СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
занимательные факты по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sxema_obs_reb_s_onr.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата рождения, возраст _________________________________________________________

Национальность ( отметить, если есть документ)____________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

Из какого д/с поступил _________________________________________________________

                                                                        (№, д/с, район)

Дата поступления в речевую группу______________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от______________________________________

Протокол № ____________________________ Принят на срок ________________________

Заключение медико-педагогической комиссии _____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты ______________________ Логопед ___________________

Решением РМПК от ____________________________________________________________

выпускается с ___________________________________________________________ речью

в _________________________________________________________ ( вид школы,  д/сада)

Ответственный за выпуск _______________________________________________________

Члены РМПК _________________________________________________________________

                                                                 (фамилии логопедов)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез

Мать _________________________________________________________________________

                                                           (возраст при рождении ребенка)

Отец _________________________________________________________________________

                                                            (возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания____________________________________________________

Наличие у родителей  нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________

_____________________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок ________________________________________

Протекание беременности ( токсикоз – 1я половина, 2я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) _________________

_____________________________________________________________________________

Роды ( досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _________________

_____________________________________________________________________________

Стимуляция ( механическая, химическая, электростимуляция) _______________________

Когда закричал ребенок ________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия ( белая, синяя) _________________________________________

Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ______________________

Вес и рост при рождении _______________________________________________________

Вскармливание:

    Когда принесли кормить ______________________________________________________

    Как взял грудь ______________________________________________________________

    Как сосал ___________________________________________________________________

    Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _____________________________________

Грудное вскармливание до ______________________________________________________

Когда выписались из роддома ___________________________________________________

если задержались, то почему ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать голову _____________________________________ ( в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть ______________________________________________ (в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить _________________________________________ (в норме с 11 – 12 мес.)

Когда появились первые зубы _________________________________ (в норме с 6 – 8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После года:

  до 3 лет _____________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________

 после 3 лет ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)_____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

1. Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек ( «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?») ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)_____________________

_____________________________________________________________________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма ( - длит. звук;  . короткий зв.)

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --.., -..-, ..--, -…, …-___________________________________

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --…, …-- ___________________________________

3. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фоны:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий_______________________

_____________________________________________________________________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый __________________________________________________________________

б) показ основных цветов _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу______________________

_____________________________________________________________________________

5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо __________________________

_____________________________________________________________________________

6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо__________________

_____________________________________________________________________________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади _____________________________________________________________________________

в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет) _________________________________________________________________________

г) складывание  фигур  из палочек _______________________________________________

5. Состояние общей моторики:

- сила движений ______________________________________________________________

- точность движений ___________________________________________________________

- темп движений _______________________________________________________________

- координация движений ________________________________________________________

- переключение от одного движения к другому_____________________________________

6. Состояние ручной моторики:

- точность движений ___________________________________________________________

- темп движений ______________________________________________________________

- синхронность движений правой и левой руки ____________________________________

- переключение от одного движения к другому ____________________________________

Задания. От  4 до 5 лет: «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.

   От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» ( пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

- кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);

- чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.

Вывод: _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения.

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

        [б]-[п]-[м]

[в]-[ф]

[г]-[д]-[н]

[г]-[к]-[н]

[й]

[с]

[с’]

[з]

[з’]

[ц]

[ш]

[ж]

[щ]

[ч]

[л]

[л’]

[р’]

[р]

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, искажение.

Вывод: _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

А) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

Б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

В) челюсти;

Г) прикус (прогнотия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный  прикус);

Д) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

Е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

Ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Вывод: _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая моторика

1. Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

- поднять брови вверх («удивиться»)  _____________________________________________

- нахмурить брови («расседиться»)________________________________________________

- прищурить глаза _____________________________________________________________

- надуть щеки («толстячок»)_____________________________________________________

- втянуть щеки («худышка»)_____________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляторной моторики.

