«Занимательная логоритмика»
статья по логопедии (младшая группа)
В статье отражена цель, задачи, структура занятий по «Занимательной логоритмике». Предлагаемые в статье адаптированные оценочные материалы составлены по материалам обследования Г.А. Волковой, Ю. Разенковой, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха для детей третьего, четвертого года жизни, воспитывающихся в доме ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_logoritmike_no1.docx | 45.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Занимательная логоритмика»
Кияшко Ольга Ивановна, логопед ГКУЗ КО «Новокузнецкий дом ребенка специализированный №2 «Кроха»
Аннотация
В статье отражена цель, задачи, структура занятий по «Занимательной логоритмике». Предлагаемые в статье адаптированные оценочные материалы составлены по материалам обследования Г.А. Волковой, Ю. Разенковой, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха для детей третьего, четвертого года жизни, воспитывающихся в доме ребенка.
Ключевые слова
Создание условий, стимуляция, профилактика, «Занимательная логоритмика», неречевые процессы, речевые процессы, виды деятельности, адаптированные оценочные материалы.
У детей раннего, младшего дошкольного возраста не диагностируется интеллектуальная и речевая патология, не формулируется непосредственно психолого-педагогическое и логопедическое заключение. Поэтому основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для становления функциональных систем в соответствии с онтогенезом, стимуляция познавательного и речевого развития, профилактика отклонений в психомоторном и речевом развитии.
На протяжении многих лет в доме ребенка осуществляется «Занимательная логоритмика», являющаяся неотъемлемой частью совместной коррекционно – развивающей деятельности логопеда и музыкального руководителя.
Система логоритмической работы включает в себя два направления: воздействие на неречевые процессы; воздействие на речевые процессы.
Воспитание и развитие неречевых процессов включает в себя: развитие слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации, переключаемости движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание эмоционально - волевой и мотивационно-потребностной сфер.
Воспитание и развитие речевых процессов направлено на: формирование ротового выдоха, развитие продолжительности речевого выдоха, темпа, ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха (в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики, структуры дефекта речевого нарушения).
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Материал не проучивается заранее, а усваивается в процессе деятельности на занятии. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
Логоритмическая деятельность развивает умения и помогает ребёнку: проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; формировать положительное отношение к миру и к себе, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх; использовать речь для выражения желаний, мыслей, чувств, обращения с вопросами к взрослым и сверстникам и построения речевого высказывания в ситуации общения;владеть, контролировать и управлять основными движениями, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Цель.
Создание условий для удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном, речевом и физическом совершенствовании, укрепление здоровья.
Задачи.
Оздоровительно – профилактические (укрепление костно - мышечного аппарата, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, формирование правильного дыхания, формирование чувства равновесия).
Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей, предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений).
Развивающие (развитие координации движений во взаимосвязи с речью, музыкой, развитие фонематического слуха, просодических компонентов, развитие пространственного праксиса, гнозиса, систематическая работа по развитию психологической базы речи, развитие музыкально – ритмических движений).
В структуре занятий сочетаются различные виды деятельности: упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия, фонематического слуха; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, мимические упражнения; упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики; речевые упражнения без музыкального сопровождения; музыкально - ритмические упражнения, пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; элементы ИЗО деятельности; подвижные игры, драматизации; упражнения на релаксацию; ритуалы приветствия, прощания.
«Занимательная логоритмика» не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив детей.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты психолого – педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды.
Предлагаемые нами адаптированные оценочные материалы составлены по материалам обследования Г.А. Волковой, Ю. Разенковой, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха для детей третьего, четвертого года жизни, воспитывающихся в доме ребенка.
