожно –

                                 Не увидишь, не найдёшь

                                 А услышать можно!

- О чём говорится в стихотворении?  (о звуках)).

- Можно ли увидеть звук?

- Как можно о нём  узнать? (его можно услышать).

Звуки – это то, что мы слышим и произносим. Вспомним, какие бывают звуки, которые мы произносим?  (гласные и согласные).

- Назовите гласные, с которыми вы уже познакомились  (А, О, У, И, Ы,Э).

- Какие ещё бывают звуки кроме гласных? (согласные).

- Назовите согласные, которые вы знаете (М, П ,Т).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?  (гласные можно петь,  а согласные нельзя;  у согласных звуков есть «заборчик», а у гласных нет).

- С каким звуком вы познакомились на прошлом занятии? (со звуком «Т»).

- Что вы можете о нём рассказать?  ( согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким).

- Сядет тот, кто назовёт слово, где есть звук  «Т» или «ТЬ».

Основная часть.

Знакомство со звуком «К».

- Отгадайте загадки:

             Он тихонечко мурлычет,

             Мордочку нам в ноги тычет,

             Молоко из блюдца пьёт.

             Это кто, скажите?  ( Кот).

             

              Каждый вечер так легко

              Она даёт нам молоко.

              Говорит она два слова,

              Как зовут её?  (Корова).

              В сарае, в клетке он живёт,

              Морковку сладкую грызёт.

              Лопоухий, хвост, как нолик.

              Вы узнали? Это…(кролик).

             Я скажу вам: «Ме-ме-ме,

             Подготовьтесь-ка к зиме.

             Шерсть мою скорей стригите,

             И носки себе вяжите!»  (Коза).

                 

- Назовите слова – отгадки. (Кот, корова, кролик, коза).

-  Как  их назвать?  (Домашние животные)

- Какой первый звук  во всех этих словах? (звук К).

- У нас появился новый друг – новый звук, звук К.

Характеристика звука «К».

Звук «К» похож на стук капель, когда идёт сильный дождь. Капли стучат громко и часто.

- Давайте все вместе попробуем изобразить стук капель (дети выполняют вместе и индивидуально)

- Что делают губы, когда мы произносим звук «К»? (не смыкаются, свободны).

- Где находится кончик языка? (опущен вниз).  Спинка языка прикасается к нёбу, образуется «заборчик».

- Давайте попробуем рассказать про этот звук. Какой он? (согласный). Почему?  (У него есть «заборчик», его нельзя петь).

- Давайте приложим  руку к горлышку и произнесём звук  «К». Что вы почувствовали? (горлышко не дрожит). Что это значит? (звук  «К» – глухой).  

- Звук  «К» – твёрдый.

           Обсуждение сопровождается выкладыванием на наборном полотне картинок-символов, характеризующих  звук (заштрихованный круг - согласный звук,  перечёркнутая нота - нельзя петь, перечёркнутый заборчик – наличие преграды,  ухо – глухой звук, карандаш – твёрдый звук).  Некоторым детям предлагается  с опорой   на выложенную схему дать полную характеристику звука «К».

Дидактическая игра «Кто у кого?»  Определение звука  «К» в конце слова.

- Назовите  домашних животных,  названия которых  начинаются  на звук «К». (корова, кошка, кролик, коза).

- У всех этих животных  есть детёныши, давайте их назовём. Кто у коровы? Кто у кошки? Кто у крольчихи?  Кто у козы? (телёнок, котёнок, крольчонок, козлёнок).

- Какой звук вы слышите в конце этих слов? (Звук «К»).

Дифференциация звуков «К – КЬ».  Характеристика звука «КЬ».

- У согласного, глухого, твёрдого звука «К» есть братец – звук «КЬ».  Представим, что дождь стихает, и  капли стучат уже не так громко и часто. Попробуем произнести его: «КЬ-КЬ-КЬ…»  (дети произносят звук вместе и индивидуально).

- Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие).

- Чем отличаются? («К» – твёрдый, «КЬ» – мягкий).

            Обращается внимание  на схему звука «К».  Что нужно изменить? (картинку-символ «карандаш» заменить картинкой-символом «кисточка», обозначающей мягкий звук).

 - Давайте попробуем изобразить  сильный дождь – капли стучат часто и громко  (дети часто и громко произносят звук «К»).

- Дождь стихает, капли стучат тихо и не часто  (дети тихо и не часто произносят звук «КЬ»).

Дидактическая игра «Дождик – тише, дождик – громче»

- Давайте  изобразим  разную силу дождя, а помогут нам синий и зелёный флажки: синий – сильный дождь – звук «К», зелёный  -  дождик стихает – звук «КЬ».

               Логопед попеременно демонстрирует флажки, дети произносят соответствующие звуки   (работа  над темпом, ритмом и силой голоса).

Динамическая пауза  (координация речи с движением).

Ходит по двору индюк,

Дети идут по кругу, высоко поднимая колени

Пролетел над полем жук,

Руки в стороны, махи руками

По цветку ползёт паук,

Шаги с продвижением, руки вперёд

Обломился старый сук.

Хлопки

- Какие слова со звуком  «К» вы услышали? (индюк, жук, паук, сук).

- В какой части слова он находится? (в конце).

Дидактическая игра  «Звук «К» идёт в гости». 

           Детям раздаются пластиковые капсулы, внутри которых  таблички с изображением символов звука «К» и гласных звуков.

- Звук «К» как и другие согласные любит ходить в гости к гласным. Откройте «домики» и скажите,  в гости к каким гласным звукам пришёл  звук «К»?

Дети открывают пластиковые капсулы,  достают таблички, называют гласные и составляют слоги  (ка, ко, ку, ки).

Дидактическая игра  «Волшебный мешочек».  

Составление слогов.

 В  мешочке находятся  предметы:  кукла, кубик, карандаш, кисточка, кошка,  камень.

- В мешочке находятся разные предметы.   Каждый из вас на ощупь попробует узнать один предмет. Когда будут вынуты все, каждый возьмёт тот, который начинается на слог, который  вы составили.

Работа с кассой.

Составление в кассе слова  «кот»  из символов звуков.

Знакомство с буквой «К».

- Как мы  сумели различить звуки «К» и «КЬ»? (мы их услышали).

- Правильно! Звуки мы слышим и произносим. А видим и пишем мы буквы. Вы уже знаете, что у каждого звука есть своя буква. Вот и  у звука «К» есть буква «К».

- А знаете, как она появилась?   Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился и к другому прислонился.   (На магнитную доску помещаются  два «столба»,  две половинки правого подвижны. Производится соответствующее действие).

- Какой столб переломился – правый или левый? (правый).

           Детям раздаются коктейльные трубочки, разрезанные пополам.

- Представьте, что это два столба. Какой может переломиться? (Тот, у которого перемычка).    Попробуйте составить букву «К» на столах.

 

Заключительная часть.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

-Что вы узнали о звуке «К»?

- Какие слова с этим звуком вы можете назвать?

- Какие игры вам больше понравились?

- В какие игры вы хотели бы поиграть  дома?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...

Методическая разработка игр на развитие фонематического восприятия

                            Ребенок должен учиться различать речевые и неречевые звуки....

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...

Методическая разработка для педагогов "Формироование фонематического восприятия у детей сТНР"

Развитие фонематического восприятия  полезно для детей не только с тнр, но и всем детям  дошкольного возраста. Эта тема  актуальна, так как происходит формирование предпо...