Задания:

Губы

«Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а) наличие или отсутствие движений _____________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) _____________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)_______________________________

г) переключение от одного движения к другому_____________________________________

д) объем движений (полный, неполный)___________________________________________

е) точность выполнения ________________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) _______________

з) замены движения ____________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия) ____________________________________

Язык

Широкий – узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) ________________________

_____________________________________________________________________________

Кончик языка поднять __________________________________________________________

                         опустить ________________________________________________________

«Маятник» ___________________________________________________________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) _______________________

«Цоканье» ____________________________________________________________________

а) наличие или отсутствие движений______________________________________________

б) тонус ______________________________________________________________________

в) темп _______________________________________________________________________

г) переключение от одного движения к другому ____________________________________

д) объем движения _____________________________________________________________

е) точность выполнения ________________________________________________________

ж) замены движения ___________________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения ___________________________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезия) ___________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ___________________________

Мягкое небо

Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте. (Отметить те же параметры движений) ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние дыхательной системы.

1. Тип, объем, плавность неречевого дыхания, продолжительность речевого выдоха _____________________________________________________________________________

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) ______________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка _______________________________________

в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) _________________________

Вывод: _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности динамической стороны речи

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный) _______________________________________

2. Ритм _______________________________________________________________________

3. Правильность употребления пауз ______________________________________________

4. Употребление основных видов интонации ( повествовательной, вопросительной, побудительной) _______________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Воспроизведение звукослоговой структуры слова

1. Изолированные слова:

                                                            с 4 до 5 лет

дом                                                    мостик                                             кошка

снег                                                   каша                                                  капуста

крыша                                              хлеб                                                   помидоры

                                                          с 5 лет

помидоры                                              милиционер

сквозняк                                               аквариум

сковорода                                            лекарство

температура                                     простокваша

свисток                                               подснежник

скворечник

2. Предложения (с 5 лет);

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

Вывод: _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние фонематического восприятия

(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

      с 4 лет:

па-ба                      на-га

ба-на                     та-на

ва-та                    га-да

та-да                   ка-га

мя-ма                   ба-ма

      с 6 лет

ба-ба-па              са-ша-са

та-да-та            жа-за-жа

га-ка-га              ча-ша-ча

ба-бя-ба             за-са-за

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

показать картинки: мишка – мышка

                                уточка – удочка

                                бочка – почка

                              трава – дрова

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

 миска – мишка                цветик – Светик

крыса – крыша                 вечер – ветер

речка – редька                  косы – козы

челка – щелка

Вывод: _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

С 4 лет:

1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р]  (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

С 6 лет:

3. Определение первого согласного звука в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

4. Определение последнего звука в словах: мак, дом, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

5. определение последовательности звуков в слове: мак, суп, лук, каша, рама.

6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

Вывод: _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование понимания речи (импрессивной речи)

1. Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значений слов.)

- Покажи, где кукла, стол, стул.

- Посади куклу, мишку и т.д.

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.

                                                           С 4 лет:

2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

- Покажи, где:

стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы.

2.2. Различение предложно – падежных конструкций ( с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около)

- Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.

                                                           с 5 лет:

2.3. Дифференциация предложно – падежный конструкций с предлогами  в – из, на – с, под – из-под:

- возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.

- Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3. Дифференциация форм словообразования.

                                                          С 5 лет:

3.1. Дифференциация уменьшительно – ласкательных существительных:

- Покажи, где: дом – домик, стул – стульчик, одеяло – одеяльце, подушка – подушечка, замок – замочек.

3.2. Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:

- Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинке.

3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.

4. Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1. Словосочетания.

- Покажи:

ключом карандаш,                                        ключ карандашом,

где хозяин собаки,                                        где собака хозяина,

дочка мамы,                                                  мама дочки.

4.2. Простые распространенные предложения.

- Покажи картинку:

Девочка рвет цветы.

Девочка играет в мячик.

Девочка убирает комнату.

4.3. Вопросительные предложения:

  1. Кого ловит  девочка?
  2. Чем девочка ловит бабочку?
  3. Кто ловит бабочку?

                                                                     С 6 лет:

4.4. Понимание связной речи

Вывод: ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование лексики

и грамматического строя экспрессивной речи

1. Активный словарь.