Направления обследования | Методика выявления | Уровень усвоения |
Обследование неречевых функций | ||
Обследование состояния общей моторики | Ребенку предлагается повторить за педагогом движения на ходьбу по кругу, на бег и прыжки, маршировку. | Низкий уровень (-)- 1 балл Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. Средний уровень (+-)- 2 балла Темп при выполнении проб и движений замедлен, отмечается поиск нужной позы. Высокий уровень (+)- 3 балла Движения выполняет быстро, правильно, четко. |
Обследование темпа | Ребенку предлагается повторить за взрослым следующие движения: движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить. | Низкий уровень (-)- 1 балл Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. Средний уровень (+-)- 2 балла Темп при выполнении проб и движений замедлен, отмечается поиск нужной позы. Высокий уровень (+)- 3 балла Движения выполняет быстро, правильно, четко. |
Обследование состояния тонкой моторики | Ребенку предлагается выполнить задания на определение кинестетической основы движений (выполнение проб): - указательный и средний пальцы выдвинуть вперед – «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена); - указательный палец и мизинец выдвинуты вперед – «коза» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижаты к ладони); - сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке. Предлагаются задания на определение кинетической основы движений: по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой. При оценке проб и движений учитываются: темп, правильность, четкость выполнения движений. | Низкий уровень (-)- 1 балл Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. Средний уровень (+-)- 2 балла Темп при выполнении проб и движений замедлен, отмечается поиск нужной позы. Высокий уровень (+)- 3 балла Движения выполняет быстро, правильно, четко. |
Обследование слухового внимания | Ребенку предлагается показать, какой предмет прозвучал: барабан, погремушка, колокольчик. Определить направление звучания предмета или игрушки. Отмечает хлопками тихое и громкое звучание предмета (игрушки). | Низкий уровень (-) – 1 балл Ребенок затрудняется в определении звучащего предмета и направления (неправильное называние или показ звучащего предмета направления звучания предмета). Не может определить хлопками громкость звучания предмета. Средний уровень (+-)- 2 балла С помощью взрослого называет предметы и направление звучания, определяет хлопками громкость звучания. Высокий уровень (+)- 3 балла Самостоятельно называет предмет и направление звучания. Отмечает хлопками тихое и громкое звучание предмета (игрушки). |
Обследование ритмического чувства | Взрослый ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок воспроизводит услышанное. | Низкий уровень (-)- 1 балл Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. Средний уровень (+-)- 2 балла Темп при выполнении проб и движений замедлен, допускаются небольшие погрешности. Высокий уровень (+)- 3 балла Движения выполняет быстро, правильно, четко. |
Обследование движений по тексту, умения передавать образы | Взрослый показывает движения под музыку и предлагает ребенку их повторить. Аналогично передать образ зайки, птички и т.д. | Низкий уровень (-)- 1 балл Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. Средний уровень (+-)- 2 балла Темп при выполнении проб и движений замедлен, допускаются небольшие погрешности. Высокий уровень (+)- 3 балла Движения выполняет быстро, правильно, четко. |
Обследование речевого развития | ||
Обследование звуковой культуры речи | При исследовании проверяется сила голоса, состояние имитационных способностей детей с опорой на картинки. Ребенку предлагается показать вслед за педагогом, как девочка укачивает куклу (а-а-а), болеет и стонет зайчик (о-о-о), гудит поезд (у-у-у), кричит лошадка (и-и-и), плачет малыш (уа), кричат дети (ау), мяукает кошка (мяу), лает собака (ав), мычит корова (му), пищит цыпленок (пи-пи-пи), кудахчет курица (ко-ко-ко), кричат гуси (га-га-га), бежит водичка из крана (с-с-с), звенит комарик (з-з-з), сорока цокает (ц-ц-ц). | Низкий уровень (-)- 1 балл Ребенок не всегда четко произносит гласные, наблюдаются искажения или замены свистящих звуков звуками раннего онтогенеза. Возникают трудности в изменении силы голоса. Средний уровень (+-) – 2 балла Ребенок четко произносит гласные, наблюдается искаженное произношение свистящих звуков. Иногда возникают трудности в изменении силы голоса. Высокий уровень (+) – 3 балла Четко произносит гласные, свистящие звуки, плавно изменяет силу голоса от тихого звучания к громкому и наоборот. |
Обследование состояния дыхательной функции | Отмечается длина речевого выдоха. | Низкий уровень (-) – 1 балл Дыхание ребенка грудное или верхнеключичное, длина речевого выдоха менее 2 секунд. Средний уровень (+-)- 2 балла Дыхание смешанное (грудное, верхнеключичное), длина речевого выдоха не менее 2 секунд. Высокий уровень (+)- 3 балла Дыхание диафрагмальное или смешанное, длина речевого выдоха не менее 4 секунд. |
