СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
занимательные факты по логопедии (подготовительная группа) по теме
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sxema_obs_reb_s_onr.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________________________
Национальность ( отметить, если есть документ)____________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Из какого д/с поступил _________________________________________________________
(№, д/с, район)
Дата поступления в речевую группу______________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от______________________________________
Протокол № ____________________________ Принят на срок ________________________
Заключение медико-педагогической комиссии _____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты ______________________ Логопед ___________________
Решением РМПК от ____________________________________________________________
выпускается с ___________________________________________________________ речью
в _________________________________________________________ ( вид школы, д/сада)
Ответственный за выпуск _______________________________________________________
Члены РМПК _________________________________________________________________
(фамилии логопедов)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
Мать _________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец _________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наследственные заболевания____________________________________________________
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________
_____________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок ________________________________________
Протекание беременности ( токсикоз – 1я половина, 2я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) _________________
_____________________________________________________________________________
Роды ( досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _________________
_____________________________________________________________________________
Стимуляция ( механическая, химическая, электростимуляция) _______________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия ( белая, синяя) _________________________________________
Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ______________________
Вес и рост при рождении _______________________________________________________
Вскармливание:
Когда принесли кормить ______________________________________________________
Как взял грудь ______________________________________________________________
Как сосал ___________________________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _____________________________________
Грудное вскармливание до ______________________________________________________
Когда выписались из роддома ___________________________________________________
если задержались, то почему ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Раннее развитие
Когда стал держать голову _____________________________________ ( в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть ______________________________________________ (в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить _________________________________________ (в норме с 11 – 12 мес.)
Когда появились первые зубы _________________________________ (в норме с 6 – 8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После года:
до 3 лет _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
после 3 лет ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)_____________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
1. Слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек ( «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?») ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)_____________________
_____________________________________________________________________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма ( - длит. звук; . короткий зв.)
от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --.., -..-, ..--, -…, …-___________________________________
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --…, …-- ___________________________________
3. Зрительное восприятие:
а) подбор картинок к данному цветовому фоны:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий_______________________
_____________________________________________________________________________
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый __________________________________________________________________
б) показ основных цветов _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу______________________
_____________________________________________________________________________
5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо __________________________
_____________________________________________________________________________
6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо__________________
_____________________________________________________________________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади _____________________________________________________________________________
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет) _________________________________________________________________________
г) складывание фигур из палочек _______________________________________________
5. Состояние общей моторики:
- сила движений ______________________________________________________________
- точность движений ___________________________________________________________
- темп движений _______________________________________________________________
- координация движений ________________________________________________________
- переключение от одного движения к другому_____________________________________
6. Состояние ручной моторики:
- точность движений ___________________________________________________________
- темп движений ______________________________________________________________
- синхронность движений правой и левой руки ____________________________________
- переключение от одного движения к другому ____________________________________
Задания. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.
От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» ( пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
- кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);
- чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.
Вывод: _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения.
Звуки | Характер произношения звуков | ||
изолированно | в словах | во фразах | |
[б]-[п]-[м] | |||
[в]-[ф] | |||
[г]-[д]-[н] | |||
[г]-[к]-[н] | |||
[й] | |||
[с] | |||
[с’] | |||
[з] | |||
[з’] | |||
[ц] | |||
[ш] | |||
[ж] | |||
[щ] | |||
[ч] | |||
[л] | |||
[л’] | |||
[р’] | |||
[р] |
Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, искажение.
Вывод: _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
А) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
Б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
В) челюсти;
Г) прикус (прогнотия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);
Д) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
Е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
Ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Вывод: _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая моторика
1. Состояние мимической мускулатуры.
Задания:
- поднять брови вверх («удивиться») _____________________________________________
- нахмурить брови («расседиться»)________________________________________________
- прищурить глаза _____________________________________________________________
- надуть щеки («толстячок»)_____________________________________________________
- втянуть щеки («худышка»)_____________________________________________________
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляторной моторики.
