Занимательная логоритмика. Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением для детей 6–7 лет
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Дусмухамбетова Алтыншаш
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Уважаемые коллеги, хочу представить вам комплекс занимательных, игровых упражнений по логоритмике и психогимнастике, который я использую на музыкальных занятиях с детьми логопедических групп. Прошу обратить внимание, что все упражнения комплекса «ритмотизированы» специально подобранной музыкой. Таким образом, выполняя эти упражнения, мы решаем одновременно с коррекционной задачей сразу несколько музыкальных развивающих задач. Образное содержание комплекса позволяет обучать ребёнка незаметно для него самого и в тесной совместной деятельности с педагогом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занимательная логоритмика. Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением для детей 6–7 лет

Пояснительная записка

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Уважаемые коллеги, хочу представить вам комплекс занимательных, игровых упражнений по логоритмике и психогимнастике, который я использую на музыкальных занятиях с детьми логопедических групп. Прошу обратить внимание, что все упражнения комплекса «ритмотизированы» специально подобранной музыкой. Таким образом, выполняя эти упражнения, мы решаем одновременно с коррекционной задачей сразу несколько музыкальных развивающих задач. Образное содержание комплекса позволяет обучать ребёнка незаметно для него самого и в тесной совместной деятельности с педагогом.

Содержание комплекса.

Дети входят в зал с песенкой побудкой «Ты поспеши, дружок! Движения выполняются первоначально по показу педагога».

Песенка – побудка «Ты поспеши, дружок!» трек №1 (приложение №1)

(Взята за основу песня «Пора начать урок!» муз. Л. Попляновой сл. Г. Бочкарёвой).

Педагог: Скажите, что значит фантазировать? (Ответы). Фантазировать значит выдумывать, представлять, воображать что – то необычное. И сегодня мы отправимся с вами в страну фантазий и озорных затей.

Я приглашаю вас сегодня,

Страну фантазий посетить,

Там вас волшебник сможет,

Во что угодно превратить.

И чтоб попасть туда, дружок,

Надень волшебный колпачок.

Все надевают колпачки.

Педагог: А теперь без промедленья выполним волшебные движения

Игра «Прыгну, хлопну, покружусь!» трек №2

(Можно топни, хлопни, приседай. Игра развивает слуховое внимание.

Движения выполняются по порядку в музыкальном ритме. Один прыгает, другой хлопает, третий кружиться и т. д.)

Педагог: А сейчас все покружились и в стране фантазий очутились.

Мы представим все сейчас, что машина есть у нас.

Заведём мы так машину….

Так мы накачаем шину…

Улыбнёмся так друг другу….

И поедем все по кругу…

Песенка – игра «Машина» трек №3 (приложение №2)

(Авторская разработка)

Педагог: Ехали мы, ехали, в страну «Словарию» приехали.

Тут внимательным быть нужно,

Повторять слова с хлопками нужно.

Игра «Слово на ладошке» трек №4 (приложение №3)

Муз. и сл. Л. Попляновой, добавлено Г. Бочкарёвой)

Педагог: А теперь скороговорка.

Мы поём её все звонко.

Скороговорка «Ехал грека через реку….» трек №5

Педагог: Мы увидели качели, покачаться захотели

Упражнение «Качели» по методу В. В. Емельянова трек №6 (приложение №4)

(Фонопедический метод развития голоса).

Педагог: А сейчас представить постарались, что мы в зоопарке оказались.

В зоопарке бегемот,

Широко разинул рот.

В зоопарке свинка «Пятачок»,

Хвостик у неё крючок.

Змейка в клетке там одна,

Извивается она.

Посмотрели на зверей,

Зарядку сделаем скорей.

Что ж отправимся туда,

С музыкою, как всегда.

Артикуляционная гимнастика «Зоопарк» трек №7 (приложение №5)

Педагог: А сейчас мы потянулись,

Вправо, влево повернулись

Оказались на поляне,

где гуляют Карлики и Великаны.

Большие ноги идут по дороге,

Маленькие ножки бегут по дорожке.

Динамическая игра «Карлики и Великаны» трек №8

Педагог: Здесь, пожалуй, отдохнём,

Грудью воздуха вдохнём.