Обследование формирования словаря | Ребенку предлагается: - назвать изображения на картинках (несколько игрушек, предметы посуды, одежды, обуви, животных); - назвать действия, совершаемые детьми на сюжетных картинках (сидит, стоит, играет, рисует); - назвать цвет игрушек на предметных картинках (красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок), размер игрушек (большой шар, маленький шар), вкус продуктов (сладкая конфета, кислый лимон). - назвать наречия, обозначающие количество предметов (много, мало), ощущения (тепло, холодно, вкусно). | Низкий уровень (-) – 1 балл Словарный запас ребенка значительно отстает от возрастной нормы: отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Ребенок не знает названий цвета предмета, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Средний уровень (+-)- 2 балла Словарный запас приближен к возрастной норме. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений. Высокий уровень (+) – 3 балла Словарный запас соответствует возрастной норме. Правильно употребляет разные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия. |
Обследование грамматического строя речи | - Употребление ребенком существительных в именительном падеже единственного и множественного числа при назывании картинок (стол – столы, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки); - употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога при ответе на вопрос по картинкам: «Что ты видишь?» (Вижу дом, вижу куклу); - согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода при ответе на вопрос по картинке: «Какой мяч, шар? (Красный мяч, синий шар), «Какая чашка, лопатка?» (Красная чашка, синяя лопатка), согласование притяжательных местоимений с существительными (Моя груша, мой апельсин); - употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами при ответах на вопрос по картинкам: «Где лежит кубик?» (В коробке, на коробке, под коробкой); - употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами при назывании большого и маленького предметов, изображенных на картинке, по образцу (Дом – домик, стул – стульчик, чашка-чашечка, кукла – куколка); - употребление глаголов в форме единственного и множественного числа в изъявительном наклонении при назывании действий одного или нескольких объектов по картинкам (Петух поет – петухи поют, рыбка плывет – рыбки плывут, мальчик играет – мальчики играют); - употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам (Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика. Девочка одевается. – Мама одевает девочку.) | Низкий уровень (-)- 1 балл Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций, которые выражаются: в неумении образовывать множественное число существительных, неправильном употреблении падежных окончаний; в отсутствии согласования местоимений, прилагательных с существительными; в опускании предлогов. Ошибки встречаются при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, при употреблении возвратных и невозвратных глаголов. Средний уровень(+-)- 2 балла Наблюдаются ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дети затрудняются в использовании как простых, так и сложных предлогов. Высокий уровень (+) – 3 балла Аграмматизмы встречаются редко: иногда на месте одних приставок использует другие. Употребляет простые предлоги, союзы. |
Обследование состояния связной речи | Ребенку задаются вопросы, касающиеся обиходно-бытовой тематики. Устанавливается, какие предложения использует ребенок при ответе на вопросы: однословные или простые (из 2слов), распространенные (более 2 слов) или сложные. Далее ребенок должен рассказать знакомую сказку. В ходе наблюдения фиксируется характер общения ребенка с окружающими. | Низкий уровень (-)- 1 балл Предложения однословные или из двух слов. От пересказа сказки отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. Средний уровень (+-) – 2 балла Фраза простая, распространенная (до 3-4 слов). Пересказывает знакомые сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с окружающими вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм. Высокий уровень (+)- 3 балла Использует предложения с однородными членами, начинает употреблять сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Речь связная. Охотно пересказывает знакомые сказки при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. |
