Интегринрованное занятие по развитию речи. "Звуки "Ч" и "Щ". Автоматизация и дифференциация " Тема: " Знакомство с насекомыми"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых. Рассказать об их образе жизни, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа,развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, развивать пространственное воображение, воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД № 156"
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интегрированное занятие по развитию речи и экологическому воспитанию для детей подготовительной группы
«Звуки [ч] и [щ]. Автоматизация и дифференциация.»
"Знакомство с насекомыми"
Подготовила :
Учитель-логопед
Посохова Римма Владимировна
Белгород-22
2019г.
Програмное содержание:
- Мягкие согласные звуки [ч] и [щ].
- Особенности мягких согласных.
- Анализ слов с данными звуками.
- Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых. Рассказать об их образе жизни, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа.
- Прочитать детям стихи о насекомых, рассказать истории из их жизни.
- Расспросить детей, что знают они, понаблюдать за этими насекомыми в лесу, на прогулке, на участке детского сада.
Цель:
- закреплять умение слышать и выделять звук [ч] и [щ] в потоке других звуков;
- закреплять умение произносить звуки [ч] и [щ] изолированно: в слоге и слове;
- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [ч] и [щ];
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать пространственное воображение;
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Задачи:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей,
формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика);
- правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения);
- обучить детей приёмам сохранения здоровья:
- восстановления сил;
- развития переключаемости;
- снятия напряжения;
- стимуляции работоспособности и мышления.
Материал
- Картины с изображением бабочки и стрекозы,
- большой кошки и маленького котенка,
- карточки с изображениями по тексту,
- азбука в картинках, магнитная доска,
- буквы и фишки для магнитной доски,
- тетради,
- цветные и простой карандаши,
- карточки с опорными словами,
- манитор для показа картинок, изображений, звуков, слогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент. Логопед рассказывает детям о том, что наступили тёплые весенние дни, скоро наступит лето, уже проснулись насекомые, и мы видим их в траве и кустах, на деревьях и на первых весенних цветах.
- Вы наблюдали, как порхает бабочка над цветком?.. Правда, это красиво?
Люди придумали о бабочках много сказок и легенд, и в одной из сказок говорится о том, что бабочка была когда-то цветком, а потом вдруг ожила, то есть цветок ожил, сорвался со стебелька и полетел.
Бабочка.
Бабочка, давай дружить!
Веселее будет жить.
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты!
Ну, а дождь пойдёт над садом –
Волноваться зря не надо!
Ни о чём не беспокойся –
Под моей панамой скройся.
Н. Сарсеков
- А вы знаете, как интересно живёт бабочка? Она появляется из гусеницы летом, перезимует где-нибудь под листочком, весной отложит яички и погибает. Затем из яичек появятся гусеницы, которые вскоре превратятся в куколок, и из куколки вновь вылетит красивая бабочка.
Белыми крыльями машет капустница.
Только поднимется – тут же опустится.
Носиком водит по краю ромашки:
Мёд или чай в этой беленькой чашке?
Бабочки питаются нектаром цветов, они опыляют растения, а вот гусеницы приносят большой вред, они пожирают листья и плоды.
- А это что за маленький вертолёт?
Дети: - Да это же стрекоза!
Логопед: Стрекоза.
Стрекоза-стрекоза – любопытные глаза!
То летит она вперёд, то висит, как вертолёт,
Над водой голубой, над травой луговой,
Над полянкой лесной.
М. Шаповалов
«Летним днём над водой летают стрекозы: одни – тёмно-синие, другие – ярко-зелёные, третьи – с крылышками бронзового цвета. Целый день парят изящные стрекозы над гладью тихой речки или пруда. Но нет, стрекозы не бездельничают. Они охотятся за летающими насекомыми.
Стрекозы очень прожорливы и постоянно голодны, а значит, постоянно охотятся. В пищу годится любое насекомое: муха, комар, мотылёк».
- Ребята, а вы знаете, что стрекоза хищница?
Дети: Да (нет)
Логопед: - А Вы знаете, что значит хищница? (Она питается другими насекомыми).
- Кто из известных вам животных хищники?
Дети: перечисляют ( Сова, лиса, волк, орёл, лев, ёж, кошка).
Логопед: - У стрекозы очень большие глаза для того, чтобы хорошо видеть свою добычу. Глаза стрекозы – огромные, во всю голову и смотрят сразу и назад и вперёд, поэтому стрекоза может хватать добычу, даже не поворачивая головы. Стрекоза откладывает свои яички в воду и размножается в воде.
