Методическая разработка для педагогов "Формироование фонематического восприятия у детей сТНР"
методическая разработка по логопедии
Развитие фонематического восприятия полезно для детей не только с тнр, но и всем детям дошкольного возраста. Эта тема актуальна, так как происходит формирование предпосылок чтения и письма необходимого в начальном школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_fs.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова, что подтверждает многолетний практический опыт. Гарантировать стойкий навык произношения можно только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма и чтения.
Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:
1этап-дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;
2 этап - начальная стадия дифференциации фонем;
3 этап - завершающая стадия дифференциации фонем;
4 этап- появляется готовность к элементарному звуковому анализу;
5 этап – возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.
Если первые 3 этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте, то последние 2 этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.
- -й начало 2 месяца жизни появляются первые условные рефлексы на звуковые раздражители.
3-4 месяц жизни- начало дифференциации разных звуков (звучание рояля и звон колокольчика), однородных звуков различной высоты. Основную смысловую нагрузку несет интонация.
5-6 месяцев идет дальнейшее развитие слухового анализатора, начинает различать голоса людей и отвечать на них различным образом.
6-8 месяцев может правильно реагировать на произнесенное слово с указательным жестом на конкретный предмет (например, «часы»). Но такое же действие он может выполнять на похожие по звучанию слоги: «ти-ти», «ки-ки», т.е. узнаёт слово по его ритму.
Конец первого года жизни- ребёнок улавливает г. о. интонацию и ритм. На втором году жизни ребёнок начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов.
Логопедическая работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы:
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
- Различение слов близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
[Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду»]
Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.
Факторы, осложняющие развитие фонематического слуха
- Анализ анамнеза большинства детей, испытывающих проблемы с дифференциацией неречевых звуков свидетельствует о наличии аденоидных разрастаний (2-3 степени).
- Вторичный характер нарушения фонематического слуха зависит от степени выраженности дизартрии
- Моторная недостаточность – наличие симптоматики в артикуляционном аппарате ( гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.)
- Узнавание неречевых звуков
Цель: формирование умения узнавать неречевые звуки
Примеры д/и «Что шуршит?», «Что звучит?», «Что гремит?», «Тихо-громко», «Отгадай игрушку».
- Формирование у детей способности различать высоту, силу, тембр голоса
Цель: формирование умения различать высоту, силу, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
Например ,д/и «Кто позвал?», «Кто кричит «АУ», «Подними картинку» (взрослый-детёныш), «Два котенка», использование сказки «Три медведя».
- Формирование способности различать слова близкие по звуковому составу
Цель: формирование у детей навыков различать слова близкие по звуковому составу
Д/и «Слушай-хлопай» (искаженное слово), «Покажи на картинке» (почка-бочка, пашня-башня, подушка- кадушка) (дифференциация звонких/глухих, твердых/мягких), «Одинаковые слова или разные» (объяснить значение), «Построй дорожку» (построить дорожку из похожих по звучанию слов рак-лак, сок-сук-сын), «Подбери рифму» (ветка-клетка, ком-дом)
- Дифференциация слогов
Цель: формировать способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость/глухость, твердость/мягкость, свистящие/шипящие и т.д
Д/и «Подними руку», «Подними флажок, когда услышишь новый слог» (на-на-на-па, ка-га-ка-ка), «Послушай слоги скажи какой лишний», «Хлопни/топни» (называние одинаковых слогов – хлопни, разные слоги- топни па-да, па-па), «Повтори дорожку» (да-та-да) «Звуковая мозаика»
Примечание:
- Предлагать слоги в которых используются слоги правильно произносимые.
- При трудностях воспроизведения трёх слогов (связано со снижением слуховой памяти на ряд )предложить задание из двух слогов.
- Дифференциация фонем
Цели:
1. Формиование навыков дифференциации фонем.
2. Формирование звукового анализа.
Возможно использование зрительных символов гласных согласных звуков Ткаченко Т.А. + Т.Н. Новикова- Иванцова
Д/И «Покажи картинку», (У- поезд, А-ребенок, Т-молоток, В-ветер), «Слушай и хлопай» (Хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ) на гласный звук, например, А среди других гласных и т.д. То же самое среди согласных, например, звук М. «Слушай и повторяй» - АО, УА, АИ, ИО
Данное задание позволяет оценить, как серийную организацию речевых движений и особенности фонематического слуха.
«Подними руку, если слышишь звук».
[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];
[щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];
[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц];
[ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];
[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].
- Развитие навыков элементарного звукового анализа
Цель: Формирование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.
Варианты заданий:
- «Положи столько кружков (палочек, звездочек и т.д.), сколько звуков я произнесла»: а ау иоу
- «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (слова содержащие звук М); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар. Фото ЛП
- «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»
- «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».
- «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».
- «Назови первый звук в слове»:
- «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».
- «Назови первый звук в слове»
- «Назови первый и последний звуки в слове»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
методическая разработка по обследованию фонематического восприятия детей (5-6 лет)
материал для обследования фонематического восприятия и зрительного анализатора детей (5-6 лет)...
"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....