Методическая разработка НОД по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Фонетическая тема "Звук и буква Д" Лексическая тема "Наш город"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Валуева Татьяна Владимировна

Материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей компенсирующих групп с ТНР (ОНР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Фонетическая тема «Звук и буква Д». Лексическая тема «Наш город».

Образовательный процесс построен на Рабочей программе коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелым нарушением речи) на основе образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи) ГБДОУ детский сад  № 33.

Цель:

Знакомство со звуком и буквой «Д». Закрепление и расширение  знаний детей о Старом Петергофе.

Задачи:

Коррекционные:

  • развивать функции фонематического анализа и синтеза (определение позиции звука «Д» в словах; подбор слов на звук «Д»);
  • закреплять умение определять характеристики согласных звуков;
  • закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки (Д - Дь);
  • закреплять навыки подбора родственных слов (слово ДОМ);
  • закреплять навыки составления звуковой схемы слов;
  • закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
  • знакомство с буквой Д

Образовательные:

  • расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Наш город»;
  • развитие связной речи;

Развивающие:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать высоту голоса;
  • развивать чувство ритма;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать друг друга;
  • воспитывать  умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативная
  • познание

       Образовательные технологии:

  • мнемотехника
  • пиктограммы
  • ИКТ, мультимедийные
  • элементы логоритмики

Подготовка к занятию.

Предварительная работа:

Знакомство со своим городом, с названиями улиц. Заучивание стихов и движений для пальчикового массажа.

Материал:

  • Демонстрационный:
  • Мультимедийный проектор и экран.
  • Подготовленная мультимедийная презентация «Наш город».
  • Картинки на звук «Д»;
  • План Старого Петергофа;
  • Доска с магнитами;
  • Шифровки;
  • Раздаточный:
  • Картинки – пиктограммы  характеристики звука «С»,
  • Карточки с цифрами для выкладывания звуковых схем слов.
  • Кружки синего, красного, зеленого цвета.
  • Картинки слов на звук «Д»;

Индивидуальная работа:

Саша  – правильное произношение звуков «С», «З» в словах.

Марина – правильное произношение звуков «С», «З» в словах

      Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здороваемся с гостями. Сначала подойдут ко мне те дети, у кого имя начинается на согласный звук. А потом, те у кого имя начинается на гласный звук.

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по нашему городу. На чем вы бы хотели отправится? (Пешком).

- Хорошо. Отправляемся пешком.

Вместе с нами пойдет на экскурсию девочка Даша. Только вот почему то Даша плачет. Давайте у нее спросим, что случилось?

- Даша говорит, что у нее потерялся брат Дима. Он ушел на улицу один. Дима не знает название улицы, на которой живет. Ребята, давайте поможем найти Диму (давайте).

2. Основная часть занятия.

  • Ребята, а вы знаете название улиц, на которых живете?

(Ботаническая, Шахматова, Чичеринская, Чебышевская, …)

- А кто из вас знает, на какой улице находится наш детский садик?

(Ботаническая)

Правильно, Ботаническая.

- Давайте найдем на карте Старого Петергофа эти улицы и отметим их магнитами.

(Дети выходят к доске, называют и отмечают.Отмечаем на карте нахождение детского сада.)

  • Сегодня мы с вами будем знакомиться с новым звуком. Давайте произнесем его вместе со мной.  «Д» Что вы можете сказать про этот звук?

Давайте выберем из картинок – пиктограмм подходящие для этого звука.

(Дети выбирают пиктограммы)

Теперь по нашим картинкам еще раз расскажем

(Звук не поется, рот прикрыт, есть преграда воздуху, произносим с голосом.Звук «Д» согласный, может быть твердым или мягким).

(Твердый звук «Д» в схеме будем обозначать синим кружком, мягкий – зеленым).

Посмотрите, (демонстрация картинки на мультимедийном экране) что это такое?

(Дом, дома).

- В нашем городе на улицах есть дома. Дома разные: высокие, в которых много этажей. Многоэтажные (много этажей).

- Повторите вместе со мной (многоэтажные).

- Есть дома одноэтажные (один этаж).

(Одноэтажные).

У каждого дома есть свой номер.

- А вы знаете номер своего дома? (Ответы детей).

  • Название улицы, на которой вы живете, номер дома и квартиры – это ваш адрес. Его нужно знать, чтобы не потеряться.

У нашего детского сада тоже есть адрес: улица Ботаническая дом 3 корпус 1.

Давайте отметим магнитом на карте этот адрес.

Ребята, давайте составим звуковую схему слова ДОМ.

(Ответы детей). (Выполняют задание).