Дыхательное упражнение трек№9 (приложение №6)

Мы научились правильно дышать, звуки чисто пропевать.

Дыхательное упражнение трек №10

Педагог: Дружно мы сейчас подуем и горящую свечу задуем.

Упражнение «Свеча» трек №11

Педагог: А сейчас мы все цветы,

Необыкновенной красоты.

Только спят пока цветы,

Лучик солнца ждут они.

Тёплый лучик прикоснётся,

И цветочек наш проснётся

Как проснулся, потянулся

И от счастья улыбнулся.

Психогимнастика «Нежность» трек №12

Педагог:

Цветочки стали танцевать,

Красотой своей блистать.

Каждый покружился вправо, влево,

Лепестками помахал,

Покивал головкой смело,

И тихонько побежал.

Вот цветы остановились,

И в ребяток превратились.

Слышу, слышу стук колёс

Это поезд, паровоз.

Паровоз как загудит,

И ребятам говорит.

Стихотворение «Паровоз» (приложение №7)

Педагог: Ох, как изменчива природа. Оказались мы в гостях у «Времён года».

Осень, осень, непогода,

Плачет грустная природа.

Трек №13

Зима, бушуют вьюги, холода,

От них не скрыться никуда.

Трек №14

Весна, и почки пробудились.

Как быстро изменилось всё,

Мы очень удивились.

Трек №15

Вот светит солнце, летний дождь стучит.

А над землёю радуга стоит.

Трек №16

Психогимнастика «Покажи настроение» (приложение №8)

Педагог: Лето, лето, чудная пора, веселиться детвора.

Встанем дружно в хоровод, пусть каждый и станцует и споёт.

Коммуникативный танец «Мы пойдём сначала вправо» трек №17 (приложение №9)

Педагог: Славно мы повеселились.

В стране фантазий интересно?

Дети: Интересно.

Мы время провели чудесно?

Чудесно! Но…

Колокольчик нам звенит,

И заканчивать велит,

Слышишь звонкий голосок,

Вот и подошёл к концу урок.

Песенка – побудка «Ты поспеши дружок!» трек №1

Приложение №1

«Ты поспеши дружок» трек №1

Муз. Л. Пикулевой сл. Г. Бочкарёвой

1 куплет

Колокольчик нам поёт, в гости к музыке зовёт,

Идут по кругу.

Слышишь звонкий голосок, поспеши скорей сюда, дружок.

Припев:

Дин-дон,дин-дон, зовёт нас голосок,

3 Хлопка справа,3 хлопка слева, пружинка.

Дин-дон,дин-дон, ты поспеши дружок.

Также

Ре, до, ре, ми, ре, до, ре, ми,

Показ жестами движение мелодии. и

Ре, до, ре, ми, ре, до, ре, ми,

Ты поспеши дружок.

Колокольчик кистью правой рукой.

Зовёт нас голосок.

Колокольчик кистью левой рукой.

2 куплет

Колокольчик нам звенит, и заканчивать велит,

Идут по кругу.

Слышишь звонкий голосок, вот и подошёл к концу урок.

Припев:

Дин-дон,дин-дон, звенит уже звонок,

3 Хлопка справа,3 хлопка слева, пружинка.

Дин-дон,дин-дон, к концу идёт урок.

Также

Ре, до, ре, ми; ре, до, ре, ми,

Показ жестами движение мелодии.

Ре, до, ре, ми; ре, до, ре, ми,

Звенит уже звонок,

Колокольчик кистью правой рукой.

К концу идёт урок.

Колокольчик кистью левой рукой.

Приложение №2

«Машина» трек №3

(Авторская разработка)

Завели машину вдох на выдох /ж/ 4 р.

Накачали шину вдох на выдох /ш/ 4 р.

Улыбнулись веселей:

Вот так, вот так, вот так, вот так.

И поехали скорей.

Приложение №3

«Слово на ладошке» трек №4

Муз. и сл. Л. Пикулевой

Ведущий.

Я найду слова везде и на небе и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого, вы не слышали такого,

Не беда играем в слово, не беда играем в слово.

Слова и фразы после ведущего, повторяются с хлопками в ладоши на каждый слог всеми детьми.

Педагог: мишка.

