Схема обследования ребенка раннего и младшего возраста 2-4 лет
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (от 2 до 4 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ____________________
Дата рождения, возраст ___________________
Национальный язык, двуязычие (если есть)__________
Домашний адрес_
Из какого ДОУ поступил___________________
Дата заполнения речевой карты_________________
Логопед__________________________________________
Равнее развитие
Голову держит _________________________(в норме с 1,5 мес.)
Сидит________________________________ (в норме с 6 мес.)
Стоит_________________________________(в норме с И—12 мес.)
Ходит________________________________ (в норме с 1 года)
Первые зубы___________________________(в норме в 6—8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года __________________________________________
После года __________________________________________
До 3 лет _____________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время
(в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление_______________ (в норме 2—3 мес.)
Лепет_______________________ (в норме от 4 до 8 мес.)
Характер лепета________________
Первые слова__________________(в норме около года)
Первые фразы____________________(в норме от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_____________
Использование жестов_________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________________
Занимались ли с логопедом____________________________
с какого возраста_________________________________
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
г) индивидуальные особенности.
2. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек;
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).
3. Исследование зрительного восприятия:
а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой — маленький;
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
2—3 года — красный, синий, желтый, зеленый;
3—4 года — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
б) восприятие формы (с 3 лет):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху — внизу, впереди — сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2—3 частей);
в) складывание фигур из палочек по образцу (2—4 палочки).
5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
— пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
— перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см;
— медленно покружиться на месте;
— бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
— поймать брошенный мяч;
— подпрыгнуть на двух ногах на месте;
— выполнить наклоны вперед и в стороны.
Для детей от 3 до 4 лет:
— пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20—25 см друг от друга;
— перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
— пройти по положенному на пол шнуру;
— прыгнуть в длину с места;
—. переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2—3 года:
— «покормить» куколку;
— слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
— уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
В 3—4 года:
— расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
— рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
— рисовать круг, тело человека;
— складывать крупную мозаику.
II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а.
Ребенок плачет: уа.
Поезд гудит: у-у-у.
Ослик кричит: иа.
Мышка пищит: и-и-и
Собака лает: ав
Заблудились в лесу: ау
Кошка мяукает: мяу
Исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные __
Согласные: _
[б], [п], [м] ____
[в], [ф]___
[д], [т], [н]_____
[г], [к], [х]_______
[й]______
свистящие __
шипящие_____
аффрикаты ____
[л], [л'] __
[р], [р'], ____
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.)
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
д) твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
— поднять брови вверх («удивиться»);
— нахмурить брови («рассердиться»);
— прищурить глаза;
— надуть щеки («толстячок»);
— втянуть щеки («худышка»);
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):
а) губы — «улыбка» — «трубочка»;
б) язык — широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое нёбо — широко открыть рот и зевнуть. Отметить следующие параметры движений:
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в) объем движений (полный, неполный);
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движений;
е) добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)
1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).
2. Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) атака голоса (мягкая, твердая);
г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный);
б) ритм (нормальный, аритмия);
в) паузация (правильная, нарушенная — деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол — стул,
косы — козы;
папа — баба,
горка — корка;
точка — дочка,
миска — мишка.
2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом — домик, ложка —- ложечка, мяч — мячик, кукла — куколка).
V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.);
б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
Стол — столы
Рука – руки
Мяч - мячи
Шар — шары
Глаз – глаза
Кукла — куклы
б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». — «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);
в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): Это хвост кого? — Лисы. Это сумка кого? — Мамы. Это машинка кого? — Мальчика. Это уши кого? — Зайца;
г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар — красный, карандаш — синий, машина — красная, чашка — синяя);
д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами не, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол — столик
ложка -…
нос — ...
кукла — ...
дом — ...
кровать — ...
VI. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)
логопедическое заключение
Дата __
Логопед______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)...
Схема обследования ребенка
Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи( от 4-х до 7-ми лет)...
Схема обследования ребенка 3 лет
Схема обследования ребенка 3 лет...
Схема обследования ребенка 4 лет
Схема обследования ребенка 4 лет...
Схема обследования ребенка с ОВЗ при отсутствии речи ( в возрасте от 1,5 до 3-х лет)
Бланк для экспесс-диагностики...
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( от 2 до 4 лет)
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГОИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА( от 2 до 4 лет)...
Схема обследования ребенка раннего возраста
Данная схема обследования ребенка раннего возраста будет полезна в практической деятельности и учителям-дефектологам и логопедам....