Индивидуально-коррекционный план логопедического сопровождения дошкольника с ТНР
рабочая программа по логопедии

Бабченкова Оксана Алексеевна

 

Развитие понимания обращенной речи
Формирование  фонетико - фонематического слуха
Формирование активной речи и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуально-коррекционный  план

 логопедического сопровождения

Ф.И.О.: С. Алексей

Дата рождения: 28.10.2013г

Логопедическое заключение (диагноз основной  и/или сопутствующий):

ЗРР

1. Проводить активную артикуляционную гимнастику:

  • растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.;
  • удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой  и против часовой стрелки и др.;
  • отраженно произносить набор звуков  и слогов русского языка;
  • развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки, «Паровоз гудит», «Задуй свечу», «Летающий шарик» и.т.д.

2. Развитие понимания обращенной речи:

  • учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети  глазки? Вот они! Покажи, где у тети  ручки? – Вот они».
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми).
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).
  • Формирование  фонетико - фонематического слуха.

 Рекомендуется   начинать с повторения за педагогом звуков, слогов и простых слов.

Далее проводится работа по  уточнению слогового состава разных слов (от простых  к сложным).

При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).

Следует особо обратить внимание на дифференцирование слогов и слов, близких по звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре.

Параллельно ребенку предлагается прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи. Рекомендуем петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).

4. Формирование активной речи:

  • делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);
  • учить подражать действиям губ, делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию); “спрятать язычок - вот он - нет язычка, щелкать язычком»; учить произносить звукоподражание и слова (при этом у ребенка либо картинка, либо игрушка);  
  • вызвать звукоподражания: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д.
  • уточнить предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов;
  • учить произносить отдельные слова (логопед группирует их по частям речи): Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там; так и т.д.
  • учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Маша рисовала», «Маша проснулась», «Подними Машу» и т.д.
  • обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
  • учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
  • вводить в активную  речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
  • формировать у Ребенка потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»; Кто пришел? Кто приехал? Кто там идет? Как зовут эту девочку?   и т.д).
  • учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать  с ребенком игры с пальчиками с речевым сопровождением:

например, считалки: “Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши”; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час.  Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали  мышки вон» и другие.

  • учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.
  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок.
  • Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т. д.

5. Логопедический массаж: расслабляющий (по методике Новиковой О.А.).

Постановка звуков осуществляется по традиционным методикам, при этом учитывается работа по выше указанным разделам.

Развитие познавательной деятельности.

                Сенсорное воспитание:

 развитие  ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов.

Величина: выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;

- учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов:  подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать  яблоки в корзинки с учетом  трех-четырех величин.

Форма: учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других:  “собери все кирпичики для дорожки”; “давай построим башни», выбери все крыши”; доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши);  и предметы, разные по форме, материалу, величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).

Цвет: учить выделять и называть основные цвета (желтый, красный,  зеленый, синий); знакомить с новыми цветами (белый, черный и др.). Учить соотносить цвет с предметом (желтый – цыпленок; зеленый – огурец; красный – яблоко; синий – кубик) и т.д.

Целостное восприятие – продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей; собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, бочки, кубики-вкладыши, матрешку и др.).

Тактильно-двигательное восприятие:  формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холодный – теплый); доставать предметы по слову из мешочка: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из 2-х); продолжать учить выбирать игрушки по слову (выбор из трех): «достань голышку», «достань рыбку», «достань уточку» и т.д.

Учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты): «Что Милана  взяла, яблоко или морковь?», «Что там лежит - апельсин или морковь» (можно использовать картинки для соотнесения с предметом) и т.д.

            Слуховое восприятие:

  • учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;
  • различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;
  • различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: - овечка, свинья,  кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).

   

МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида»

Индивидуальный маршрут

логопедического сопровождения ребенка дошкольного

возраст с ограниченными возможностями здоровья

на 2016-2018 учебный год

Ф.И ребенка:   Гончар  Арсений (инвалидность)

        Учитель-логопед:

Бабченкова О.А.

Логопедическое представление

Ф.И. ребенка:  Гончар Арсений

Возраст ___________ г.группа компенсирующей направленности №4

1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.