Дети: мишка.

Педагог: мишенька.

Дети: мишенька.

Педагог: кукла.

Дети: кукла.

Педагог: куколка.

Дети: куколка.

Педагог: мячик.

Дети: мячик.

Педагог: Буратино.

Дети: Буратино.

Педагог: карандаш.

Дети: карандаш.

Педагог: Чиполино.

Дети: Чиполино.

Барабанит Ёжик…., тикают часы, …

Слово на ладошке, ….произносишь ты….

Снежные тропинки, ….голые кусты…

Падают снежинки…. тихо с высоты….

Приложение №4

«Качели» трек №6

По методу В. В. Емельянова (фонопедический метод развития голоса).

Упражнение на осознание двух режимов работы гортани грудного и фальцетного.

1. 2. 3. 4.

Приложение №5

«Весёлый зоопарк» трек №7

По О. О. Трифоновой

Упражнение на развитие орального праксиса периферического отдела речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика

1. Упражнение для челюсти:

«Удивлённый бегемот» (открыть – закрыть рот)

2. Упражнение для губ:

«Пятачок» (губы «трубочкой» - улыбка)

3. Упражнение для языка:

«Змея» (губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться уголков рта)

4. Упражнение для шеи и рук:

«Зарядка»

Руки: вверх – произнести: «и-и-и»

Вперёд – произнести: – «а-а-а»

Вниз – произнести: «у-у-у».

Приложение №6

Дыхательные упражнения

Упражнения на развитие глубокого вдоха и долгого выдоха с произнесением гласных и согласных звуков.

Трек №9

Трек№10

1. а) вдох – б) выдох

а) /и/….б) /с/

/а/…./ш/

/о/… /ж/

/у/…. /з/

2. а) вдох - б) выдох

а) /и/ /и/ /и/ б) /с/ /с/ /с/

/а/ /а/ /а/ /ш/ /ш/ /ш/

/о/ /о/ /о/ /ж/ /ж//ж/

/у/ /у/ /у/ /з / /з/ /з/

Трек №11

3. Вдох носом – выдох ртом и наоборот.

Приложение №7

Паровоз

Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,

Стоять на месте не хочу,

Колёсами кручу, верчу,

Садись скорее прокачу.

Проговариваем текст с ускорением, топая на каждый слог.

Приложение №8

Психогимнастика «Покажи настроение»

Осень, осень, непогода,

Плачет грустная природа.

Руки и плечи опущены, грустный взгляд, слёзы

Трек №13

Зима, бушуют вьюги, холода,

От них не скрыться никуда.

Руки обнимают туловище, которое дрожит на лице испуг.

Трек №14

Весна, и почки пробудились.

Как быстро изменилось всё,

Мы очень удивились.

Плечи подняты,руки разведены в стороны на лице удивление.

Трек №15

Вот светит солнце, летний дождь стучит.

А над землёю радуга стоит.

Руки подняты к верху, ладони ловят дождь, на лице радость.

Трек №16

Приложение №9

Хоровод «Мы пойдём сначала вправо» трек №17

Мы пойдём сначала вправо раз, два, три.

А потом пойдём налево раз, два, три.

А потом все соберёмся раз, два, три.

А потом все разойдёмся раз, два, три.

А потом мы все присядем раз, два, три.

А потом мы все привстанем раз, два, три.

А потом мы все станцуем раз, два, три.

А потом ещё станцуем раз, два, три.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логоритмических упражнений без музыкального сопровождения в работе логопеда.

Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе....

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения ( по методике Алябьевой Е.А.)

Логопедические упражнения по методике Алябьевой Е.А. позволяют сформировать у детей речевое дыхание, моторные функции, слуховое, зрительное внимание. Логопедическая ритмика является эффективным методо...

Е. А. Алябьева "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения"

Методическое пособие с увлекательными и интересными речевыми упражнениями, которые можно использовать на занятиях по развитию речи и в динамических паузах. Будет интересен воспитателям и логопедам!...

Логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением

Ссылки на физминутки, которые обеспечивают кратковременный отдых детей и способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Дети выполняют комплекс упражнений, направленный на сн...

Буклет № 3 Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей не владеющих музыкальными инструментами....