Образовательно – развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя при проведении «Занимательной логоритмики» в соответствии с направлениями развития воспитанников дома ребенка, представленными в пяти образовательных областях
статья по логопедии (младшая группа)

В статье  представлены задачи,  содержание деятельности специалистов с учетом возраста детей.  Содержание деятельности составлено в  соответствии с направлениями развития воспитанников, представленными в пяти образовательных областях. В статье представлено перспективное планирование логоритмических занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no2_po_logoritmike.docx46.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательно – развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя при проведении «Занимательной логоритмики»  в соответствии с направлениями развития воспитанников дома ребенка, представленными в пяти образовательных областях

 Кияшко Ольга  Ивановна, логопед ГКУЗ КО «Новокузнецкий дом ребенка специализированный №2 «Кроха»

Аннотация

В статье  представлены задачи,  содержание деятельности специалистов с учетом возраста детей.  Содержание деятельности составлено в  соответствии с направлениями развития воспитанников, представленными в пяти образовательных областях. В статье представлено перспективное планирование логоритмических занятий.

Ключевые слова

Ранний возраст, дошкольный возраст, занимательная логоритмика,  задачи, содержание, образовательная область, социально – коммуникативное развитие,   речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, перспективное планирование.

Основное представление о мире, в котором мы живем, коммуникативная и социальная компетентность, критерии элементарных нравственных оценок событий, которые происходят вокруг, складываются уже в раннем детстве. Таким образом, проблема целенаправленного поиска путей оказания помощи ребенку в становлении его личности остается  актуальной,  и по сей день.  

Приоритетными задачами педагогов при  реализации «Занимательной логоритмики» являются: изучение психофизиологических возможностей детей раннего,  дошкольного возраста и актуализация их творческого и познавательного, речевого  потенциала в специально организованном процессе, который органически интегрирует в себе различные направления.  Поиск путей достижения задач всестороннего и здоровьесберегающего развития личности ребёнка нашёл свое  отражение в раскрытии содержания деятельности специалистов при проведении «Занимательной логоритмики». Намеченное нами содержание деятельности опирается на  Основную образовательную программу ДО ГКУЗ КО НДРС№2 «Кроха».

Таблица №1

Возраст

Задачи:

Содержание деятельности логопеда, музыкального руководителя

Ранний возраст (от 2 г. до 3 лет)

ОО «Речевое развитие»

Развивать разные стороны речи в специально организованных играх и  на занятиях.

Развивать речь у детей  посредством приобщения к художественной литературе.

Формирование словаря

Развитие понимания речи и активизация  словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.

Грамматический строй речи

 Обучать  согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).  

Связная речь        

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Развитие общения ребенка со взрослыми.

 Развитие общения ребенка с другими детьми.

Развитие игры.

В сфере развития общения со взрослым

Способствовать поддержанию    инициативы детей   в общении и предметно-манипулятивной активности, поощрять  их  действия.

Способствовать  развитию позитивного представления о себе и положительного самоощущения.

В сфере развития игры

Организовывать соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомить детей с различными игровыми сюжетами,

ОО «Познавательное развитие»

Познакомить детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями.

Развивать познавательно-исследовательскую активность и познавательные способности.

В сфере ознакомления с окружающим миром

 Знакомить  с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в ходе игр на занятии.

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей

Поощрять  любознательность и исследовательскую  деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Развивать у детей эстетическое отношение к окружающему миру.

Приобщать к изобразительным видам деятельности.

Приобщать  к музыкальной культуре;

Приобщать  к театрализованной деятельности.

В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру

Привлекать   внимания детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлечение  их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживать  выражение эстетических переживаний ребенка.

В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности

Предоставлять   детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; закреплять  простые приемы изобразительной деятельности; поощрять  воображение и творчество детей.

В сфере приобщения к музыкальной культуре.

Предоставлять   детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами.

Пение  вместе с детьми песен, выполнение ритмичных движений  под музыку; поощрять   проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.

В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности

Знакомить  детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценировка   знакомых детям сказок, стихов,

Принимать посильное участие в инсценировках.