1-й год обучения.  Строение ОАА без видимой патологии. Движения губ, языка медленные, неточные, внеполном объеме. Испытывает затруднение в переключении ОАА с одного движения надругое, подъеме языка в верхнюю позицию.

2-й год обучения.  Испытывает затруднение в переключении ОАА с одного движения на другое

2. Состояние дыхательной и голосовой функции.

1-й год обучения.  Дыхание без особенностей. Голосовые модуляции выражены слабо, голос монотонный.

2-й год обучения.  Дыхание без особенностей, темп речи средний.

3. Звукопроизношение.

1-й год обучения. Произношение звуков нарушено. Речевая активность низкая.

2-й год обучения.  Положительная динамика в коррекции звукопроизношения.  Звуки  поставлены, процесс автоматизации и дифференциации  звуков в речи.

4. Фонематическое восприятие.

1-й год обучения.Слуховое восприятие нарушено. Навыками звукового анализа и синтеза не владеет.

2-й год обучения.  Слуховое восприятие ближе к возрастной норме, положительная динамика в овладении навыками звукового анализа и синтеза.

5. Состояние словаря.

1-й год обучения.   Активный словарь беден, не точен, замена близких по значению слов, не точное употребление слов. Пассивный словарь приближен к  возрастной норме.

2-й год обучения.  Положительная динамика развития словаря.

6. Грамматический строй речи.

1-й год обучения. Речь аграмматична

2-й год обучения.  Положительная динамика отмечается, встречаются аграмматизмы при согласовании количественных числительных с сущ-ми м. и ж.рода;  образование относительных прилагательных затруднено.

7.Связная речь.

1-й год обучения.  Уровень развития  не соответствует возрастной норме. Употребляет простые не распространенные предложения.

2-й год обучения.  В речи присутствуют распространенные предложения с предлогами и союзами.

8. Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи (III  уровень речевого развития)

Сопутствующий диагноз: гемофилия

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешной

социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и

компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, включение вобразовательное пространство группы сверстников.

Задачи индивидуального сопровождения:

  • формировать знания и представления об окружающей действительности;
  • развивать познавательную активность;
  •  формировать функции речи - фиксирующую, сопровождающую, познавательную,

регулирующую и коммуникативную;

  • активизировать связную речь,
  •  развивать активный словарь
  • формировать предпосылки, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и

укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие

возможные трудности в процессе дальнейшего обучения;

  • сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

 Содержание работы определено с учетом дидактических принципов от простого к

сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы с

детьми, имеющая важное значение для полноценного формирования речевой функции.

Коррекционная работа  осуществляется через фронтальные  (подгрупповые) ,индивидуальные занятия. Количество и продолжительность занятий от 15 до 30 минут (2-й год обучения),  не менее 2-3 раз в неделю

Задачи и содержание индивидуальных занятий

  • Развитие артикуляционногопраксиса;
  • Фонационные упражнения;
  • Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-

слоговых сочетаниях;

  • Постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженныхзвуков;
  • Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы: согласно перспективно-тематического  плана

Артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.

«Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Заборчик-трубочка»,

«Почистим зубки».

Дыхательная гимнастика

«Дует холодный ветер», «Дутье через соломинку» (пускаем пузыри), «Шар лопнул».

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка

с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».

Звуковая культура речи

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (2-3 звучащие

игрушки). Работа над силой голоса (тихо, громко).

Грамматический строй речи

- образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- образование множественного числа существительных;

- согласование прилагательных с существительными в числе, роде;

- образование относительных прилагательных;

- образование звукоподражательных глаголов;

- договаривание предложений по картинке (Девочка кормит воробья);

- составление фраз с предлогами «У», «С», «НА».

Связная речь

- ответы на простые вопросы;

- составление фраз по сюжетной картинке;

- составление фраз по двум опорным картинкам;

- пересказы с опорой на картинку;

- заучивание стихов, потешек.

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы: согласно перспективно-тематического  плана

Артикуляционная гимнастика+логопедический массаж

«Лопатка», «Фокус», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки», «Кошка лакает молоко», «Лошадка».

Дыхательная гимнастика

«Шар лопнул», «Согреем ручки»,  «Сдуй снежинку». Надуть и втянуть щеки - «Толстячки - худышки», работа с речевыми и дыхательными тренажерами.

Пальчиковая гимнастика

«Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки-краб», «Игра вснежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».

