Методическая разработка НОД по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Фонетическая тема "Звук и буква Д" Лексическая тема "Наш город"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей компенсирующих групп с ТНР (ОНР)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Фонетическая тема «Звук и буква Д». Лексическая тема «Наш город».
Образовательный процесс построен на Рабочей программе коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелым нарушением речи) на основе образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи) ГБДОУ детский сад № 33.
Цель:
Знакомство со звуком и буквой «Д». Закрепление и расширение знаний детей о Старом Петергофе.
Задачи:
Коррекционные:
- развивать функции фонематического анализа и синтеза (определение позиции звука «Д» в словах; подбор слов на звук «Д»);
- закреплять умение определять характеристики согласных звуков;
- закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки (Д - Дь);
- закреплять навыки подбора родственных слов (слово ДОМ);
- закреплять навыки составления звуковой схемы слов;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
- знакомство с буквой Д
Образовательные:
- расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Наш город»;
- развитие связной речи;
Развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать высоту голоса;
- развивать чувство ритма;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать взаимопомощь, умение слушать друг друга;
- воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативная
- познание
Образовательные технологии:
- мнемотехника
- пиктограммы
- ИКТ, мультимедийные
- элементы логоритмики
Подготовка к занятию.
Предварительная работа:
Знакомство со своим городом, с названиями улиц. Заучивание стихов и движений для пальчикового массажа.
Материал:
- Демонстрационный:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Подготовленная мультимедийная презентация «Наш город».
- Картинки на звук «Д»;
- План Старого Петергофа;
- Доска с магнитами;
- Шифровки;
- Раздаточный:
- Картинки – пиктограммы характеристики звука «С»,
- Карточки с цифрами для выкладывания звуковых схем слов.
- Кружки синего, красного, зеленого цвета.
- Картинки слов на звук «Д»;
Индивидуальная работа:
Саша – правильное произношение звуков «С», «З» в словах.
Марина – правильное произношение звуков «С», «З» в словах
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Здороваемся с гостями. Сначала подойдут ко мне те дети, у кого имя начинается на согласный звук. А потом, те у кого имя начинается на гласный звук.
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по нашему городу. На чем вы бы хотели отправится? (Пешком).
- Хорошо. Отправляемся пешком.
Вместе с нами пойдет на экскурсию девочка Даша. Только вот почему то Даша плачет. Давайте у нее спросим, что случилось?
- Даша говорит, что у нее потерялся брат Дима. Он ушел на улицу один. Дима не знает название улицы, на которой живет. Ребята, давайте поможем найти Диму (давайте).
2. Основная часть занятия.
- Ребята, а вы знаете название улиц, на которых живете?
(Ботаническая, Шахматова, Чичеринская, Чебышевская, …)
- А кто из вас знает, на какой улице находится наш детский садик?
(Ботаническая)
Правильно, Ботаническая.
- Давайте найдем на карте Старого Петергофа эти улицы и отметим их магнитами.
(Дети выходят к доске, называют и отмечают.Отмечаем на карте нахождение детского сада.)
- Сегодня мы с вами будем знакомиться с новым звуком. Давайте произнесем его вместе со мной. «Д» Что вы можете сказать про этот звук?
Давайте выберем из картинок – пиктограмм подходящие для этого звука.
(Дети выбирают пиктограммы)
Теперь по нашим картинкам еще раз расскажем
(Звук не поется, рот прикрыт, есть преграда воздуху, произносим с голосом.Звук «Д» согласный, может быть твердым или мягким).
(Твердый звук «Д» в схеме будем обозначать синим кружком, мягкий – зеленым).
Посмотрите, (демонстрация картинки на мультимедийном экране) что это такое?
(Дом, дома).
- В нашем городе на улицах есть дома. Дома разные: высокие, в которых много этажей. Многоэтажные (много этажей).
- Повторите вместе со мной (многоэтажные).
- Есть дома одноэтажные (один этаж).
(Одноэтажные).
У каждого дома есть свой номер.
- А вы знаете номер своего дома? (Ответы детей).
- Название улицы, на которой вы живете, номер дома и квартиры – это ваш адрес. Его нужно знать, чтобы не потеряться.
У нашего детского сада тоже есть адрес: улица Ботаническая дом 3 корпус 1.
Давайте отметим магнитом на карте этот адрес.
Ребята, давайте составим звуковую схему слова ДОМ.
(Ответы детей). (Выполняют задание).
- Кто из вас может составить схему на доске? (Ребенок выходит к магнитной доске и составляет схему.)
