Образовательно – развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя при проведении «Занимательной логоритмики» в соответствии с направлениями развития воспитанников дома ребенка, представленными в пяти образовательных областях
статья по логопедии (младшая группа)
В статье представлены задачи, содержание деятельности специалистов с учетом возраста детей. Содержание деятельности составлено в соответствии с направлениями развития воспитанников, представленными в пяти образовательных областях. В статье представлено перспективное планирование логоритмических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no2_po_logoritmike.docx | 46.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательно – развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя при проведении «Занимательной логоритмики» в соответствии с направлениями развития воспитанников дома ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Кияшко Ольга Ивановна, логопед ГКУЗ КО «Новокузнецкий дом ребенка специализированный №2 «Кроха»
Аннотация
В статье представлены задачи, содержание деятельности специалистов с учетом возраста детей. Содержание деятельности составлено в соответствии с направлениями развития воспитанников, представленными в пяти образовательных областях. В статье представлено перспективное планирование логоритмических занятий.
Ключевые слова
Ранний возраст, дошкольный возраст, занимательная логоритмика, задачи, содержание, образовательная область, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, перспективное планирование.
Основное представление о мире, в котором мы живем, коммуникативная и социальная компетентность, критерии элементарных нравственных оценок событий, которые происходят вокруг, складываются уже в раннем детстве. Таким образом, проблема целенаправленного поиска путей оказания помощи ребенку в становлении его личности остается актуальной, и по сей день.
Приоритетными задачами педагогов при реализации «Занимательной логоритмики» являются: изучение психофизиологических возможностей детей раннего, дошкольного возраста и актуализация их творческого и познавательного, речевого потенциала в специально организованном процессе, который органически интегрирует в себе различные направления. Поиск путей достижения задач всестороннего и здоровьесберегающего развития личности ребёнка нашёл свое отражение в раскрытии содержания деятельности специалистов при проведении «Занимательной логоритмики». Намеченное нами содержание деятельности опирается на Основную образовательную программу ДО ГКУЗ КО НДРС№2 «Кроха».
Таблица №1
Возраст | Задачи: | Содержание деятельности логопеда, музыкального руководителя | |
Ранний возраст (от 2 г. до 3 лет) | ОО «Речевое развитие» | ||
Развивать разные стороны речи в специально организованных играх и на занятиях. Развивать речь у детей посредством приобщения к художественной литературе. | Формирование словаря Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Грамматический строй речи Обучать согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Связная речь Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. | ||
ОО «Социально – коммуникативное развитие» | |||
Развитие общения ребенка со взрослыми. Развитие общения ребенка с другими детьми. Развитие игры. | В сфере развития общения со взрослым Способствовать поддержанию инициативы детей в общении и предметно-манипулятивной активности, поощрять их действия. Способствовать развитию позитивного представления о себе и положительного самоощущения. В сфере развития игры Организовывать соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомить детей с различными игровыми сюжетами, | ||
ОО «Познавательное развитие» | |||
Познакомить детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями. Развивать познавательно-исследовательскую активность и познавательные способности. | В сфере ознакомления с окружающим миром Знакомить с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в ходе игр на занятии. В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей Поощрять любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. | ||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | |||
Развивать у детей эстетическое отношение к окружающему миру. Приобщать к изобразительным видам деятельности. Приобщать к музыкальной культуре; Приобщать к театрализованной деятельности. | В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру Привлекать внимания детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлечение их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживать выражение эстетических переживаний ребенка. В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности Предоставлять детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; закреплять простые приемы изобразительной деятельности; поощрять воображение и творчество детей. В сфере приобщения к музыкальной культуре. Предоставлять детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Пение вместе с детьми песен, выполнение ритмичных движений под музыку; поощрять проявления эмоционального отклика ребенка на музыку. В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности Знакомить детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценировка знакомых детям сказок, стихов, Принимать посильное участие в инсценировках. | ||