Звуковая культура речи

Дифференциация на слух трех звучащих игрушек. Определение направления

звучания игрушки.

Грамматический строй речи

- образование множественного числа существительных;

- согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;

- согласование личных местоимений МОЙ, ТВОЙ с существительными; построениеконструкции : глагол + существительное с предлогом;

- построение фразы с предлогами «У», «С» (У коровы телята. Корова с

телятами).

Связная речь

пересказ простого текста из 2-3 фраз с опорой на картинку.

III период (март, апрель, май)

 Лексические темы: согласно перспективно-тематического  плана

Артикуляционная гимнастика+логопедический массаж

«Вкусное варенье», «Чашечка», «Кошка выгнула спинку», «Лошадка», «Индюк»,«Качели».

 Дыхательная гимнастика

«Дует ветер», «Футбол».

 Пальчиковая гимнастика

«Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».

 Звуковая культура речи

Модуляция голоса (высоко-низко).

 Грамматический строй речи

- образование множественного числа существительных;

- согласование числительных 1, 2, 5 с существительными;

- образование двухкомпонентных словосочетаний: существительное + глагол впрошедшем времени;

- построение фразы «Это ...».

Связная речь

- ответы на вопросы полным предложением;

- построение фразы: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение;

- пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

2-й год обучения. Планирование коррекционной работы

Коррекция звукопроизношения

1. Развивать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков

 2. Формировать навык правильной артикуляции поставленных звуков

3. Автоматизировать звуки в слогах, словах словосочетаниях, предложениях, в связной и спонтанной речи

 4. Отрабатывать дифференциацию звуков изолировано в слогах, словах во фразовой речи.

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук

2. Совершенствовать графические навыки

Развитие словаря

1.Расширять, уточнять словарь на основе изучаемых лексических тем

2. Формировать глагольный словарь: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов;

 3. Вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов;

4. Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.);

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

1. Работать над дифференциацией неречевых звуков;

 2. Формировать умения воспроизводить слоговые ряды;

3. Формировать умения подбирать слова на заданный звук;

4. Формировать умения выделять слова из предложения;

5. Формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

6. Формировать умения различать слоги со сходными звуками;

 7. Формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

8. Закреплять навык определения позиции звука в слове.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Развивать понимание устной речи

2. Обучать согласованию имен числительных с именами существительными;

3. Обучать согласованию сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже;

 4. Обучать образованию относительных и притяжательных прилагательных;

5. Обучать согласованию сущ. с притяжательными местоимениями;

6. Обучать образованию сущ. во множественном числе;

7. Обучать образованию антонимов;

8. Обучать образованию уменьшительно-ласкательных форм;

 9. Обучать практическому усвоению образования глаголов с помощью приставок (приставочные глаголы);

10. Обучать изменению форм глагола.

Работа с родителями. Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (законных представителей) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

Заключение и рекомендации.

1 год обучения: ОНР (3 уровень)

 По истечению первого года обучения необходимо динамическое обследование ребенка для отслеживания динамики его развития.

2 год обучения (выпуск) : речь в норме.

 Список литературы.

1. Нищева Н. В. Адаптированная  образовательная программа  для детей с ТНР (ОНР) 4-7 лет.

2. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей

с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Обогащение среды логопедического кабинета  «Работа над слоговой структурой слова»

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRS8dmUE2e2CPmeopuyLLPOw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.

Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...

Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие).

Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие)....

Примерный индивидуальный коррекционный план логопедического сопровождения для ребёнка с ОНР /3 уровень/

Примерный индивидуальный план кооррекционной работы для ребёнка  с общим недоразвитием речи /3 уровень/; 1-ый год обучения в группе компенсирующей направленности...

Индивидуальный план логопедического сопровождения

Индивидуальный план  логопедического сопровождения...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год

Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...

Индивидуальный план логопедического сопровождения для ребенка с РАС.

Индивидуальный план логопедического сопровождения для обучающегося с расстройством аутистического спектра....

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут тьюторского сопровождения воспитанника ДОО в группе компенсирующей направленности

Маршрут разрабатывается и составляется тьютором на основании рекомендаций ПМПК, ППк ДО; с учетом рекомендаций ИПРА, с учетом АОП ДО. Рекомендованная программа обучения: АОП ДО с нарушениями речи...