Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Звуки К-КЬ."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Занятие разработано для обучения подгруппы детей старшего возраста с ОНР. Решаются задачи по формированию фонематического восприятия, закрепляется понятие гласный-согласный звук. Дети знакомятся с артикуляционным и акустическим образом звука "К"; закрепляется умение давать характеристику звука, определять место звука в слове, находить слова на заданный звук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_k_-_k._starshaya_gruppa.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности
«Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР»
Тема: Звуки «К – КЬ»
Карих Эльвира Мадиховна, учитель-логопед ГБДОУ д/с №33
комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Вступление.
Образовательный процесс базируется на основе адаптированной программы для детей с тяжёлым нарушением речи.
Представленное занятие разработано для обучения подгруппы детей 5-6-летнего возраста (старшая группа) с тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития. Длительность занятия составляет 25 минут.
Интеграция образовательных областей:
- социализация;
- коммуникация;
- познание.
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающая;
- игровая.
Планируемый результат: расширить знания детей о гласных и согласных звуках, развивать фонематический слух; совершенствовать умение формулировать ответы на заданные вопросы.
Цель: Познакомить со звуками «К – КЬ».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить с артикуляционным и акустическим образом звука;
- закрепить навык выделения первого и последнего звука в слове;
- закрепить умение находить слова с заданным звуком;
- закрепить умение давать характеристику звука;
- активизация словаря по теме «Домашние животные»;
- познакомить со зрительным образом буквы «К».
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- развивать внимание, память логическое мышление;
- работать над темпом, ритмом и силой голоса;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- воспитывать речевую активность;
- воспитывать умение адекватно оценивать свою деятельность.
Оборудование: предметные картинки, карточки с символами звука, индивидуальные звуковые кассы, слоговые домики, «Волшебный мешочек», макет буквы.
Предварительная работа: закрепление понятия «гласный – согласный», развитие умения давать характеристику звука, закрепление понятия «начало - конец» слова.
Ход занятия
Организационный момент.
Что такое звук, скажи?
Прокричи и прошурши,
Постучи и позвени,
Звук попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно –
Не увидишь, не найдёшь
А услышать можно!
- О чём говорится в стихотворении? (о звуках)).
- Можно ли увидеть звук?
- Как можно о нём узнать? (его можно услышать).
Звуки – это то, что мы слышим и произносим. Вспомним, какие бывают звуки, которые мы произносим? (гласные и согласные).
- Назовите гласные, с которыми вы уже познакомились (А, О, У, И, Ы,Э).
- Какие ещё бывают звуки кроме гласных? (согласные).
- Назовите согласные, которые вы знаете (М, П ,Т).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные можно петь, а согласные нельзя; у согласных звуков есть «заборчик», а у гласных нет).
- С каким звуком вы познакомились на прошлом занятии? (со звуком «Т»).
- Что вы можете о нём рассказать? ( согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким).
- Сядет тот, кто назовёт слово, где есть звук «Т» или «ТЬ».
Основная часть.
Знакомство со звуком «К».
- Отгадайте загадки:
Он тихонечко мурлычет,
Мордочку нам в ноги тычет,
Молоко из блюдца пьёт.
Это кто, скажите? ( Кот).
Каждый вечер так легко
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её? (Корова).
В сарае, в клетке он живёт,
Морковку сладкую грызёт.
Лопоухий, хвост, как нолик.
Вы узнали? Это…(кролик).
Я скажу вам: «Ме-ме-ме,
Подготовьтесь-ка к зиме.
Шерсть мою скорей стригите,
И носки себе вяжите!» (Коза).
- Назовите слова – отгадки. (Кот, корова, кролик, коза).
- Как их назвать? (Домашние животные)
- Какой первый звук во всех этих словах? (звук К).
- У нас появился новый друг – новый звук, звук К.
Характеристика звука «К».
Звук «К» похож на стук капель, когда идёт сильный дождь. Капли стучат громко и часто.
- Давайте все вместе попробуем изобразить стук капель (дети выполняют вместе и индивидуально)
- Что делают губы, когда мы произносим звук «К»? (не смыкаются, свободны).
- Где находится кончик языка? (опущен вниз). Спинка языка прикасается к нёбу, образуется «заборчик».
- Давайте попробуем рассказать про этот звук. Какой он? (согласный). Почему? (У него есть «заборчик», его нельзя петь).
- Давайте приложим руку к горлышку и произнесём звук «К». Что вы почувствовали? (горлышко не дрожит). Что это значит? (звук «К» – глухой).
- Звук «К» – твёрдый.
