Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.
1. Организационный момент.
2. Выделение фонемы в слове.
3. Слоговой анализ. Дидактическая игра " Собираем чемоданчик в путешествие".
4. Активизация слухового внимания ( Работа со словами квазиомонимами).
5. Пантомима " Прогулка в лесу".
6. Совершенствование фонематического анализа и фонематических представлений.
7. Работа со слогом.
8. Подведение итогов.
Надеюсь данное занятие будет полезно начинающим педагогам ( учителям-логопедам и дефектологам) и поможет им в создании и разработке собственных коррекционных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_181.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие для детей дошкольного возраста по обучению звуко-буквенному анализу.
Тема занятия : «Путешествие по звуковой стране».
Цель: формирование фонематической системы языка.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
- Воспитывать умение заботиться (стремление помочь, отзывчивость).
- Формирование мотивации к проявлению детьми коллективизма, любви к людям и пр.
Обучающие задачи:
- Научить выражать различные эмоциональные состояния людей.
Коррекционные задачи:
Неречевые:
- Развитие слухового и зрительного внимания детей.
- Развитие воображения.
- Развитие общей и ручной моторики.
Речевые:
- Активизация словаря детей.
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения).
- Развитие функций фонематического анализа и синтеза.
- Развитие фонематических представлений.
- Повторение гласных звуков.
- Знакомство с понятием: «слог».
- Формирование умения определять количество слогов и их последовательность.
- Подбор правильных слов квазиомонимов.
- Развитие связной речи детей.
Оборудование:
- Предметные картинки по лексической теме : «Транспорт».
- Карточки с буквами.
- Картонные «чемоданчики-конверты» с номерами 1, 2, 3 ( по количеству слогов в ловах).
- 6 предметных картинок для дидактической игры : «Собираем чемодан в путешествие».
- Пальчиковый театр ( животные жарких стран).
- Предметные картинки и карточки с отдельными слогами к каждой из них.
- Оргмомент.
Л: «Здравствуйте, ребята». (Дети здороваются)
Л: Ребята, мы сегодня отправимся с вами в Звуковую страну! Это далеко и пешком туда не дойти. Давайте подумаем, на чем же мы может туда добраться.
( На доске висят предметные картинки по лексической теме « Транспорт»: 1. Автобус 2. Трамвай 3. Поезд 4. Машина 5. Вертолет 6. Самолет )- Дети по очереди их называют.
Л: «Как все это называется одним словом?» (Д: «Транспорт»)
- Выделение фонемы в слове.
Л: «Молодцы! Водителями сегодня будете вы сами! Для этого вам нужно найти транспорт, название которого начинается на тот же звук что и ваше имя. Как вы думаете, кто из вас будет управлять автобусом? Какой первый звук в этом названии ( Д: « Первый звук [А], поэтому им управлять будет Аня»).
( Далее дети самостоятельно подбирают «свой» транспорт).
Л: « Вот мы и определились, на чем отправимся в путешествие. Вы молодцы, только будьте внимательны: после каждой остановки наш транспорт будет меняться на следующий! Перед началом путешествия нам нужно собрать чемоданы с вещами, которые могут нам пригодиться. Едем домой их собирать. На чем мы поедем сначала?»
Д: «Едем на автобусе, а водитель Аня». (Имитация езды на автобусе: «рулим», «едем», подпрыгивания на месте, мягкие покачивания из стороны в сторону).
- Слоговой анализ. Дидактическая игра « Собираем чемоданчик в путешествие».
(Перед детьми выкладываются пронумерованные «чемоданчики-конверты» (1,2,3)).
Л: Ребята, давайте собирать вещи в дорогу. Каждый предмет должен лежать на своем месте. Сколько в названии предмета будет слогов, в чемоданчик с таким номером мы его и поместим.
Давайте вспомним, как можно определить, сколько в слове гласных звуков?»
Д: « Слово можно «отхлопать».
Л: «Молодцы! Сколько раз хлопнули - столько в нем гласных звуков. А сколько гласных - столько и слогов».
( На стол (в перевернутом виде) выкладываются картинки по количеству детей. Каждый ребенок, переворачивая по одной картинке, отхлопывает название и кладет ее в нужный «чемоданчик»).
Л: «Вот мы и собрали наши чемоданчики. Отправляемся в путь!»
( «Едем с Таней на «трамвае» - имитация раскачивания, с Пашей на « поезде» - «Чух-чух-чух» - круговые движения руками, согнутыми в локтях).
- Активизация слухового внимания (работа со словами квазиомонимами).
Л: « А вот и первая остановка. Остановка похожих слов. Ой, ребята, кто это нас здесь встречает?»
