Игры с мячом в работе педагогов по коррекции речи дошкольников
консультация по логопедии
Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми. Игры с мячом широко используются в логопедической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom_v_rabote_po_korrektsii_rechi.docx | 221.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с мячом
в работе педагогов по коррекции речи дошкольников
Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми. Игры с мячом широко используются в логопедической работе. Вот некоторые из них.
Мячик стук – слышу звук
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Назовите любой звук. Попросите детей стукнуть мячом об пол и повторить этот звук, когда они его услышат снова.
◈ Произносите разные звуки, среди них и тот, который вы называли ранее.
Мяч передай - слово называй
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Играющие садятся или встают в ряд. Первый игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.
◈ Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Вопросы и ответы
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч ведущему, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука «И».
◈ Пример:
— Как тебя зовут?
— Иван (Ира).
— Какая у тебя фамилия?
— Иванов.
— Откуда ты приехал?
— Из Иркутска и т. д.
Встречу слово на дороге – разобью его на слоги
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.
◈ Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Животные и детеныши
Количество играющих: 1 6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Например:
♦ у тигра — тигренок
♦ у кошки — котенок
♦ у льва — львенок
♦ у собаки — щенок
♦ у оленя — олененок
♦ у коровы — теленок
♦ у лисы — лисенок
♦ у лошади — жеребенок
Кто как разговаривает?
Количество играющих: 16 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:
♦ корова — мычит
♦ тигр — рычит
♦ змея — шипит
♦ комар — пищит
♦ собака — лает
♦ волк — воет и т. д.
◈ У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.
Подскажи словечко
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:
Ворона каркает, а сорока?
◈ Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:
Сорока стрекочет.
◈ Примеры вопросов:
♦ Сова летает, а кролик?
♦ Петух кукарекает, а курица?
♦ Корова ест сено, а лиса?
♦ Крот роет норки, а лиса?
♦ Лягушка квакает, а кошка?
Чей домик?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Примеры вопросов:
♦ Кто живет в дупле? — белка
♦ Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.
♦ Кто живет в будке? — собака
♦ Кто живет в норе? — лиса
♦ Кто живет в берлоге? — медведь
Возможен обратный вариант. Ведущий спрашивает, где живут звери, а ребенок отвечает.
Скажи ласково
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий, бросая мяч ребенку, называет слово (например: шар), а ребенок, возвращая мяч ведущему, образует другое слово при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Например:
♦ стол — столик, ключ — ключик
♦ шапка — шапочка, белка — белочка
♦ книга — книжечка, ложка — ложечка
♦ кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.
Кто как передвигается?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Например:
♦ Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.
♦ Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.
♦ Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д.
♦ Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.
Кто чем занимается?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Например:
♦ строитель — строит
♦ повар — варит, готовит
♦ художник — рисует
♦ врач — лечит
♦ парикмахер — стрижет
♦ учитель — учит
♦ маляр — красит и т. д.
Из чего сделано?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Предварительно ребенку следует объяснить, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный и т. д.
◈ Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные». Например:
♦ рукавички из меха — меховые
♦ тазик из меди — медный
♦ медвежонок из плюша — плюшевый
♦ стакан из стекла — стеклянный и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Игры с мячом в работе педагога-психолога и учителя-логопеда для детей с ОВЗ
Актуальность игр с мячом в работе специалистов в ДОУ для детей с ОВЗ, примеры игр....
Достижение положительных результатов коррекции речи дошкольников посредством слаженной работы педагогов и родителей
Одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом его успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем является - правильная речь. Ведь если во...
Сообщение из опыта работы «Влияние РППС на специфику индивидуальной работы в коррекции речи дошкольников»
Статья о влиянии РППС на индивидуальную работу логопеда с дошкольниками. Ссылка на презентацию к сообщению https://disk.yandex.ru/d/2yoL3uQX45PgDg...