ОО «Физическое развитие» | |||
Укреплять здоровье детей, формировать ценности здорового образа жизни. Развивать различные виды двигательной активности. Формировать навыки безопасного поведения. | В сфере развития различных видов двигательной активности Проведение подвижных игр, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлечение детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики. В сфере формирования навыков безопасного поведения Создание безопасной среды, а также предостерегать детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. | ||
Дошкольный возраст (3 до 4 лет) | ОО «Речевое развитие» | ||
Создавать условия для: формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка. Развивать речь у детей посредством приобщения к художественной литературе. | Формирование словаря На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Связная речь Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. | ||
ОО «Социально – коммуникативное развитие» | |||
Создавать условия для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям. Развивать коммуникативную, социальную компетентность. Развивать игровую деятельность. | В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям Создавать условия для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности). Развивать положительное отношение ребенка к окружающим его людям: воспитывать уважение и терпимость к другим детям и взрослым. В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности Предоставить ребенку возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Формировать у ребенка представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др. Расширять словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли. Осваивать элементарные правила этикета и безопасного поведения дома, на улице. В сфере развития игровой деятельности Использовать дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности. | ||
ОО «Познавательное развитие» | |||
Создавать условия для: развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей. Развивать представления в разных сферах знаний об окружающей действительности. | В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей Создавать насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами. Использовать познавательные игры, лото, конструирование и пр. В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности Создавать возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии., Побуждать ребенка задавать вопросы. Развивать способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.); применять основные понятия, структурирующие время (например, до – после, вчера – сегодня – завтра, названия месяцев и дней). Развивать умения применять такие понятия, как «больше, меньше, равно»; устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, куб, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»). | ||
ОО «Художественно – эстетическое развитие» | |||
Создавать условия для: развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора. Приобщать к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. | Приобщение к искусству Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Изобразительная деятельность Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Конструктивно-модельная деятельность Приобщать к конструированию; развивать интерес к конструктивной деятельности. Воспитывать умение работать коллективно. Музыкальная деятельность Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Обучать более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.). | ||
ОО «Физическое развитие» | |||
Способствовать приобретению двигательного опыта и совершенствования двигательной активности. Формировать овладением подвижными играми с правилами. | В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте Развивать у ребенка представления о своем теле, произвольности действий и движений ребенка. Проведение подвижных игр, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук. |
Нами было составлено так же перспективное планирование с учетом пособий (Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика», М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет»; Картушина М.Ю. «Забавы для малышей», Н.А. Лукина «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста» и др.). Проведение логоритмики в летний – оздоровительный период рассматривается нами как развлечение для детей и проводится на улице, с учетом погоды.
Таблица №2