( Пальчиковая игрушка « панды»)
Д: « Панда!»
«Панда»: Ой, ребята! Как я рад вас всех видеть! Я долго придумывал стишки и наконец-то придумал. Но, оказалось, что я перепутал в них некоторые слова! Помогите мне пожалуйста исправить мои ошибки. Поможете?»
Д: « Да, поможем».
«Панда»:
- Вода бежит в прохладной печке… (д: «в речке»)
- Паленья полыхают в речке… (д: «в печке»)
- Все уселись мы на песенку…(д: «на лесенку»)
- И поем мы дружно лесенку… (д: « песенку»)
- На пляже тепленький лесок… (д: «песок»)
- В дали березовый песок… (д: «лесок»)
- Далеко идти мне пень… (д: « лень»)
-Лучше сяду я на лень… ( д: «пень»)
« Панда»: « Фу-х! Большое спасибо!!!
Л: «Ну, панда, хотел ты нас запутать, но детки молодцы, все ошибки твои исправили! Отдыхай, а мы поедем дальше». ( Миша на «машине»).
- Пантомима: « Прогулка в лес».
Л: « А вот и новая остановка. Ой, а где это мы? Это лес! Давайте прогуляемся».
( Имитация прогулки). Л+Д:
Заблудились мы в лесу. (грустно)
Закричали все: «АУ!» (громко)
Никто не отзывается, (печально)
Лишь эхо откликается
Наше эхо возвращается к нам тихо : «Ау! Ау!»
ЭХО! ЭХО!
Вот потеха!
Это эхо каждый раз (весело)
Передразнивает нас!
Л : « А вот и наша тропинка. На чем поедем дальше?»
Д: «На вертолете» («летим» с Викой).
- Совершенствование фонематического анализа и фонематических представлений.
Л: « Вылетели из леса. Приземляемся. Смотрите, а здесь живут гласные. ( Помещаются карточки с буквами на доску). Давайте их назовем. И вспомним в домике, какого цвета они живут».
Д: ( по очереди) « А, О, У, И, Ы, Э. Это гласные звуки, их можно петь, и обозначаются они красным цветом».
Л: « Посмотрите, кто это к нам прибежал?» (Пальчиковая игрушка тигра) (Дети: «Тигр»)
« Тигр»: « Ребята, я очень хочу подружиться с гласными. Помогите мне, пожалуйста».
Л: « Ребята, давайте поможем ему. Для этого нам необходимо выделить и назвать гласные звуки в начале каждого из слов, которые нам будет называть «тигр».
( Дети (на слух) определяют первый гласный в предложенных словах в начале, а затем в середине слов).
Л: « Молодцы, а теперь сами придумайте слова, которые будут начинаться на гласный звук».
(Дети придумывают слова). Прощаемся с тигром.
Л: « Молодцы. Полетели дальше». ( На «самолете» с Севой).
- Работа со слогом.
Л: « А вот наша последняя остановка. Нас встречает жираф». (Пальчиковая игрушка). « Он что-то потерял».
( На доску помещается предметная картинка и первый слог к каждой из них).
Картинка (маки) слог – МА.
Л: « Дети назовите картинку».
Д: «Маки».
Л: «Прочитайте первую часть слова»
Д: «МА»
Л: « Чего не хватает?»
Д: « КИ» ( логопед помещает вторую часть на доску и дети читают слово целиком).
Л: « Часть слова (согл + гл) называется слогом. Повторите, как называется часть слова?»
Д: «Слог»
( Дети выделяют в остальных картинках слоги, называют те, которых не хватает и называют 1 и 2 слог в каждом слове).
Л: « Скажите, а если в слове слоги поменять местами, что получится?»
Д: « КИ-МА»
Л: « Получилось правильное слово?»
Д: « Нет»
Л: « Можно ли переставлять слоги в словах ?»
Д: « Нельзя».
Л: « Молодцы. Путешествие было очень интересным, но пора нам возвращаться домой. Давайте вспомним, на чем мы сюда добирались»
( Имитация движений «езды» на автобусе, трамвае, поезде, машине, вертолете, самолете).
- Подведение итогов.
Л: « Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад. Давайте вспомним: где мы были, кого встречали, какие задания выполняли».
(Дети по очереди отвечают).
Л: « Вы все большие молодцы!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)
Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...
План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)
Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для успешного школьного обучение ребенку недостаточно уметь читать и считать, важно овладеть навыками звукового анализа, синтеза и фонематических представлений....
Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Звуки [М, М\']. Семья.
Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализав старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР ....
Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха.
Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха....
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи
Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у воспитанников среднего возраста. Именно благодаря ему мы можем определить:какой конкре...