ОО «Физическое развитие»

Укреплять  здоровье детей, формировать  ценности здорового образа жизни.

Развивать  различные виды двигательной активности.

Формировать навыки безопасного поведения.

В сфере развития различных видов двигательной активности

Проведение подвижных игр, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки.

Вовлечение  детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.

В сфере формирования навыков безопасного поведения

Создание    безопасной  среды, а также предостерегать детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью.

Дошкольный возраст

(3 до 4 лет)

ОО «Речевое развитие»

Создавать  условия  для:

формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка.

Развивать речь у детей  посредством приобщения к художественной литературе.

Формирование словаря

 На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Уточнять  название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г;  ф-в;  т-с-з-ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).

Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь

Обучать   умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

 Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Создавать  условия для

развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям.

Развивать коммуникативную,  социальную компетентность.

 Развивать  игровую  деятельность.

В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям

Создавать   условия для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности).

 Развивать  положительное отношение ребенка к окружающим его людям: воспитывать уважение и терпимость к другим детям и взрослым.

В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности

Предоставить   ребенку возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу.

 Формировать у ребенка представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др.

 Расширять  словарный  запас и умение логично и связно выражать свои мысли.

 Осваивать    элементарные  правила этикета и безопасного поведения дома, на улице.

В сфере развития игровой деятельности Использовать   дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности.

ОО «Познавательное развитие»

Создавать  условия для:

развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей.

Развивать  представления в разных сферах знаний об окружающей  действительности.

В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей

Создавать   насыщенную  предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.

Использовать  познавательные игры, лото, конструирование и пр.

В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности

Создавать возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии.,  Побуждать ребенка задавать вопросы.

Развивать   способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.); применять основные понятия, структурирующие время (например, до – после, вчера – сегодня – завтра, названия месяцев и дней).

Развивать  умения применять такие понятия, как «больше, меньше, равно»; устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, куб, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»).

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Создавать  условия  для:

развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора.

Приобщать  к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Приобщение к искусству

Развивать  эмоциональную  восприимчивость, эмоциональный  отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Изобразительная деятельность

Развивать  интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Воспитывать  эмоциональную  отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитывать  желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность

Приобщать  к конструированию; развивать  интерес к конструктивной деятельности.

Воспитывать  умение работать коллективно.

Музыкальная деятельность

 Воспитывать  эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Обучать  более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).

ОО «Физическое развитие»

Способствовать приобретению двигательного опыта и совершенствования двигательной активности.

Формировать  овладением  подвижными играми с правилами.

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте

Развивать у ребенка представления о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.

Проведение   подвижных игр, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

Нами было составлено так же  перспективное планирование с учетом пособий  (Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика», М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет»; Картушина М.Ю. «Забавы для малышей», Н.А. Лукина «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста» и др.). Проведение логоритмики в летний – оздоровительный период рассматривается  нами как развлечение для детей и проводится  на улице, с учетом погоды.

Таблица №2

Месяц

Неделя/ лексическая тема

Логоритмическое мероприятие

Сентябрь/ Осень

1 неделя

«Здравствуй, осень»

2 неделя

«Здравствуй, осень»

3 неделя/ Приметы осени.

«Вам от осени привет!»

4 неделя/ Овощи. Огород. Фрукты. Сад. Праздник урожая.

«Вам от осени привет!»

Октябрь/ Человек

1 неделя/ Я – ребенок. Части тела, лица.

«Приходи на огород»

2 неделя/ Туалетные принадлежности.

«Приходи на огород»

3 неделя/ Семья.

«Яблонька»

4 неделя/ Обобщение по теме.

«Яблонька»

Ноябрь/ Дом

1 неделя/ Мебель.

«Кукла Маня и Ванька в гостях у бабушки»

2 Неделя/ Посуда.

«Кукла Маня и Ванька в гостях у бабушки»

3 неделя/ Продукты питания.

«На новоселье к бабушке»

4 неделя/ Обобщение по теме.

«На новоселье к бабушке»

Декабрь/ Зима.