Задания:
Губы
«Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)
а) наличие или отсутствие движений _____________________________________________
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) _____________________________
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)_______________________________
г) переключение от одного движения к другому_____________________________________
д) объем движений (полный, неполный)___________________________________________
е) точность выполнения ________________________________________________________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) _______________
з) замены движения ____________________________________________________________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезия) ____________________________________
Язык
Широкий – узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) ________________________
_____________________________________________________________________________
Кончик языка поднять __________________________________________________________
опустить ________________________________________________________
«Маятник» ___________________________________________________________________
«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) _______________________
«Цоканье» ____________________________________________________________________
а) наличие или отсутствие движений______________________________________________
б) тонус ______________________________________________________________________
в) темп _______________________________________________________________________
г) переключение от одного движения к другому ____________________________________
д) объем движения _____________________________________________________________
е) точность выполнения ________________________________________________________
ж) замены движения ___________________________________________________________
з) длительность удержания заданного положения ___________________________________
и) добавочные и лишние движения (синкинезия) ___________________________________
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ___________________________
Мягкое небо
Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте. (Отметить те же параметры движений) ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние дыхательной системы.
1. Тип, объем, плавность неречевого дыхания, продолжительность речевого выдоха _____________________________________________________________________________
2. Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) ______________________________
б) наличие или отсутствие носового оттенка _______________________________________
в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) _________________________
Вывод: _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи
1. Темп (нормальный, быстрый, медленный) _______________________________________
2. Ритм _______________________________________________________________________
3. Правильность употребления пауз ______________________________________________
4. Употребление основных видов интонации ( повествовательной, вопросительной, побудительной) _______________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Воспроизведение звукослоговой структуры слова
1. Изолированные слова:
с 4 до 5 лет
дом мостик кошка
снег каша капуста
крыша хлеб помидоры
с 5 лет
помидоры милиционер
сквозняк аквариум
сковорода лекарство
температура простокваша
свисток подснежник
скворечник
2. Предложения (с 5 лет);
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрестке.
Вывод: _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па-ба на-га
ба-на та-на
ва-та га-да
та-да ка-га
мя-ма ба-ма
с 6 лет
ба-ба-па са-ша-са
та-да-та жа-за-жа
га-ка-га ча-ша-ча
ба-бя-ба за-са-за
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
показать картинки: мишка – мышка
уточка – удочка
бочка – почка
трава – дрова
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска – мишка цветик – Светик
крыса – крыша вечер – ветер
речка – редька косы – козы
челка – щелка
Вывод: _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние фонематического анализа и синтеза
С 4 лет:
1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
С 5 лет:
2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.
С 6 лет:
3. Определение первого согласного звука в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
4. Определение последнего звука в словах: мак, дом, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
5. определение последовательности звуков в слове: мак, суп, лук, каша, рама.
6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
Вывод: _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1. Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значений слов.)
- Покажи, где кукла, стол, стул.
- Посади куклу, мишку и т.д.
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
С 4 лет:
2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
- Покажи, где:
стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы.
2.2. Различение предложно – падежных конструкций ( с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около)
- Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.
с 5 лет:
2.3. Дифференциация предложно – падежный конструкций с предлогами в – из, на – с, под – из-под:
- возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
- Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.
3. Дифференциация форм словообразования.
С 5 лет:
3.1. Дифференциация уменьшительно – ласкательных существительных:
- Покажи, где: дом – домик, стул – стульчик, одеяло – одеяльце, подушка – подушечка, замок – замочек.
3.2. Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:
- Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинке.
3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.
4. Понимание словосочетаний и простых предложений.
4.1. Словосочетания.
- Покажи:
ключом карандаш, ключ карандашом,
где хозяин собаки, где собака хозяина,
дочка мамы, мама дочки.
4.2. Простые распространенные предложения.
- Покажи картинку:
Девочка рвет цветы.
Девочка играет в мячик.
Девочка убирает комнату.
4.3. Вопросительные предложения:
- Кого ловит девочка?