Месяц | Неделя/ лексическая тема | Логоритмическое мероприятие |
Сентябрь/ Осень | 1 неделя | «Здравствуй, осень» |
2 неделя | «Здравствуй, осень» | |
3 неделя/ Приметы осени. | «Вам от осени привет!» | |
4 неделя/ Овощи. Огород. Фрукты. Сад. Праздник урожая. | «Вам от осени привет!» | |
Октябрь/ Человек | 1 неделя/ Я – ребенок. Части тела, лица. | «Приходи на огород» |
2 неделя/ Туалетные принадлежности. | «Приходи на огород» | |
3 неделя/ Семья. | «Яблонька» | |
4 неделя/ Обобщение по теме. | «Яблонька» | |
Ноябрь/ Дом | 1 неделя/ Мебель. | «Кукла Маня и Ванька в гостях у бабушки» |
2 Неделя/ Посуда. | «Кукла Маня и Ванька в гостях у бабушки» | |
3 неделя/ Продукты питания. | «На новоселье к бабушке» | |
4 неделя/ Обобщение по теме. | «На новоселье к бабушке» | |
Декабрь/ Зима. | 1 неделя/ Приметы зимы. Птицы зимой. | «Как по снегу, по метели наши саночки летели» |
2 неделя/ Одежда. | «Как по снегу, по метели наши саночки летели» | |
3 неделя/ Обувь | «Праздник приближается, елка наряжается» | |
4 неделя/ обобщение по теме. | «Праздник приближается, елка наряжается» | |
Январь / Игрушки | 1 неделя/ Мячики. Кубики. Машинки. | «Снеговик, снеговик появился во дворе» |
2 неделя/ Кукла. Неваляшка. | «Снеговик, снеговик появился во дворе» | |
3 неделя/ Мишка. Зайка. | «Маленькая птичка прилетела к нам» | |
4 неделя/ Обобщение по теме. | «Маленькая птичка прилетела к нам» | |
Февраль/ Домашние животные | 1 неделя/ Собака. Кошка. | «У кого усатая мода полосатая» |
2 неделя/ Лошадь. Корова. | «У кого усатая мода полосатая» | |
3 неделя/ Коза. Свинья. | «Очень холодно зимой» | |
4 неделя/ Обобщение по теме. | «Очень холодно зимой» | |
Март/ Дикие животные | 1 неделя / Заяц. Лиса. | «Мишка и зайка встречают весну». |
2 неделя/ Медведь. Волк. | «Мишка и зайка встречают весну». | |
3 неделя/ Белка. Еж. | «Гости» | |
4 неделя/ Обобщение по теме. | «День рождения белки Настасьи» | |
Апрель/ Весна | 1 неделя/ Приметы весны. | «Кто стучится в двери к нам» |
2 неделя/ Транспорт (машина, автобус, трамвай, поезд, корабль, самолет) | «Вот поезд наш едет» | |
3 неделя Улицы, дворы, аллеи, дома. | «Вот поезд наш едет» | |
4 неделя/ Обобщение по теме. | «Танюшка» | |
Май/ Домашние птицы | 1 неделя/ Петушок с семьей | «На птичьем дворе» |
2 неделя/ Утка с утятами. Гусь с гусятами | «На птичьем дворе» | |
3 неделя | «Мы морковь сажали» | |
4 неделя | «Мы морковь сажали» | |
Июнь | 1 неделя/ Лето. Приметы. | «На полянке» |
2 неделя/ Цветы. | «На полянке» | |
3 неделя/ Насекомые. | «Как муравьишка дом солнышка искал» | |
4 неделя/ Обобщение по теме. | «Как муравьишка дом солнышка искал» | |
Июль | 1 неделя/ Летние забавы. | «Мишка» |
2 неделя/ Игры с песком. | «Мишка» | |
3 неделя/ Игры с водой. | «Матрешка» | |
4 неделя/ Игры с природными материалами. | «Матрешка» | |
Август | 1 неделя/ Ягоды. | «Дудочка» |
2 неделя/ Явления природы. | «Дудочка» | |
3 неделя/ Деревья, кустарники. | «Прогулка в лес» | |
4 неделя/ Обобщение по теме. | «Прогулка в лес» |
Список литературы:
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М.: Владос, 2003.-с.
Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. - М.: Айрис Пресс, 2006.- с.
Лукина Н.А. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста.- СПб.: Паритет, 2004.-с.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет.- М.: Творческий центр Сфера, 2006.-с.160
Картушина М.Ю. Забавы для малышей. - М.: Творческий центр Сфера, 2009.-с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 4 2013 г. "Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя через современные образовательные технологии. Домик Весёлого Язычка". (коррекционно - развивающие игры для детей старшей группы).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Ранний возраст
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях...
Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.
Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...
Конспект Непосредственно образовательной совместной деятельности (воспитателя и музыкального руководителя) в младшей группе Тема "Прогулка в зимний лес"
Цель: Закрепить знания детей о времени года....
Индивидуальная программа развития воспитанника Дома ребенка
Индивидуальная программа развития воспитанника позволяет осуществлять коррекционно-образовательную деятельность по направлениям ООП: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", ...
Физическое развитие воспитанников Дома ребенка посредством подвижных игр, презентация
Физическое развитие воспитанников Дома ребенка посредством подвижных игр, презентация...
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для воспитанников с ТНР «Деревья осенью» (интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое р
Цель: Развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилин), формировать умения передавать в работе характерные особенности вн...