- Сколько звуков в слове? (В этом слове 3 звука)
- Сколько согласных звуков в этом слове? (В этом слове 2 согласных звука).
- Сколько гласных звуков в этом слове? (В этом слове гласных звуков?)
- Сколько в этом слове слогов? (В этом слове 1 слог).
- Какие еще слова могут подойти к этой схеме? (сон, сок, дым, нос, кот, мак).
- Давайте переделаем схему слова ДОМ, чтобы получилось ДОМИК
(Дети выполняют задание).
- Сколько слогов в этом слове? (Два слога).
- На улице мы с вами Диму не нашли, пойдемте искать его в магазин.
(На экране картинка с изображением магазина). Давайте найдем наш магазин на карте. Магазин находится на улице Ботанической. На карте отмечаем магнитом.
- Для чего нам нужен магазин? (Чтобы там выбирать и покупать продукты и товары).
- В нашем магазине мы с вами тоже будем выбирать товары, но только те, в названии которых есть звук «Д».
Дети выбирают картинки. Убирают лишние в которых нет звука «Д».
Посмотрим на картинки, назовем их еще раз. А теперь закройте глаза. Картинки убираю. Вы открываете глаза и вспоминаете названия.
(ответы детей).
В магазине мы тоже не нашли Диму. Как вы думаете, где еще можно его поискать?
(Во дворе)
- Давайте выйдем во двор и поищем там мальчика. Но, во дворе холодно, нам нужно будет много двигаться, чтобы не замерзнуть.
Выполняем упражнение речь с движением. Показываем движения. Начинаем говорить шепотом, постепенно наращивая силу голоса.
Снег, снег,
Белый снег.
Замело дорожки.
Я во двор иду гулять
С Катей и Сережкой.
У Сережки – лыжи.
У Катюши – санки.
Дайте покататься маленькой Оксанке!
Хорошо мы с вами поиграли во дворе. Куда еще мы можем пойти искать Диму?
(На почту)
- - Правильно. В нашем городе есть еще почта.
(На экране картинка с изображением почты)
- Отметим почту на карте магнитом.
- Ребята, как вы думаете, что делают на почте?
(Ответы детей: отправляют письма, посылки)
- Чтобы написать письмо нужно составить предложения. Сейчас мы с вами попробуем составить предложения о почте.
(Ответы детей:На почте отправляют много писем и посылок.)
- Молодцы. Давайте составим схему этого предложения.
Сколько слов у вас получилось? (Ответы детей: получилось семь слов).
- Какое маленькое слово есть в этом предложении? (НА).
- Какое по счету оно в предложении? (Первое)
- Ребята, куда еще мы можем пойти искать Диму? Что еще есть в нашем городе?
(Ответы детей: школы)
- Правильно. В нашем городе несколько школ. Отмечаем на карте 3 школы.
Для того, чтобы вам пойти в школу нужно много знать и уметь.
- Сегодня мы познакомимся с вами с буквой Д.
Прописываем букву на доске. Посмотрим из сколько частей состоит буква.
(Ответы детей: из шести.)
- На что похожа буква? (ответы детей: на домик с ножками)
- Прочитаем шифровку по первым звукам. Что получилось?
(Ответы детей:ДОМИНО)
- Молодцы. Прочитаем слово, которое спряталось в зеленых квадратах.
(Ответы детей:КНИГА)
- Молодцы. Прочитайте шифровку (зашифровано по буквам и цифрам)
(Ответы детей:ДИМА).
- Ребята, мы с вами нашли Диму, он оказывается пошел в школу.
- Итог занятия.
- Вот и подошла наша с вами прогулка к концу. Пора нам возвращаться в наш детский сад.
- Кто из вас вспомнит адрес нашего детского сада? (ответы детей: улица Ботаническая дом 3 корпус 1).
- посмотрите внимательно на карту, как нам нужно пройти от школы до детского сада? Где будем переходить дорогу и как? (Ответы детей).
- Ребята, вспомните чем мы сегодня занимались? (Гуляли по Старому Петергофу. Помогали Даше найти Диму.)
- Что нового сегодня узнали? (Узнали, что такое адрес.)
- Что было самое сложное? (Самое сложное было запомнить адрес.)
- Сегодня очень хорошо отвечали на занятии (имена детей). Молодцы.
А Даша и Дима вам приготовили подарки. (Раскраска карта Старого Петергофа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...
Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".
Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Методическая разработка: "Игры по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Дидактические игры способствуют развитиию фонематических процессов у старших дошкольников и могут использоваться воспитателями и логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса....
Методическая разработка игр и рекомендаций на летний период для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных логопунктов и родителей...