- Чем девочка ловит бабочку?
- Кто ловит бабочку?
С 6 лет:
4.4. Понимание связной речи
Вывод: ______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование лексики
и грамматического строя экспрессивной речи
1. Активный словарь.
- Конкретные существительные.
Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», Посуда», «Одежда», «Животные», «Семья» и др. – в соответствии с Программой детского сада.
1.2. Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов.
- Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
С 5 лет:
- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, и др. ._____________________________________________________________________________
- Части одежды: рукав, воротник, пуговица ________________________________________
- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье __________________________________
- Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ___________________________________
с 6 лет:
- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь_______________________________________
- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля______________________________
- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор ___________________________________
- Части окна: рама, подоконник, стекло____________________________________________
- Название профессий.
- Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 5 лет:
- Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________
- Кто как передвигается? ________________________________________________________
- Кто как кричит? ______________________________________________________________
с 6 лет:
- Кто какие звуки издает? _______________________________________________________
- Кто что делает ( с использованием названий профессий)? ___________________________
- Прилагательные.
Название цветов.
С 4 лет:
Белый, черный, красный, синий, зеленый __________________________________________
С 5 лет:
Коричневый, розовый, голубой, оранжевый ________________________________________
Название формы.
С 5 лет:
Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный _______________________
- Подбор антонимов ( с 6 лет):
Добро - …
Горе - …
Друг - …
Хороший - …
Большой - …
Широкий - …
Высокий - …
Легкий - …
Поднимать - …
Давать - …
Покупать - …
- Состояние словоизменения.
С 4 лет:
2.1. употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол – дерево –
кукла – окно -
ухо – стул -
слон – воробей -
рукав – пень -
глаз – лев -
рот – сон -
лист –
2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
- У меня есть карандаш (кукла) __________________________________________________
- У меня нет … ________________________________________________________________
- Я рисую …___________________________________________________________________
- Папа пишет … _______________________________________________________________
с 5 лет:
2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
Много чего?
Шар - … дерево - …
Стол - … лист - …
Дом - … стул - …
Береза - … мяч - …
Чашка - … ключ - …
Книга - … карандаш - …
2.4. Употребление предложно – падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).
2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов:
Шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …, ботинок - …
2.6. Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
дом - шар –
кукла - жук –
с 6 лет:
карандаш –
ключ –
лев –
озеро –
дверь –
- Состояние словообразования.
С 5 лет:
3.1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Как назвать маленький предмет?
Стол - кукла –
Мяч - ложка –
Дом - шкаф –
Кровать - миска –
Береза –
С 6 лет:
Гриб – воробей –
Лиса - одеяло –
Лист –
3.2. Образование названий детенышей животных.
С 4 лет:
У кошки – у гуся –
У утки - у лисы –
С 5 лет:
У зайца – у медведя –
У белки - у волка –
С 6 лет:
У коровы –
У лошади –
У собаки –
3.3 Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):
- относительных (из чего сделано):
дерево - резина –
бумага - металл –
солома - снег –
мех - брусника –
пух - черника –
кирпич - шерсть –
- притяжательных (чей? чья? чье?):
сумка мамы - хвост зайца –
кофта бабушки - лапа медведя –
газета папы - шерсть волка –
нора лисы –
3.4. Образование приставочных глаголов ( с 6 лет)
назвать действия (Что делает мальчик?):
ходит – уходит – входит – выходит – переходит
бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает
летит - …
3.5. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)
рисовал –
писал –
делал –
Вывод: _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние связной речи
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).
Вывод: _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________________________ Логопед _________________________________________
Консультации врачей – специалистов:
ЛОР
Невропатолог
Психоневролог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Совершенствование монологической речи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи посредствам использования знаков - символов и опорных схем"
Презентация для педагогов...
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направлен...
Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
Анкетные данныеФамилия, имя ребенка_______________________________________________________Дата рождения, возраст ______________________________________________________Национальность (отметить, если ес...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи
Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития....
Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития
Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс разработан для опред...
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...