Методическая разработка для педагогов "Формироование фонематического восприятия у детей сТНР"
методическая разработка по логопедии

Развитие фонематического восприятия  полезно для детей не только с тнр, но и всем детям  дошкольного возраста. Эта тема  актуальна, так как происходит формирование предпосылок чтения и письма необходимого в начальном школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_fs.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.

Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова, что подтверждает многолетний практический опыт. Гарантировать стойкий навык произношения можно только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма и чтения.

Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:

1этап-дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;

2 этап - начальная стадия дифференциации фонем;

3 этап - завершающая стадия дифференциации фонем;

4 этап- появляется готовность к элементарному звуковому анализу;

5 этап – возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.

 

Если первые 3 этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте, то последние 2 этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.  

  1. -й начало 2 месяца жизни появляются первые условные рефлексы на звуковые раздражители.

3-4 месяц жизни- начало дифференциации разных звуков (звучание рояля и звон колокольчика), однородных звуков различной высоты. Основную смысловую нагрузку несет интонация.

 5-6 месяцев идет дальнейшее развитие слухового анализатора, начинает различать голоса людей и отвечать на них различным образом.

6-8 месяцев может правильно реагировать на произнесенное слово с указательным жестом на конкретный предмет (например, «часы»). Но такое же действие он может выполнять на похожие по звучанию слоги: «ти-ти», «ки-ки», т.е. узнаёт слово по его ритму.

Конец первого года жизни- ребёнок улавливает г. о. интонацию и ритм. На втором году жизни ребёнок начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов.

Логопедическая работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
  3. Различение слов близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

[Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду»]

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Факторы, осложняющие развитие фонематического слуха

  1. Анализ анамнеза большинства детей, испытывающих проблемы с дифференциацией неречевых звуков свидетельствует о наличии аденоидных разрастаний (2-3 степени).

  1. Вторичный характер нарушения фонематического слуха  зависит от степени выраженности дизартрии
  2. Моторная недостаточность – наличие симптоматики в артикуляционном аппарате ( гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.)

  1. Узнавание неречевых звуков

Цель: формирование умения узнавать неречевые звуки

 Примеры д/и «Что шуршит?», «Что звучит?», «Что гремит?», «Тихо-громко», «Отгадай игрушку».

  1. Формирование у детей способности различать высоту, силу, тембр голоса

Цель: формирование умения различать высоту, силу, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

Например ,д/и «Кто позвал?», «Кто кричит «АУ», «Подними картинку» (взрослый-детёныш), «Два котенка», использование сказки «Три медведя».

  1. Формирование способности различать слова близкие по звуковому составу

Цель: формирование у детей навыков различать слова близкие по звуковому составу

Д/и «Слушай-хлопай» (искаженное слово), «Покажи на картинке» (почка-бочка, пашня-башня, подушка- кадушка) (дифференциация звонких/глухих, твердых/мягких), «Одинаковые слова или разные» (объяснить значение), «Построй дорожку» (построить дорожку из похожих по звучанию слов рак-лак, сок-сук-сын), «Подбери рифму» (ветка-клетка, ком-дом)

  1. Дифференциация слогов

Цель: формировать способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость/глухость, твердость/мягкость, свистящие/шипящие и т.д

Д/и «Подними руку», «Подними флажок, когда услышишь новый слог» (на-на-на-па, ка-га-ка-ка), «Послушай слоги скажи какой лишний», «Хлопни/топни» (называние одинаковых слогов – хлопни, разные слоги- топни па-да, па-па), «Повтори дорожку» (да-та-да) «Звуковая мозаика»

Примечание:

  1. Предлагать слоги в которых используются слоги правильно произносимые.
  2. При трудностях воспроизведения трёх слогов (связано со снижением слуховой памяти на ряд )предложить задание из двух слогов.
  1. Дифференциация фонем

Цели:

 1. Формиование навыков дифференциации фонем.

2. Формирование звукового анализа.

Возможно использование зрительных символов гласных согласных звуков Ткаченко Т.А. + Т.Н.  Новикова- Иванцова

 Д/И «Покажи картинку», (У- поезд, А-ребенок, Т-молоток, В-ветер), «Слушай и хлопай» (Хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ) на гласный звук, например, А среди других гласных и т.д. То же самое среди согласных, например, звук М. «Слушай и повторяй» - АО, УА, АИ, ИО

Данное задание позволяет оценить, как серийную организацию речевых движений и особенности фонематического слуха.

«Подними руку, если слышишь звук».

[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];

[щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];

[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц];

[ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];

[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].

  1. Развитие навыков элементарного звукового анализа

Цель: Формирование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.

Варианты заданий:

  • «Положи столько кружков (палочек, звездочек и т.д.), сколько звуков я произнесла»: а  ау иоу
  • «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (слова содержащие звук М); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар. Фото ЛП
  • «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»
  •  «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».
  •  «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».
  • «Назови первый звук в слове»:
  • «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».
  • «Назови первый звук в слове»
  • «Назови первый и последний звуки в слове»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

методическая разработка по обследованию фонематического восприятия детей (5-6 лет)

материал для обследования фонематического восприятия и зрительного анализатора детей (5-6 лет)...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....