1 неделя/ Приметы зимы. Птицы зимой.

«Как по снегу, по метели наши саночки летели»

2 неделя/ Одежда.

«Как по снегу, по метели наши саночки летели»

3 неделя/ Обувь

«Праздник приближается, елка наряжается»

4 неделя/ обобщение по теме.

«Праздник приближается, елка наряжается»

Январь / Игрушки

1 неделя/

Мячики. Кубики. Машинки.

«Снеговик, снеговик появился во дворе»

2 неделя/ Кукла. Неваляшка.

«Снеговик, снеговик появился во дворе»

3 неделя/ Мишка. Зайка.

«Маленькая птичка прилетела к нам»

4 неделя/ Обобщение по теме.

«Маленькая птичка прилетела к нам»

Февраль/ Домашние животные

1 неделя/ Собака. Кошка.

«У кого усатая мода полосатая»

2 неделя/ Лошадь. Корова.

«У кого усатая мода полосатая»

3 неделя/ Коза. Свинья.

«Очень холодно зимой»

4 неделя/

Обобщение по теме.

«Очень холодно зимой»

Март/ Дикие животные

1 неделя / Заяц. Лиса.

«Мишка и зайка встречают весну».

2 неделя/ Медведь. Волк.

«Мишка и зайка встречают весну».

3 неделя/ Белка. Еж.

«Гости»

4 неделя/ Обобщение по теме.

«День рождения белки Настасьи»

Апрель/ Весна

1 неделя/ Приметы весны.

«Кто стучится в двери к нам»

2 неделя/ Транспорт (машина, автобус, трамвай, поезд, корабль, самолет)

«Вот поезд наш едет»

3 неделя Улицы, дворы, аллеи, дома.

«Вот поезд наш едет»

4 неделя/ Обобщение по теме.

«Танюшка»

Май/ Домашние птицы

1 неделя/ Петушок с семьей

«На птичьем дворе»

2 неделя/ Утка с утятами. Гусь с гусятами

«На птичьем дворе»

3 неделя

«Мы морковь сажали»

4 неделя

«Мы морковь сажали»

Июнь

1 неделя/ Лето. Приметы.

«На полянке»

2 неделя/ Цветы.

«На полянке»

3 неделя/ Насекомые.

«Как муравьишка дом солнышка искал»

4 неделя/ Обобщение по теме.

«Как муравьишка дом солнышка искал»

Июль

1 неделя/ Летние забавы.

«Мишка»

2 неделя/ Игры с песком.

«Мишка»

3 неделя/ Игры с водой.

«Матрешка»

4 неделя/ Игры с природными материалами.

«Матрешка»

Август

1 неделя/ Ягоды.

«Дудочка»

2 неделя/ Явления природы.

«Дудочка»

3 неделя/ Деревья, кустарники.

«Прогулка в лес»

4 неделя/ Обобщение по теме.

«Прогулка в лес»

Список литературы:

Волкова Г.А.   Логопедическая ритмика.-  М.:  Владос,  2003.-с.

Дедюхина  Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. - М.: Айрис Пресс,  2006.- с.

Лукина  Н.А.  Логоритмические занятия с детьми раннего возраста.- СПб.: Паритет,  2004.-с.

Картушина  М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет.- М.: Творческий центр Сфера,  2006.-с.160

Картушина  М.Ю. Забавы для малышей. - М.: Творческий центр Сфера, 2009.-с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 4 2013 г. "Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя через современные образовательные технологии. Домик Весёлого Язычка". (коррекционно - развивающие игры для детей старшей группы).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Ранний возраст

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,  представленными в пяти образовательных областях...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.

Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...

Индивидуальная программа развития воспитанника Дома ребенка

Индивидуальная программа развития воспитанника позволяет осуществлять коррекционно-образовательную деятельность по направлениям ООП: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", ...

Физическое развитие воспитанников Дома ребенка посредством подвижных игр, презентация

Физическое развитие воспитанников Дома ребенка посредством подвижных игр, презентация...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для воспитанников с ТНР «Деревья осенью» (интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое р

Цель: Развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилин),  формировать умения передавать в работе характерные особенности вн...