Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи
статья по логопедии
Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи
Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Методические рекомендации по организации коррекционного процесса
1. Ознакомление с результатами первичного обследования детей.
Обсуждение выявленных учителем-логопедом во время первичного обследования нарушений развития детей является одним из важнейших направлений совершенствования коррекционно-воспитательного процесса. По итогам беседы определяются единые требования и особенности взаимодействия с тем или иным ребёнком.
2. Распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя.
Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.
Ведущая роль учителя-логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает:
- Речевые и психологические особенности и возможности детей с различными нарушениями.
- Степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой.
- Особенности динамики коррекционной работы.
- Принципы, методы и приёмы формирования правильных речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В деятельности воспитателя речевая работа имеет подчинённый характер, тем не менее, она неукоснительно выполняется. Воспитатель закрепляет материал логопедических занятий и создаёт базу для дальнейшей работы логопеда.
3. Преемственность в планировании.
Тематика занятий воспитателя соотносится с “Программой обучения и воспитания”, а тематика логопедических занятий соответствует "Образовательной программе специальной коррекционной работы учителя-логопеда". Каждый педагог составляет отдельный план своей работы. Совпадение некоторых формулировок предполагает различный подход к отрабатываемому материалу, различное содержание, объём и приёмы работы. Но план по развитию речи необходимо составлять единый, чтобы не было дублирования, включая туда темы занятий учителя-логопеда и воспитателя,.
Подобное планирование отражает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Например, в плане по развитию речи на занятиях воспитателя учитывается материал логопедических занятий (прошедших или предстоящих), а на логопедических занятиях - материал занятий воспитателя.
4. Разделение функций между учителем-логопедом и воспитателем.
Для эффективной работы по преодолению речевых дефектов детей, необходимо правильное распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя (чёткое деление функций между воспитателем и учителем-логопедом.
Учитель-логопед работает над речью в соответствии с требованиями программы и плана индивидуальной коррекции нарушений речи).
Коррекционные задачи воспитателя: | Коррекционных задачи, которые решаются учителем-логопедом и воспитателем совместно: |
грамматических конструкций;
|
|
Формы работы воспитателя.
- Подготовка детей к логопедическим занятиям по развитию речи
- Работа по закреплению материала логопедических занятий
- Активное наблюдение за жизненными явлениями.
- Экскурсии.
- Практические действия с предметами.
- Рассматривание предметов, картин.
- Игры (сюжетно-ролевые, дидактические);
- Чтение художественных произведений;
- Беседы.
- Упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти по лексической теме.
- Занятия воспитателя по ознакомлению с окружающим миром.
- Рисование на тему (сюжет) рассказа.
- Игры - драмматизации на сюжет пересказываемого произведения.
- Применение дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций.
- Обсуждение и анализ детских рассказов (по аудио- записи).
- Театрализованная деятельность;
- Отработка рассказа (пересказа) с детьми “слабой” подгруппы на коррекционном часе.
- Занятия в виде воображаемых путешествий.
- Конкурсы и тематические викторины.
5. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Взаимосвязь между воспитателем и учителем-логопедом осуществляется через тетрадь вечерних логопедических занятий воспитателя. Задания, которые определяет учитель-логопед для закрепления, могут быть записаны по следующим графам.
- Звукопроизношение
- Словарная работа
- Грамматические формы
- Обучение грамоте
- Связная речь
Воспитатель закрепляет материал во всех режимных моментах по заданию учителя-логопеда и под его непосредственным руководством.
- Взаимодействие специалистов детского сада осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, мастер-классы, беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей педагогической деятельности.
- Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме, принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе. Совместно подбираются дидактические игры и упражнения, которые необходимо использовать на данном этапе.
- Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать неправильно произносимый звук, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.
- Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и различных видах деятельности. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.
- Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.
- Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы. Только такая тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...
Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
В коррекционной работе с дошкольниками-логопатами важным звеном является совершенствование их эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры....
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей по преодолению нарушений речи у детей
Цель: познакомить воспитателей с логопедическими играми-упражнениями способствующими формированию правильного произношения....
Работа учителя-логопеда в составе ТПМПК по комплектованию групп для детей с нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.
В данной статье описываются принципы организации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию логопедических групп ДОУ: цели и задачи ТПМПК, структура ТПМПК, принципы ком...
"Использование элементов техники изотерапии в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения"
Методические рекомендации...
Консультация для педагогов «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Благодаря современным стандартам образования дети с тяжелыми нарушениями речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более зн...