- Кто из вас может составить схему на доске? (Ребенок выходит к магнитной доске и составляет схему.)

- Сколько звуков в слове? (В этом слове 3 звука)

- Сколько согласных звуков в этом слове? (В этом слове 2 согласных звука).

- Сколько гласных звуков в этом слове? (В этом слове гласных звуков?)

- Сколько в этом слове слогов? (В этом слове 1 слог).

- Какие еще слова могут подойти к этой схеме? (сон, сок, дым, нос, кот, мак).

- Давайте переделаем схему слова ДОМ, чтобы получилось ДОМИК

(Дети выполняют задание).

- Сколько слогов в этом слове? (Два слога).

  • На улице мы с вами Диму не нашли, пойдемте искать его в магазин.

(На экране картинка с изображением магазина). Давайте найдем наш магазин на карте. Магазин находится на улице Ботанической. На карте отмечаем магнитом.

- Для чего нам нужен магазин? (Чтобы там выбирать и покупать продукты и товары).

- В нашем магазине мы с вами тоже будем выбирать товары, но только те, в названии которых есть звук «Д».

Дети выбирают картинки. Убирают лишние в которых нет звука «Д».

Посмотрим на картинки, назовем их еще раз. А теперь закройте глаза. Картинки убираю. Вы открываете глаза и вспоминаете названия.

(ответы детей).

В магазине мы тоже не нашли Диму. Как вы думаете, где еще можно его поискать?

(Во дворе)

  • Давайте выйдем во двор и поищем там мальчика. Но, во дворе холодно, нам нужно будет много двигаться, чтобы не замерзнуть.

Выполняем упражнение речь с движением. Показываем движения. Начинаем говорить шепотом, постепенно наращивая силу голоса.

Снег, снег,

Белый снег.

Замело дорожки.

Я во двор иду гулять

С Катей и Сережкой.

У Сережки – лыжи.

У Катюши – санки.

Дайте покататься маленькой Оксанке!

Хорошо мы с вами поиграли во дворе. Куда еще мы можем пойти искать Диму?

(На почту)

  • - Правильно. В нашем городе есть еще почта.

(На экране картинка с изображением почты)

- Отметим почту на карте магнитом.

- Ребята, как вы думаете, что делают на почте?

(Ответы детей: отправляют письма, посылки)

- Чтобы написать письмо нужно составить предложения. Сейчас мы с вами попробуем составить предложения о почте.

(Ответы детей:На почте отправляют много писем и посылок.)

- Молодцы. Давайте составим схему этого предложения.

Сколько слов у вас получилось? (Ответы детей: получилось семь слов).

- Какое маленькое слово есть в этом предложении? (НА).

- Какое по счету оно в предложении? (Первое)

  • Ребята, куда еще мы можем пойти искать Диму? Что еще есть в нашем городе?

(Ответы детей: школы)

- Правильно. В нашем городе несколько школ. Отмечаем на карте 3 школы.

Для того, чтобы вам пойти в школу нужно много знать и уметь.

- Сегодня мы познакомимся с вами с буквой Д.

Прописываем букву на доске. Посмотрим из сколько частей состоит буква.

(Ответы детей: из шести.)

- На что похожа буква? (ответы детей: на домик с ножками)

- Прочитаем шифровку по первым звукам. Что получилось?

(Ответы детей:ДОМИНО)

- Молодцы. Прочитаем слово, которое спряталось в зеленых квадратах.

(Ответы детей:КНИГА)

- Молодцы. Прочитайте шифровку (зашифровано по буквам и цифрам)

(Ответы детей:ДИМА).

- Ребята, мы с вами нашли Диму, он оказывается пошел в школу.

  1. Итог занятия.

  • Вот и подошла наша с вами прогулка к концу. Пора нам возвращаться в наш детский сад.

- Кто из вас вспомнит адрес нашего детского сада? (ответы детей: улица Ботаническая дом 3 корпус 1).

- посмотрите внимательно на карту, как нам нужно пройти от школы до детского сада? Где будем переходить дорогу и как? (Ответы детей).

- Ребята,  вспомните чем мы сегодня занимались? (Гуляли по Старому Петергофу. Помогали Даше найти Диму.)

- Что нового сегодня узнали? (Узнали, что такое адрес.)

- Что было самое сложное? (Самое сложное было запомнить адрес.)

- Сегодня очень хорошо отвечали на занятии (имена детей). Молодцы.

А Даша и Дима вам приготовили подарки. (Раскраска карта Старого Петергофа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Методическая разработка: "Игры по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Дидактические игры способствуют развитиию фонематических процессов у старших дошкольников и могут использоваться воспитателями и логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса....