Схема обследования ребенка раннего и младшего возраста 2-4 лет
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

Схема обследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_obsledovaniya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (от 2 до 4 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ____________________

Дата рождения, возраст ___________________

Национальный язык, двуязычие (если есть)__________

Домашний адрес_

Из какого ДОУ поступил___________________

Дата заполнения речевой карты_________________

Логопед__________________________________________

Равнее развитие

Голову держит _________________________(в норме с 1,5 мес.)

Сидит________________________________ (в норме с 6 мес.)

Стоит_________________________________(в норме с И—12 мес.)

Ходит________________________________ (в норме с 1 года)

Первые зубы___________________________(в норме в 6—8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года __________________________________________

После года __________________________________________

До 3 лет _____________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление_______________ (в норме 2—3 мес.)

Лепет_______________________ (в норме от 4 до 8 мес.)

Характер лепета________________

Первые слова__________________(в норме около года)

Первые фразы____________________(в норме от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_____________

Использование жестов_________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________________

Занимались ли с логопедом____________________________

с какого возраста_________________________________

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3. Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой — маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

2—3 года — красный, синий, желтый, зеленый;

3—4 года — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

б) восприятие формы (с 3 лет):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху — внизу, впереди — сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2—3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2—4 палочки).

5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

— пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

— перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см;

— медленно покружиться на месте;

— бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

— поймать брошенный мяч;

— подпрыгнуть на двух ногах на месте;

— выполнить наклоны вперед и в стороны.

Для детей от 3 до 4 лет:

— пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20—25 см друг от друга;

— перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

— пройти по положенному на пол шнуру;

— прыгнуть в длину с места;

—. переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).

6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

В 2—3 года:

— «покормить» куколку;

— слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;

— уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3—4 года:

— расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

— рисовать горизонтальные и вертикальные линии;

— рисовать круг, тело человека;

— складывать крупную мозаику.

II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.

Ребенок плачет: уа.

Поезд гудит: у-у-у.

Ослик кричит: иа.

Мышка пищит: и-и-и

Собака лает: ав

Заблудились в лесу: ау

Кошка мяукает: мяу

Исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет)

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные __

Согласные: _

[б], [п], [м] ____

[в], [ф]___

[д], [т], [н]_____

[г], [к], [х]_______

[й]______

свистящие __

шипящие_____

аффрикаты ____

[л], [л'] __

[р], [р'], ____

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.)

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).


Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

— поднять брови вверх («удивиться»);

— нахмурить брови («рассердиться»);

— прищурить глаза;

— надуть щеки («толстячок»);

— втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):

а) губы — «улыбка» — «трубочка»;

б) язык — широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое нёбо — широко открыть рот и зевнуть. Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (мягкая, твердая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):

а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

б) ритм (нормальный, аритмия);

в) паузация (правильная, нарушенная — деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)



1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол — стул,

косы — козы;

папа — баба,

горка — корка;

точка — дочка,

миска — мишка.

2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);

— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).

4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом — домик, ложка —- ложечка, мяч — мячик, кукла — куколка).

V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.);

б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

Стол — столы

Рука – руки

Мяч - мячи

Шар — шары

Глаз – глаза

Кукла — куклы

б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». — «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);

в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): Это хвост кого? — Лисы. Это сумка кого? — Мамы. Это машинка кого? — Мальчика. Это уши кого? — Зайца;

г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар — красный, карандаш — синий, машина — красная, чашка — синяя);

д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами не, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):

стол — столик

ложка -…

нос — ...

кукла — ...

дом — ...

кровать — ...

VI. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)

      логопедическое заключение

Дата __

Логопед______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)...

Схема обследования ребенка

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи( от 4-х  до 7-ми лет)...

Схема обследования ребенка 3 лет

Схема обследования ребенка 3 лет...

Схема обследования ребенка 4 лет

Схема обследования ребенка 4 лет...

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( от 2 до 4 лет)

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГОИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА( от 2 до 4 лет)...

Схема обследования ребенка раннего возраста

Данная схема  обследования ребенка раннего возраста будет полезна в практической деятельности и учителям-дефектологам и логопедам....