Игры с мячом в работе педагогов по коррекции речи дошкольников
консультация по логопедии

Булатникова Светлана Валерьевна

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми. Игры с мячом широко используются в логопедической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom_v_rabote_po_korrektsii_rechi.docx221.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом

в работе педагогов по коррекции речи дошкольников

hello_html_38e72428.jpg

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми. Игры с мячом широко используются в логопедической работе. Вот некоторые из них.

Мячик стук – слышу звук

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Назовите любой звук. Попросите детей стукнуть мячом об пол и повторить этот звук, когда они его услышат снова.

 Произносите разные звуки, среди них и тот, который вы называли ранее.

Мяч передай - слово называй

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Играющие садятся или встают в ряд. Первый игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.

 Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Вопросы и ответы

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч ведущему, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука «И».

 Пример:

— Как тебя зовут?

— Иван (Ира).

— Какая у тебя фамилия?

— Иванов.

— Откуда ты приехал?

— Из Иркутска и т. д.

Встречу слово на дороге – разобью его на слоги

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.

 Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Животные и детеныши

Количество играющих: 1 6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Например:

♦ у тигра — тигренок

♦ у кошки — котенок

♦ у льва — львенок

♦ у собаки — щенок

♦ у оленя — олененок

♦ у коровы — теленок

♦ у лисы — лисенок

♦ у лошади — жеребенок

Кто как разговаривает?

Количество играющих: 16 человек.

Инвентарь: мяч.

 Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:

♦ корова — мычит

♦ тигр — рычит

♦ змея — шипит

♦ комар — пищит

♦ собака — лает

♦ волк — воет и т. д.

 У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.

Подскажи словечко

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Ведущий, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:

Ворона каркает, а сорока?

 Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:

Сорока стрекочет.

 Примеры вопросов:

♦ Сова летает, а кролик?

♦ Петух кукарекает, а курица?

♦ Корова ест сено, а лиса?

♦ Крот роет норки, а лиса?

♦ Лягушка квакает, а кошка?

Чей домик?

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Примеры вопросов:

♦ Кто живет в дупле? — белка

♦ Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.

♦   Кто живет в будке? — собака

♦   Кто живет в норе? — лиса

♦   Кто живет в берлоге? — медведь

Возможен обратный вариант. Ведущий спрашивает, где живут звери, а ребенок отвечает.

Скажи ласково

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Ведущий, бросая мяч ребенку, называет слово (например: шар), а ребенок, возвращая мяч ведущему, образует другое слово при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Например:

♦ стол — столик, ключ — ключик

♦ шапка — шапочка, белка — белочка

♦ книга — книжечка, ложка — ложечка

♦   кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.

Кто как передвигается?

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Например:

♦ Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.

♦ Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.

♦ Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д.

♦ Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.

Кто чем занимается?

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Например:

♦ строитель — строит

♦ повар — варит, готовит

♦ художник — рисует

♦ врач — лечит

♦ парикмахер — стрижет

♦ учитель — учит

♦ маляр — красит и т. д.

Из чего сделано?

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Предварительно ребенку следует объяснить, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный и т. д.

 Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные». Например:

♦ рукавички из меха — меховые

♦ тазик из меди — медный

♦ медвежонок из плюша — плюшевый

♦ стакан из стекла — стеклянный и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Игры с мячом в работе педагога-психолога и учителя-логопеда для детей с ОВЗ

Актуальность игр с мячом в работе специалистов в ДОУ для детей с ОВЗ, примеры игр....

Достижение положительных результатов коррекции речи дошкольников посредством слаженной работы педагогов и родителей

 Одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом его успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем является -  правильная речь. Ведь если во...

Сообщение из опыта работы «Влияние РППС на специфику индивидуальной работы в коррекции речи дошкольников»

Статья о влиянии РППС на индивидуальную работу логопеда с дошкольниками. Ссылка на презентацию к сообщению https://disk.yandex.ru/d/2yoL3uQX45PgDg...