Схема обследования ребенка 3 лет
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Схема обследования ребенка 3 года
Фамилия, имя ребенка
_______________________________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________________________
Домашний адрес
Откуда поступил__________________________________________________________________________
Национальный язык_______________________________________________________________________
Двуязычие_______________________________________________________________________________
Решением от протокол №_____________________________________________
принят в ПМПК группу_______________ на срок_______________________________________________
______
Заключение ПМПК_______________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты_____________________________________________________________
Логопед_________________________________________________________________________________
Решением ПМПК от _______________________продлен срок пребывания в группе с диагнозом_______________________________________________________________________________
На срок_________________________________________________________________________________
Ответственный за продление_______________________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ___________________________________________________________________
Перенесенные заболевания_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________ ушибы, травмы головы____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес) _______________________________________________________
Сидит с (в норме: с 6 мес) ______________________________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес) ______________________________________
Стоит с (в норме: с 10—11 мес) ______________________________________
Ходит с (в норме: с 11—12 мес) ______________________________________
Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес) ______________________________________
Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес) ______________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес)_____________________________________________________________
Лепет в (в норме: с 4—6 мес)______________________________________________________________
Первые слова (в норме: около года) ________________________________________________________
Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________________ _______________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные.
Контактность (сразу вступает в контакт, избирательно вступает в кон-такт, проявляет негативизм)
Особенности поведения (принимает ли помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий)
2. Состояние слухового внимания:
Различение звучащих игрушек
3. Исследование зрительного восприятия.
Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек)
Различение предметов, игрушек разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого)
Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Ориентировка в пространстве (показывает или называет словом направления: «вверху», «внизу»)
Складывание картинок из двух частей (горизонтальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез)
Складывание картинок из палочек по образцу («крыша» и «дерево» из трех палочек)
Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трех кубиков)
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости – заполняется после проведения тестовых упражнений)
- прыгнуть в длину с места
- выполнить прыжки на месте на двух ногах
- переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой)
- бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную цель,расположенную на расстоянии 1м
- похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости). Все упражнения выполняются по подражанию логопеду.
- кинестетическая основа движений (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке
- кинетическая основа движений («Пальчики здороваются») для ведущей руки
- навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки)
- манипуляции с предметами (сложить 3-4 небольших игрушки в ведерко, а потом поочередно достать их)
- навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки)
3. Состояние мимической мускулатуры при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду)
- надуть щеки («толстячок»)
- показать, как ты ешь лимон («кисло»)
- показать, как ты ешь мед («сладко»)
4. Состояние артикуляционной моторики при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду)
Движения нижней челюсти:
- открыть и закрыть рот
Движения губ:
- широко улыбнуться
- сделать губки «хоботком», как у слоника
Движения языка:
- показать широкий язычок
- показать узкий язычок
- положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю
- покачать язычком влево - вправо
- пощелкать языком
Движения мягкого неба:
- широко открыть рот и зевнуть
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы
Зубы
Челюсти
Прикус
Твердое небо
Мягкое небо
Язык
Исследование фонетической стороны речи
1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки)
- А-А-А! (плачет девочка)
- О-О-О! (рычит медведь)
- У-У-У! (гудит поезд)
- И-И-И! (ржет лошадь)
- УА! (плачет малыш)
- АУ! (кричат дети)
- МЯУ! (мяукает кошка)
- АВ! (лает собака)
- ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)
- КО-КО-КО! (кудахчет курица)
- ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)
2. Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом)
Односложные слова:
- Дом
- Кот
- Дуб
- Бык
- Мак
Двусложные слова:
- Вода
- Нога, кино
- Вата
- Дима
Трехсложные слова:
- Батоны
- Вагоны
- Бананы
- Панама
3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке).
Гласные:
Согласные:
- [б], [п], [м]
- [в], [ф]
- [д], [т], [н],
- [г], [к], [х]
- [й]
- [с], [з], [ц]
- [с’], [з‘]
- [ш], [ж],
- [ч], [щ],
- [л], [л’]
- [р], [р’]
4. Состояние дыхательной и голосовой функций.
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
Состояние голосовой функции (сила, высота, тембр)
5. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи).
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
Ритм (нормальный, дисритмия)
Паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке)
Употребление повествовательной и восклицательной интонаций
Исследование фонематических функций
1. Слухопроизносительная дифференциация звуков.
Показать на картинках называемые логопедом предметы:
- Стол – стул
- Трава – дрова
- Уточка – удочка
- Суп – зуб
- Миска – мишка
2. Состояние фонематического слуха.
Показать собачку, услышав звук [р] в слове:
- Дом
- Рак
- Вода
- Рыба
- Банка
- Труба
Исследование импрессивной речи
1. Пассивный словарь (объем, соответствие возраста, понимание обращенной речи)
Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)
- Стол
- Стул
- Окно
- Голова
- Рука
- Нос
- Уши
- Глаза
Понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным темам):
- Игрушки
- Посуда
- Одежда
Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, играет)
Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машинку)
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
- Дом – дома
- Кубик – кубики
- Машинка – машинки
- Кукла – куклы
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить кубик в машинку, на стол)
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы):
- Подушка – подушечка
- Стул – стульчик
- Кукла – куколка
Исследование экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2. Активный словарь.
Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам):
- Игрушки
- Посуда
- Одежда
- Обувь
- Животные
Глаголы (назвать по картинкам):
- Ест
- Спит
- Играет
- Рисует
- Пьет
- Гуляет
Прилагательные (назвать по картинкам):
- Красный
- Синий
- Зеленый
- Желтый
- Большой
- Маленький
- Сладкий
- Кислый
3. Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам):
- Стол – столы
- Нож – ножи
- Кукла – куклы
- Рука – руки
- Нога – ноги
- Чашка – чашки
Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
- Вижу дом.
- Вижу машину.
- Вижу куклу.
- Вижу девочку.
Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского родов (назвать по картинкам):
- Красный мяч
- Синий шар
- Красная чашка
- Синяя лопатка
Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (назвать по картинкам):
- На
- В
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам):
- Стол – столик
- Дом – домик
- Чашка – чашечка
- Кукла – куколка
- Кровать – кроватка
Состояние связной речи
- Лепетная речь
- Отдельные слова
- Простые предложения с наличием аграмматизмов
Логопедическое заключение
Рекомендации
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________________ Логопед__________________________________
Зав. ГБОУ_______________________________
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)...
Схема обследования ребенка
Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи( от 4-х до 7-ми лет)...
Схема обследования ребенка 4 лет
Схема обследования ребенка 4 лет...
Схема обследования ребенка 5 лет
Схема обследования ребенка 5 лет...
Схема обследования ребенка 6 лет
Схема обследования ребенка 6 лет...
Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
Анкетные данныеФамилия, имя ребенка_______________________________________________________Дата рождения, возраст ______________________________________________________Национальность (отметить, если ес...
Схема обследования ребенка с ОВЗ при отсутствии речи ( в возрасте от 1,5 до 3-х лет)
Бланк для экспесс-диагностики...