Сообщение из опыта работы «Влияние РППС на специфику индивидуальной работы в коррекции речи дошкольников»
статья по логопедии

Бартанова Евгения Сергеевна

Статья о влиянии РППС на индивидуальную работу логопеда с дошкольниками. Ссылка на презентацию к сообщению https://disk.yandex.ru/d/2yoL3uQX45PgDg 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx27.07 КБ
Файл konferentsiya.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Сообщение из опыта работы

«Влияние РППС на специфику индивидуальной работы в коррекции речи дошкольников»

Подготовила:

на районную конференцию работников образования

 «Единое образовательное пространство

как механизм развития

муниципальной системы образования»

учитель- логопед

Бартанова Е.С.

п. Бохан, 2023г.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоения чтения, письма, а вследствие этого и школьных навыков и знаний. Некоторые нарушения речи лишают ребенка важнейшего средства – саморегуляции. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует гармоническому развитию творческих сил личности, устраняют препятствие для реализации общественной ее направленности.  

Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы, имеющей целью исправление недостатков речи.

Под правильной организацией имеется в виду: своевременное обследование детей, рациональное планирование, совместная работа педагогов и родителей, оснащение необходимым оборудованием, наглядными пособиями и конечно неотъемлемой частью является индивидуальная работа.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в его особенностях. Любое воздействие на ребенка преломляется через его «внутренние условия» без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Только на их основе может осуществляться полноценное развитие личности ребёнка, раскрываться его особенные и уникальные способности.

В своей работе повышая эффективность индивидуальной работы я использую развивающую предметно пространственную среду логопедического кабинета.

Предполагается, что правильная организация предметной среды   создает условия для благополучной индивидуальной комфортности детей и взрослых в кабинете, создания коммуникативной «близости» с дошкольниками, оптимальной организации профессиональной деятельности педагога и возможности проведения совместной работы с родителями.

Оснащение моего кабинета позволяет проводить коррекционный процесс с учетом интереса и склонностей дошкольников, их знаний и умений, уровнем развития внимания, мышления и памяти, характером нарушения речи.

Многих детей дошкольного возраста трудно вовлечь в работу на занятии, особенно это касается детей испытывающие трудности в развитии. Для этого я использую красивых кукол в виде персонажа на занятии, красивые коробочки, корзины, контейнеры, которые привлекают внимание малышей и соответственно повышают эффективность коррекционного процесса.

Для детей, имеющих слаборазвитую мелкую моторику, использую разнообразные игры в процессе всей коррекционной работы. Для этого в кабинете есть большое количество разноцветных камушков, крышек, шишек, разные виды круп, прищепки и т.д. Их я применяю практически во всех видах деятельности так выполняя артикуляционную гимнастику предлагаю дошкольникам с помощью кисточек найти в крупе картинки или фигурки с символами упражнений, при развитии фонематического слуха дети услышав заданный звук пристегивают прищепки, разлаживают шишки, камни. На этапе автоматизации поставленного звука я так же использую дидактические игры, которые способствую развитию мелкой моторики. Например: «Собери цветок» - здесь используются прищепки.

Детям, имеющие недостатки в развитии лексико-грамматической стороны речи я предлагаю игры в театральном уголке, где есть разные виды кукол и декорации. Кроме этого, я использую игрушки животных разных стран, морских животных, игрушки динозавров, мелкие игрушки от киндера сюрпризов, куклы, машинки, детскую посуду - все зависит от интересов дошкольников. Весь этот дидактический материал помогает создавать игровые ситуации, в которых идет устранения недостатков в речи.

На этапе автоматизации поставленных звуков необходимо использовать   интересные и разнообразные дидактические игры, яркий наглядный материал, так как этот этап самый трудоемкий и длительный по времени. Здесь я особенно учитываю интересы и склонности детей, чтобы работа над автоматизацией поставленных звуков была наиболее продуктивной. Например: некоторым детям я предлагаю поиграть в детективов в дидактической игре «Что у кота в мешке» - здесь дети светят фонариком на «мешок» и угадывают картинку, а для тех,  кто любит пиратов у меня есть игра - «Пиратский сундук» из которого нужно достать сокровища угадав позицию заданного звука в слове, для этого нужно вставить карандаш в нужное отверстие.    Для детей, умеющие играть по правилам и тех, кто любит настольные игры – есть игра «Ходилки – бродилки».

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи часто испытывают трудности в развитии внимания, памяти и мышления, что негативно сказывается на становлении речи.   Для таких детей у меня в кабинете есть зона с тренажерами для нейрогимнастики, еще ее называют «Гимнастика для мозга».

Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение таких упражнений у детей с проблемами в развитии и нарушениями речевых функций. Она активизирует природные механизмы работы мозга, с помощью специально подобранных упражнений организм координируют работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Также у детей с ТНР наблюдается нарушения общего моторного планирования и артикуляционного моторного планирования. Произнесение слов — не такой простой процесс, как может показаться. Ведь каждое слово — это один или несколько (а иногда и много) слогов. Каждый слог — один, или несколько звуков. Каждому звуку соответствует определённая моторная схема. То есть, слог, слово — объединение нескольких моторных схем. Ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат, пока выполнение этих движений не станет навыком. Поэтому произношение звуков, слогов, слов требует сложного моторного планирования (МП) у детей, имеющих ТНР. Для таких детей я использую разного вида упражнения. Одни из них это разлаживание предметов в определенной последовательности. Для таких игр я использую камушки, шишки, крышки, мелкие игрушки т. п. и предлагаю малышам построить дорожку для того или иного животного по определенному алгоритму (например: положи один камень и 2 крышки или положи по очереди шишку и шарик).