Обсуждение сопровождается выкладыванием на наборном полотне картинок-символов, характеризующих звук (заштрихованный круг - согласный звук, перечёркнутая нота - нельзя петь, перечёркнутый заборчик – наличие преграды, ухо – глухой звук, карандаш – твёрдый звук). Некоторым детям предлагается с опорой на выложенную схему дать полную характеристику звука «К».
Дидактическая игра «Кто у кого?» Определение звука «К» в конце слова.
- Назовите домашних животных, названия которых начинаются на звук «К». (корова, кошка, кролик, коза).
- У всех этих животных есть детёныши, давайте их назовём. Кто у коровы? Кто у кошки? Кто у крольчихи? Кто у козы? (телёнок, котёнок, крольчонок, козлёнок).
- Какой звук вы слышите в конце этих слов? (Звук «К»).
Дифференциация звуков «К – КЬ». Характеристика звука «КЬ».
- У согласного, глухого, твёрдого звука «К» есть братец – звук «КЬ». Представим, что дождь стихает, и капли стучат уже не так громко и часто. Попробуем произнести его: «КЬ-КЬ-КЬ…» (дети произносят звук вместе и индивидуально).
- Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие).
- Чем отличаются? («К» – твёрдый, «КЬ» – мягкий).
Обращается внимание на схему звука «К». Что нужно изменить? (картинку-символ «карандаш» заменить картинкой-символом «кисточка», обозначающей мягкий звук).
- Давайте попробуем изобразить сильный дождь – капли стучат часто и громко (дети часто и громко произносят звук «К»).
- Дождь стихает, капли стучат тихо и не часто (дети тихо и не часто произносят звук «КЬ»).
Дидактическая игра «Дождик – тише, дождик – громче»
- Давайте изобразим разную силу дождя, а помогут нам синий и зелёный флажки: синий – сильный дождь – звук «К», зелёный - дождик стихает – звук «КЬ».
Логопед попеременно демонстрирует флажки, дети произносят соответствующие звуки (работа над темпом, ритмом и силой голоса).
Динамическая пауза (координация речи с движением).
Ходит по двору индюк, | Дети идут по кругу, высоко поднимая колени |
Пролетел над полем жук, | Руки в стороны, махи руками |
По цветку ползёт паук, | Шаги с продвижением, руки вперёд |
Обломился старый сук. | Хлопки |
- Какие слова со звуком «К» вы услышали? (индюк, жук, паук, сук).
- В какой части слова он находится? (в конце).
Дидактическая игра «Звук «К» идёт в гости».
Детям раздаются пластиковые капсулы, внутри которых таблички с изображением символов звука «К» и гласных звуков.
- Звук «К» как и другие согласные любит ходить в гости к гласным. Откройте «домики» и скажите, в гости к каким гласным звукам пришёл звук «К»?
Дети открывают пластиковые капсулы, достают таблички, называют гласные и составляют слоги (ка, ко, ку, ки).
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Составление слогов.
В мешочке находятся предметы: кукла, кубик, карандаш, кисточка, кошка, камень.
- В мешочке находятся разные предметы. Каждый из вас на ощупь попробует узнать один предмет. Когда будут вынуты все, каждый возьмёт тот, который начинается на слог, который вы составили.
Работа с кассой.
Составление в кассе слова «кот» из символов звуков.
Знакомство с буквой «К».
- Как мы сумели различить звуки «К» и «КЬ»? (мы их услышали).
- Правильно! Звуки мы слышим и произносим. А видим и пишем мы буквы. Вы уже знаете, что у каждого звука есть своя буква. Вот и у звука «К» есть буква «К».
- А знаете, как она появилась? Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился и к другому прислонился. (На магнитную доску помещаются два «столба», две половинки правого подвижны. Производится соответствующее действие).
- Какой столб переломился – правый или левый? (правый).
Детям раздаются коктейльные трубочки, разрезанные пополам.
- Представьте, что это два столба. Какой может переломиться? (Тот, у которого перемычка). Попробуйте составить букву «К» на столах.
Заключительная часть.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
-Что вы узнали о звуке «К»?
- Какие слова с этим звуком вы можете назвать?
- Какие игры вам больше понравились?
- В какие игры вы хотели бы поиграть дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Дифференциация звуков "С" - "З"...
Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...
Методическая разработка игр на развитие фонематического восприятия
Ребенок должен учиться различать речевые и неречевые звуки....
Методическая разработка НОД по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Фонетическая тема "Звук и буква Д" Лексическая тема "Наш город"
Материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей компенсирующих групп с ТНР (ОНР)...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...
Методическая разработка для педагогов "Формироование фонематического восприятия у детей сТНР"
Развитие фонематического восприятия полезно для детей не только с тнр, но и всем детям дошкольного возраста. Эта тема актуальна, так как происходит формирование предпо...