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Логопед: предлагает детям прочитать буквы, изображенные на мониторе азбуке в картинках, и произнести звуки, которые издают эти буквы. На картинках изображены червяк (звук Ч)
и щука (звук Щ).
Дети произносят звуки и выясняется, что:
* при произнесении звука (Ч) кончик языка смыкается с верхними альвеолами, звук произносится всегда мягко.
* при произнесении звука (щ) кончик языка находится за верхними зубами, звук (Щ) всегда мягкий.
Звуки (Ч), (Щ) – согласные
3. Фонетическая гимнастика.
Как шипит яичница на сковородке? (Щ-щ-щ!)
Как чирикают воробьи? (чик-чирик)
4. Физминутка Пальчиковая игра "Пчела"
Нежно дует ветерок, будет пчёл качать цветок.
( кисти рук раскачиваются)
Закрывают лепестки, будут спать всю ночь цветки.
( пальцы собираются в горстку)
Чтобы клён скорей заснул, ветер на него подул.
Клён, качаясь, засыпает, птенчиков в гнезде качает.
( руки раскачиваются, как ветки)
Спи, мой птенчик, мой цветочек, спи, мой маленький сыночек…
Глазки спят и спят ладошки…
Сладко спит любимый крошка.
( одна ладошка вложена в другую, качаются)
5. Повторение чистоговорок. (Подбери подходящие картинки к каждой из
них).
Ча-ча-ча - к Тане вызвали врача.
Ща-ща-ща - в речке видели леща.
Чо-чо-чо -солнце греет горячо.
Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.
Че-че-че - сидит кошка на плече.
Що-що-що - мы хотим играть еще.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Щи-щи-щи - наша мама варит щи.
Чи-чи-чи - ходят по полю грачу.
Ще-ще-ще - я пошла гулять а плаще.
6. Скажи слово ласково. (четкое произношение звука Ч)
Бабочка - ... (маленбкая бабочка) Кошка - ... (кошечка)
Пчела - ... (пчелка) Птица - ... (птичка)
Таракан - ... (тараканчик) Замок - ... (замочик)
Червяк - ... (червячок) Цветок - ... (цветочек)
Паук - ... (паучок) Река - ... (речка)
Улитка - ... (улиточка) Лиса - ... (лисичка)
Гусеница - ... (гусеничка) Кольцо - ... (колечко)
7. Словесная игра "Измени слова по образцу". (какие из них подходят к маленькому котенку, а какие - к большому, показ изображений на мониторе).
Хвостик - ... (хвостище) Усики - ... (усище)
Глазки - ... (глазище) Носик - ... (носище)
Лапки - ... (лапище) Зубки - ... (зубище)
8. «Доскажи словечко» (словесная игра)
Опасней всех в реке она:
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка.
Конечно, это … (щука).
У них усы не для красы,
Они показывают время
И называются … (часы).
9. Звуковой анализ слов со звуками (ч), (щ): червяк, щука, пчёлы, щавель,
щегол, паучок.
10. Написание в тетради букв Ч, Щ и слогов с этими звуками.
( ча, чу, чи, ща, щу, щи,)
11. Итог занятия.
- Молодцы ребята, вы прекрасно потрудились, старались правильно и четко произносить звуки Ч и Щ, познакомились с буквами Ч и Щ и их писать, вы можете дома написать эти буквы дома и порадовать своих родителей! А сейчас попьем Чай с пеЧеньем!
Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи во 2 младшей группе . Тема :"Знакомство с кошкой Муркой"
Материал подобран с учётом темы собственного портфолио : "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых форм фольклора"...
План-конспект занятия по развитию речи (первая младшая группа) на тему: "Знакомство с русской народной сказкой "Репка".
Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста....
НОД в младшей группе на тему "Знакомство с насекомыми"
Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство с насекомыми» Цель: познакомить детей с на...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Знакомство с ягодами».
Тема: «Знакомство с ягодами»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Знакомство детей со сказкой «Цветик - семицветик»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:Знакомство детей со сказкой«Цветик - семицветик»Цель: познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик».З...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Знакомство с неречевыми и речевыми звуками»
Цель: формирование понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки»....
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе по теме: «Знакомство с насекомыми»
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе по теме: «Знакомство с насекомыми»...