Обследование состояния артикуляционной моторики | Проводится по подражанию педагогу следующих упражнений: широко улыбнуться («улыбка»); вытянуть губы, как слоник («хоботок»); показать широкий язык («лопата»); положить язык сначала на верхнюю, потом на нижнюю губу («качели»); подвигать языком влево-вправо («часики»); сделать лакательные движения языком («кошечка лакает молоко»); пощелкать языком («лошадка»). При оценке учитываются: правильность, четкость, быстрота выполнения движений. | Низкий (-)- 1 балл Темп движений резко замедлен, четкость выполнения движений грубо нарушена. Средний уровень (+-)- 2 балла Темп движений замедлен, четкость негрубо нарушена. Высокий уровень (+)- 3 балла Движения выполняются правильно, быстро, четко. |
Наблюдение за динамикой в развитии внимания, мышления, работоспособности, эмоционально-волевой сферы | Педагог наблюдает за проявлением познавательной активности, концентрацией внимания, работоспособность, контактность. | Низкий уровень (-)- 1 балл Интерес к познавательной деятельности отсутствует или слабо выражен. Ребенок не концентрирует внимание на протяжении всего занятия, наблюдаются низкая работоспособность, повышенная отвлекаемость, недостаточно целенаправленная деятельность. Мышление инертное, наглядно-действенное. Часто действует импульсивно, с трудом переключается с одного задания на другое. Наблюдается избирательность контактов в отношениях с окружающими, часто негативизм. Средний уровень (+-)- 2 балла Начинает формироваться интерес к познавательной деятельности. Ребенку удается сконцентрировать внимание, сохранить работоспособность на протяжении большей части занятия. Мышление наглядно-действенное. В конце занятия начинает действовать импульсивно, отвлекается. В контакт с окружающими вступает неохотно, эмоциональные реакции не устойчивы. Высокий уровень (+)- 3 балла Наблюдается интерес к познавательной деятельности, деятельность целенаправленна Внимание устойчивое, работоспособность сохранена на протяжении всего занятия. Начинает формироваться наглядно-образное мышление. Легко вступает в контакт со взрослым, детьми, эмоциональные реакции устойчивы и адекватны. |
В начале нового учебного года (сентябрь) проводится первичный мониторинг с определением уровня индивидуального развития. Он позволяет комплексно оценить стартовые возможности каждого ребенка и при необходимости индивидуализировать работу для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания логоритмики.
После заполнения индивидуальной карты развития осуществляется коррекционно – развивающая работа с учетом календарно – тематического планирования, ведётся динамическое наблюдение за развитием ребенка.
В декабре проводится промежуточная диагностика для оценки динамики развития ребенка.
В мае проводится итоговая диагностика и делается сравнительный анализ для определения уровня усвоения материала и эффективности педагогического воздействия.
Технология работы по диагностике следующая:
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню.
Этап 2. Когда все дети прошли процедуру аттестации , высчитывается итоговый показатель в %. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями. Этот показатель необходим для ведения учёта промежуточных результатов освоения «Занимательной логоритмики».
Двухступенчатая система процедуры аттестации позволяет оперативно находить неточности в построении образовательного процесса и выделять детей с проблемами в развитии, своевременно наметить индивидуальную работу с детьми.
Список литературы:
Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: Детство – Пресс, 2001.-с.240
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.
Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...
Методическая разработка открытого занятия, тема: "Введение в образовательную программу «Занимательная логоритмика»". Возраст обучающихся 5-6 лет.
Знакомство детей в игровой форме с основными направлениями и формами логоритмических занятий....
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.
Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...
Образовательно – развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя при проведении «Занимательной логоритмики» в соответствии с направлениями развития воспитанников дома ребенка, представленными в пяти образовательных областях
В статье представлены задачи, содержание деятельности специалистов с учетом возраста детей. Содержание деятельности составлено в соответствии с направлениями развития воспитанн...
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ .
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ . В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно ...
Занимательная логоритмика. Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением для детей 6–7 лет
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...
Консультация для родителей "Занимательная логоритмика"
ЛОГОРИТМИКАЭТО СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ,В КОТОРЫХ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ СОЧЕТАЮТСЯ С ПРОИЗНЕСЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА...