Индивидуально-коррекционный план логопедического сопровождения дошкольника с ТНР
рабочая программа по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno-korrektsionnyy_plan_logopedicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 152.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально-коррекционный план
логопедического сопровождения
Ф.И.О.: С. Алексей
Дата рождения: 28.10.2013г
Логопедическое заключение (диагноз основной и/или сопутствующий):
ЗРР
1. Проводить активную артикуляционную гимнастику:
- растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.;
- удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.;
- отраженно произносить набор звуков и слогов русского языка;
- развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки, «Паровоз гудит», «Задуй свечу», «Летающий шарик» и.т.д.
2. Развитие понимания обращенной речи:
- учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».
- учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми).
- учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).
- Формирование фонетико - фонематического слуха.
Рекомендуется начинать с повторения за педагогом звуков, слогов и простых слов.
Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным).
При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).
Следует особо обратить внимание на дифференцирование слогов и слов, близких по звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре.
Параллельно ребенку предлагается прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи. Рекомендуем петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
4. Формирование активной речи:
- делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);
- учить подражать действиям губ, делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию); “спрятать язычок - вот он - нет язычка, щелкать язычком»; учить произносить звукоподражание и слова (при этом у ребенка либо картинка, либо игрушка);
- вызвать звукоподражания: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д.
- уточнить предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов;
- учить произносить отдельные слова (логопед группирует их по частям речи): Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там; так и т.д.
- учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Маша рисовала», «Маша проснулась», «Подними Машу» и т.д.
- обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
- учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
- вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
- формировать у Ребенка потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»; Кто пришел? Кто приехал? Кто там идет? Как зовут эту девочку? и т.д).
- учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать с ребенком игры с пальчиками с речевым сопровождением:
например, считалки: “Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши”; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.
- учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.
- учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок.
- Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т. д.
5. Логопедический массаж: расслабляющий (по методике Новиковой О.А.).
Постановка звуков осуществляется по традиционным методикам, при этом учитывается работа по выше указанным разделам.
Развитие познавательной деятельности.
Сенсорное воспитание:
развитие ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов.
Величина: выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;
- учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом трех-четырех величин.
Форма: учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других: “собери все кирпичики для дорожки”; “давай построим башни», выбери все крыши”; доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши); и предметы, разные по форме, материалу, величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).
Цвет: учить выделять и называть основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий); знакомить с новыми цветами (белый, черный и др.). Учить соотносить цвет с предметом (желтый – цыпленок; зеленый – огурец; красный – яблоко; синий – кубик) и т.д.
Целостное восприятие – продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей; собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, бочки, кубики-вкладыши, матрешку и др.).
Тактильно-двигательное восприятие: формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холодный – теплый); доставать предметы по слову из мешочка: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из 2-х); продолжать учить выбирать игрушки по слову (выбор из трех): «достань голышку», «достань рыбку», «достань уточку» и т.д.
Учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты): «Что Милана взяла, яблоко или морковь?», «Что там лежит - апельсин или морковь» (можно использовать картинки для соотнесения с предметом) и т.д.
Слуховое восприятие:
- учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;
- различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;
- различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).
МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида»
Индивидуальный маршрут
логопедического сопровождения ребенка дошкольного
возраст с ограниченными возможностями здоровья
на 2016-2018 учебный год
Ф.И ребенка: Гончар Арсений (инвалидность)
Учитель-логопед:
Бабченкова О.А.
Логопедическое представление
Ф.И. ребенка: Гончар Арсений
Возраст ___________ г.группа компенсирующей направленности №4
1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.
1-й год обучения. Строение ОАА без видимой патологии. Движения губ, языка медленные, неточные, внеполном объеме. Испытывает затруднение в переключении ОАА с одного движения надругое, подъеме языка в верхнюю позицию.
2-й год обучения. Испытывает затруднение в переключении ОАА с одного движения на другое
2. Состояние дыхательной и голосовой функции.
1-й год обучения. Дыхание без особенностей. Голосовые модуляции выражены слабо, голос монотонный.
2-й год обучения. Дыхание без особенностей, темп речи средний.
3. Звукопроизношение.
1-й год обучения. Произношение звуков нарушено. Речевая активность низкая.
2-й год обучения. Положительная динамика в коррекции звукопроизношения. Звуки поставлены, процесс автоматизации и дифференциации звуков в речи.
4. Фонематическое восприятие.
1-й год обучения.Слуховое восприятие нарушено. Навыками звукового анализа и синтеза не владеет.
2-й год обучения. Слуховое восприятие ближе к возрастной норме, положительная динамика в овладении навыками звукового анализа и синтеза.
5. Состояние словаря.
1-й год обучения. Активный словарь беден, не точен, замена близких по значению слов, не точное употребление слов. Пассивный словарь приближен к возрастной норме.
2-й год обучения. Положительная динамика развития словаря.
6. Грамматический строй речи.
1-й год обучения. Речь аграмматична
2-й год обучения. Положительная динамика отмечается, встречаются аграмматизмы при согласовании количественных числительных с сущ-ми м. и ж.рода; образование относительных прилагательных затруднено.
7.Связная речь.
1-й год обучения. Уровень развития не соответствует возрастной норме. Употребляет простые не распространенные предложения.
2-й год обучения. В речи присутствуют распространенные предложения с предлогами и союзами.
8. Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития)
Сопутствующий диагноз: гемофилия
Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешной
социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и
компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, включение вобразовательное пространство группы сверстников.
Задачи индивидуального сопровождения:
- формировать знания и представления об окружающей действительности;
- развивать познавательную активность;
- формировать функции речи - фиксирующую, сопровождающую, познавательную,
регулирующую и коммуникативную;
- активизировать связную речь,
- развивать активный словарь
- формировать предпосылки, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и
укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие
возможные трудности в процессе дальнейшего обучения;
- сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Содержание работы определено с учетом дидактических принципов от простого к
сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы с
детьми, имеющая важное значение для полноценного формирования речевой функции.
Коррекционная работа осуществляется через фронтальные (подгрупповые) ,индивидуальные занятия. Количество и продолжительность занятий от 15 до 30 минут (2-й год обучения), не менее 2-3 раз в неделю
Задачи и содержание индивидуальных занятий
- Развитие артикуляционногопраксиса;
- Фонационные упражнения;
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-
слоговых сочетаниях;
- Постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженныхзвуков;
- Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Планирование коррекционной работы по периодам:
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Лексические темы: согласно перспективно-тематического плана
Артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.
«Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Заборчик-трубочка»,
«Почистим зубки».
Дыхательная гимнастика
«Дует холодный ветер», «Дутье через соломинку» (пускаем пузыри), «Шар лопнул».
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка
с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».
Звуковая культура речи
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (2-3 звучащие
игрушки). Работа над силой голоса (тихо, громко).
Грамматический строй речи
- образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- образование множественного числа существительных;
- согласование прилагательных с существительными в числе, роде;
- образование относительных прилагательных;
- образование звукоподражательных глаголов;
- договаривание предложений по картинке (Девочка кормит воробья);
- составление фраз с предлогами «У», «С», «НА».
Связная речь
- ответы на простые вопросы;
- составление фраз по сюжетной картинке;
- составление фраз по двум опорным картинкам;
- пересказы с опорой на картинку;
- заучивание стихов, потешек.
II период (декабрь, январь, февраль)
Лексические темы: согласно перспективно-тематического плана
Артикуляционная гимнастика+логопедический массаж
«Лопатка», «Фокус», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки», «Кошка лакает молоко», «Лошадка».
Дыхательная гимнастика
«Шар лопнул», «Согреем ручки», «Сдуй снежинку». Надуть и втянуть щеки - «Толстячки - худышки», работа с речевыми и дыхательными тренажерами.
Пальчиковая гимнастика
«Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки-краб», «Игра вснежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».
Звуковая культура речи
Дифференциация на слух трех звучащих игрушек. Определение направления
звучания игрушки.
Грамматический строй речи
- образование множественного числа существительных;
- согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;
- согласование личных местоимений МОЙ, ТВОЙ с существительными; построениеконструкции : глагол + существительное с предлогом;
- построение фразы с предлогами «У», «С» (У коровы телята. Корова с
телятами).
Связная речь
пересказ простого текста из 2-3 фраз с опорой на картинку.
III период (март, апрель, май)
Лексические темы: согласно перспективно-тематического плана
Артикуляционная гимнастика+логопедический массаж
«Вкусное варенье», «Чашечка», «Кошка выгнула спинку», «Лошадка», «Индюк»,«Качели».
Дыхательная гимнастика
«Дует ветер», «Футбол».
Пальчиковая гимнастика
«Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».
Звуковая культура речи
Модуляция голоса (высоко-низко).
Грамматический строй речи
- образование множественного числа существительных;
- согласование числительных 1, 2, 5 с существительными;
- образование двухкомпонентных словосочетаний: существительное + глагол впрошедшем времени;
- построение фразы «Это ...».
Связная речь
- ответы на вопросы полным предложением;
- построение фразы: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение;
- пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.
2-й год обучения. Планирование коррекционной работы
Коррекция звукопроизношения
1. Развивать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков
2. Формировать навык правильной артикуляции поставленных звуков
3. Автоматизировать звуки в слогах, словах словосочетаниях, предложениях, в связной и спонтанной речи
4. Отрабатывать дифференциацию звуков изолировано в слогах, словах во фразовой речи.
Развитие мелкой моторики
1. Развивать мелкую моторику рук
2. Совершенствовать графические навыки
Развитие словаря
1.Расширять, уточнять словарь на основе изучаемых лексических тем
2. Формировать глагольный словарь: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов;
3. Вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов;
4. Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.);
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
1. Работать над дифференциацией неречевых звуков;
2. Формировать умения воспроизводить слоговые ряды;
3. Формировать умения подбирать слова на заданный звук;
4. Формировать умения выделять слова из предложения;
5. Формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;
6. Формировать умения различать слоги со сходными звуками;
7. Формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;
8. Закреплять навык определения позиции звука в слове.
Совершенствование грамматического строя речи
1. Развивать понимание устной речи
2. Обучать согласованию имен числительных с именами существительными;
3. Обучать согласованию сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже;
4. Обучать образованию относительных и притяжательных прилагательных;
5. Обучать согласованию сущ. с притяжательными местоимениями;
6. Обучать образованию сущ. во множественном числе;
7. Обучать образованию антонимов;
8. Обучать образованию уменьшительно-ласкательных форм;
9. Обучать практическому усвоению образования глаголов с помощью приставок (приставочные глаголы);
10. Обучать изменению форм глагола.
Работа с родителями. Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (законных представителей) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Заключение и рекомендации.
1 год обучения: ОНР (3 уровень)
По истечению первого года обучения необходимо динамическое обследование ребенка для отслеживания динамики его развития.
2 год обучения (выпуск) : речь в норме.
Список литературы.
1. Нищева Н. В. Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) 4-7 лет.
2. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Обогащение среды логопедического кабинета «Работа над слоговой структурой слова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.
Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...
Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие).
Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие)....
Примерный индивидуальный коррекционный план логопедического сопровождения для ребёнка с ОНР /3 уровень/
Примерный индивидуальный план кооррекционной работы для ребёнка с общим недоразвитием речи /3 уровень/; 1-ый год обучения в группе компенсирующей направленности...
Индивидуальный план логопедического сопровождения
Индивидуальный план логопедического сопровождения...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год
Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...
Индивидуальный план логопедического сопровождения для ребенка с РАС.
Индивидуальный план логопедического сопровождения для обучающегося с расстройством аутистического спектра....
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут тьюторского сопровождения воспитанника ДОО в группе компенсирующей направленности
Маршрут разрабатывается и составляется тьютором на основании рекомендаций ПМПК, ППк ДО; с учетом рекомендаций ИПРА, с учетом АОП ДО. Рекомендованная программа обучения: АОП ДО с нарушениями речи...