Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Дифференциация звуков "С" - "З"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка НОД "Дифференциация звуков "С"-"З" | 340.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР.
Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
Учитель-логопед: Семенец Валентина Андреевна
Цель: Обобщить и систематизировать у детей полученные знания
о звуках «С» - «З»
Задачи:
Коррекционные:
- Формировать навыки фонематического анализа и синтеза. Выполнять звуковой анализ слов из 4-6 звуков.
- Закреплять навыки составления схемы слова и подбора слов к схеме
- Закреплять навыки подбора родственных слов
- Закреплять умение дифференцировать звуки
- Закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков
Образовательные:
- Развитие связной речи
Развивающие:
- Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление
- Развивать слуховое, зрительное внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе отношение друг к другу и чувство взаимопомощи.
- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
- Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативная
- Познание
Образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровая
- Мнемотехника
- Развивающая
- Элементы логоритмики
Подготовка к занятию
Материал:
Демонстрационный:
- Мультимедийный проектор, экран
- Мнемотаблица
- Звуковые схемы слов
- Письмо с загадками
- Изображения Совёнка и Зайчонка
Раздаточный:
- Шапочки «Совёнок» и «Зайчонок»
- Наборы картинок к игре «Подари картинку Зайчонку и Совёнку»
- Лото «Назови и сосчитай птиц»
- Конверты с «деформированными предложениями»
Предварительная работа
Закрепление знаний о гласных и согласных звуках; звуковой анализ слов; составление предложений; выполнение упражнений на координацию речи с движением;
работа с мнемотаблицами.
Ход занятия
Оргмомент.
Логопед. Ребята, сегодня у нас будут гости.
Сюрпризный момент. Ворона приносит письмо. В письме загадки:
Днем спит, ночью летает, Мышей в лесу пугает. (Сова)
Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки, Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это…? (Зайка)
Вот, кто наши гости – Сова и Зайка! С каких звуков начинаются их имена? (Сова –С, Зайка –З). Чем похожи эти звуки? (Согласные, твердые). Чем отличаются эти звуки? («С»- глухой, «З» - звонкий).
Наши гости хотят поиграть с ребятами, но им нужны две команды. Кто хочет попасть в команду Совы? (Выходят желающие и надевают на голову шапочки Совы). А кто хочет быть в команде Зайчика ?(Дети надевают на голову шапочки Зайчика).
Основная часть.
Вот и первое задание. Подберите однокоренные слова к именам наших гостей. (Дети подбирают слова. Сова – совушка, совёнок, совиный, совята. Зайчик – зайчонок, зайчишка, заячий, зайчата)
Д/И «Подари картинку Совенку и Зайчонку»
(дифференциация звуков «С» - «З» в словах)
На экране изображение четырёх схем слов. У детей на столах лежат картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки «С» и «З». Необходимо к каждой схеме подобрать картинку.
Предметные картинки односложных слов со стечением согласных звуков в конце слова: КУСТ, МОСТ, ЗОНТ.
Предметные картинки односложных слов со стечением согласных звуков в начале слова: СТОЛ, СЛОН, ЗВОН.
Предметные картинки двусложных слов из двух открытых слогов: БУСЫ, ВАЗА, РОЗА.
Предметные картинки трехсложных слов из трех открытых слогов: СОЛОМА , ПОСУДА, ЗОЛОТО.
Дети берут картинки и ставят под схемы картинки, называя их и объясняя свой выбор.
Д/И «Составь предложение». Совёнок и Зайчонок составили предложения, но , похоже, им нужна помощь. Команде «Совята» предлагается «исправить» деформированное предложение: СОВА, ДУПЛО ,СПАТЬ ,В ,СТАРОМ. (Сова спит в старом дупле).
Команде «Зайчата» предлагается другое предложение: ЗАЯЦ, КУСТ, ЖИТЬ, ПОД, ЗЕЛЕНЫЙ (Заяц живет под зеленым кустом).
Вы очень хорошо справились с этим непростым заданием, порадовали Совёнка и Зайчонка.
Игра-лото «Назови и сосчитай птиц». Совенок и Зайчонок говорят, что в их лесу живут разные птицы. Нужно назвать этих птиц и сосчитать. На экране картинки, на которых изображено по одной птице : снегирь, сорока, голубь, синица, дятел. А дети берут себе карточки, на которых изображено по несколько птиц.
Логопед. На моей картинке изображен один красногрудый снегирь (белобокая сорока, сизокрылый голубь, желтогрудая синица, красноголовый дятел). Ребенок, у которого на карточке снегири, должен посчитать птиц и ответить, например: «У меня на картинке пять красногрудых снегирей».
Вы и с этим заданием отлично справились! Теперь пора нам отдохнуть.
Динамическая пауза. (Речь с движением) Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. Прыгать Заинька горазд, Он подпрыгнул много раз.
А теперь покажем нашим гостям, как мы можем рассказывать сказки.
Пересказ сказки «Как собака друга искала»
(с использованием мнемотаблицы).
Контроль за произношением звуков «С» - «З» в связной речи.
«Собака искала друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила Зайца и решила с ним подружиться. Ночью мимо пробежала Мышка. Собака услышала и залаяла. А Заяц испугался, подумал, что это пришёл Волк , и убежал в лес.
Собака решила подружиться с Волком: уж он, наверное, никого не боится! Ночью мимо пролетала Сова. Собака опять залаяла. Волк подумал, что это Медведь, испугался и убежал в лес.
Собака позвала Медведя, но тот и двух дней с Собакой не прожил. Приползла Змея, Медведь испугался и убежал в лес.
И вот, наконец, Собака встречает друга – Человека, который уж точно никого не боится!»
(Дети рассказывают сказку с использованием мнемотаблицы, стараясь правильно и четко произносить звуки «С» и «З»)
1 |
| |
|
|
|
| 2д |
|
Сегодня вы слушали и пересказывали сказку. Дома вы её не только расскажете, но и придумаете продолжение.
Заключительная часть. Рефлексия. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Нашим гостям Совёнку и Зайчонку очень понравилось с вами играть в интересные игры.
Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли (Называют).
Что понравилось? (Отвечают)
Что нового вы сегодня узнали? Какие задания вам показались лёгкими, а что вызвало затруднения? (отвечают)
Молодцы! Вы показали сегодня, что умеете справляться с трудностями, умеете работать в команде. Приятно было видеть, как вы помогали друг другу.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Домашние животные».
Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп ДОУ....
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».
Данный материал предназначен для проведения логопедических занятий в компенсирующей группе ДОУ для детей с ТНР ОНР 2-3 уровня, первого года обучения....
Конспекты образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук А"
Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков во 2 младшей группе. Тема "Звук "А"...
Конспект образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук У"
Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук "У"...
Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР. «Звук [Ч]». Лексическая тема «Весна».
Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми старшего возраста с ОВЗ ТНР ОНР...
Презентация к занятию Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР.«Звук [Ч]». Лексическая тема «Весна».
Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми старшего возраста с ОВЗ ТНР ОНР...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект занятия Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».
Данный материал предназначается учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп ОВЗ ТНР...