  1. Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», Посуда», «Одежда», «Животные», «Семья» и др. – в соответствии с Программой детского сада.

1.2. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

  1.  Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

                                                С 5 лет:

- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, и др. ._____________________________________________________________________________

- Части одежды: рукав, воротник, пуговица ________________________________________

- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье __________________________________

- Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ___________________________________

                                                с 6 лет:

- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь_______________________________________

- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля______________________________

- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор ___________________________________

- Части окна: рама, подоконник, стекло____________________________________________

  1. Название профессий.
  2. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

                                                 

                                              С 5 лет:

- Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________

- Кто как передвигается? ________________________________________________________

- Кто как кричит? ______________________________________________________________

                                                 

                                               с 6 лет:

- Кто какие звуки издает? _______________________________________________________

- Кто что делает ( с использованием названий профессий)? ___________________________

  1. Прилагательные.

Название цветов.

                                            С 4 лет:

Белый, черный, красный, синий, зеленый __________________________________________

                                            С 5 лет:

Коричневый, розовый, голубой, оранжевый ________________________________________

Название формы.

                                          С 5 лет:

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный _______________________

  1. Подбор антонимов ( с 6 лет):

Добро - …

Горе - …

Друг - …

Хороший - …

Большой - …

Широкий - …

Высокий - …

Легкий - …

Поднимать - …

Давать - …

Покупать - …

  1. Состояние словоизменения.

                                                           С 4 лет:

2.1. употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол –                                                     дерево –

кукла –                                                  окно -

ухо –                                                       стул -

слон –                                                     воробей -

рукав –                                                   пень -

глаз –                                                      лев -

рот –                                                       сон -

лист –

2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

- У меня есть карандаш (кукла) __________________________________________________

- У меня нет … ________________________________________________________________

- Я рисую …___________________________________________________________________

- Папа пишет … _______________________________________________________________

                                                          с 5 лет:

2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Много чего?

Шар - …                                         дерево - …

Стол - …                                         лист - …

Дом - …                                          стул - …

Береза - …                                      мяч - …

Чашка - …                                       ключ - …

Книга - …                                        карандаш - …

2.4. Употребление предложно – падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов:

Шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …, ботинок - …

2.6. Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:

дом -                                                                        шар –

кукла -                                                                     жук –

                                                              с 6 лет:

карандаш –

ключ –

лев –

озеро –

дверь –

  1. Состояние словообразования.

                                                          С 5 лет:

3.1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

 - Как назвать маленький  предмет?

Стол -                                                       кукла –

Мяч -                                                        ложка –

Дом -                                                           шкаф –

Кровать -                                                   миска –

Береза –

                                                              С 6 лет:

Гриб –                                                         воробей –

Лиса -                                                           одеяло –

Лист –

3.2. Образование названий детенышей животных.

                                        С 4 лет:

У кошки –                                      у гуся –

У утки -                                          у лисы –

                                         С 5 лет:

У зайца –                                        у медведя –

У белки -                                         у волка –

                                         С 6 лет:

У коровы –

У лошади –

У собаки –

3.3 Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):

- относительных (из чего сделано):

дерево -                                                              резина –

бумага -                                                              металл –

солома -                                                              снег –

мех -                                                                    брусника –

пух -                                                                    черника –

кирпич -                                                              шерсть –

- притяжательных (чей? чья? чье?):

сумка мамы -                                                       хвост зайца –

кофта  бабушки -                                                 лапа медведя –

газета папы -                                                        шерсть волка –

нора лисы –

3.4. Образование приставочных глаголов ( с 6 лет)

назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит – уходит – входит – выходит – переходит

бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает

летит - …

3.5. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)

рисовал –

писал –

делал –

Вывод: _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

Вывод: _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________________________ Логопед _________________________________________

Консультации врачей – специалистов:

ЛОР

Невропатолог

Психоневролог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)

Анкетные данныеФамилия, имя ребенка_______________________________________________________Дата рождения, возраст ______________________________________________________Национальность (отметить, если ес...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи

Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития....

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...