Итак, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете создает возможность  для индивидуальной работы над успешным устранением речевого дефекта, преодолением отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои наклонности и интересы, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Развивающую среду своего кабинета я постоянно пополняю, ввожу что-то новое, современное, тем самым помогаю дошкольникам проявлять их индивидуальность.

 

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Сообщение из опыта работы

«Влияние РППС на специфику индивидуальной работы в коррекции речи дошкольников»

Подготовила:

на районную конференцию работников образования

 «Единое образовательное пространство

как механизм развития

муниципальной системы образования»

учитель- логопед

Бартанова Е.С.

п. Бохан, 2023г.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоения чтения, письма, а вследствие этого и школьных навыков и знаний. Некоторые нарушения речи лишают ребенка важнейшего средства – саморегуляции. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует гармоническому развитию творческих сил личности, устраняют препятствие для реализации общественной ее направленности.  

Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы, имеющей целью исправление недостатков речи.

Под правильной организацией имеется в виду: своевременное обследование детей, рациональное планирование, совместная работа педагогов и родителей, оснащение необходимым оборудованием, наглядными пособиями и конечно неотъемлемой частью является индивидуальная работа.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в его особенностях. Любое воздействие на ребенка преломляется через его «внутренние условия» без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Только на их основе может осуществляться полноценное развитие личности ребёнка, раскрываться его особенные и уникальные способности.

В своей работе повышая эффективность индивидуальной работы я использую развивающую предметно пространственную среду логопедического кабинета.

Предполагается, что правильная организация предметной среды   создает условия для благополучной индивидуальной комфортности детей и взрослых в кабинете, создания коммуникативной «близости» с дошкольниками, оптимальной организации профессиональной деятельности педагога и возможности проведения совместной работы с родителями.

Оснащение моего кабинета позволяет проводить коррекционный процесс с учетом интереса и склонностей дошкольников, их знаний и умений, уровнем развития внимания, мышления и памяти, характером нарушения речи.

Многих детей дошкольного возраста трудно вовлечь в работу на занятии, особенно это касается детей испытывающие трудности в развитии. Для этого я использую красивых кукол в виде персонажа на занятии, красивые коробочки, корзины, контейнеры, которые привлекают внимание малышей и соответственно повышают эффективность коррекционного процесса.

Для детей, имеющих слаборазвитую мелкую моторику, использую разнообразные игры в процессе всей коррекционной работы. Для этого в кабинете есть большое количество разноцветных камушков, крышек, шишек, разные виды круп, прищепки и т.д. Их я применяю практически во всех видах деятельности так выполняя артикуляционную гимнастику предлагаю дошкольникам с помощью кисточек найти в крупе картинки или фигурки с символами упражнений, при развитии фонематического слуха дети услышав заданный звук пристегивают прищепки, разлаживают шишки, камни. На этапе автоматизации поставленного звука я так же использую дидактические игры, которые способствую развитию мелкой моторики. Например: «Собери цветок» - здесь используются прищепки.

Детям, имеющие недостатки в развитии лексико-грамматической стороны речи я предлагаю игры в театральном уголке, где есть разные виды кукол и декорации. Кроме этого, я использую игрушки животных разных стран, морских животных, игрушки динозавров, мелкие игрушки от киндера сюрпризов, куклы, машинки, детскую посуду - все зависит от интересов дошкольников. Весь этот дидактический материал помогает создавать игровые ситуации, в которых идет устранения недостатков в речи.

На этапе автоматизации поставленных звуков необходимо использовать   интересные и разнообразные дидактические игры, яркий наглядный материал, так как этот этап самый трудоемкий и длительный по времени. Здесь я особенно учитываю интересы и склонности детей, чтобы работа над автоматизацией поставленных звуков была наиболее продуктивной. Например: некоторым детям я предлагаю поиграть в детективов в дидактической игре «Что у кота в мешке» - здесь дети светят фонариком на «мешок» и угадывают картинку, а для тех,  кто любит пиратов у меня есть игра - «Пиратский сундук» из которого нужно достать сокровища угадав позицию заданного звука в слове, для этого нужно вставить карандаш в нужное отверстие.    Для детей, умеющие играть по правилам и тех, кто любит настольные игры – есть игра «Ходилки – бродилки».

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи часто испытывают трудности в развитии внимания, памяти и мышления, что негативно сказывается на становлении речи.   Для таких детей у меня в кабинете есть зона с тренажерами для нейрогимнастики, еще ее называют «Гимнастика для мозга».

Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение таких упражнений у детей с проблемами в развитии и нарушениями речевых функций. Она активизирует природные механизмы работы мозга, с помощью специально подобранных упражнений организм координируют работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Также у детей с ТНР наблюдается нарушения общего моторного планирования и артикуляционного моторного планирования. Произнесение слов — не такой простой процесс, как может показаться. Ведь каждое слово — это один или несколько (а иногда и много) слогов. Каждый слог — один, или несколько звуков. Каждому звуку соответствует определённая моторная схема. То есть, слог, слово — объединение нескольких моторных схем. Ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат, пока выполнение этих движений не станет навыком. Поэтому произношение звуков, слогов, слов требует сложного моторного планирования (МП) у детей, имеющих ТНР. Для таких детей я использую разного вида упражнения. Одни из них это разлаживание предметов в определенной последовательности. Для таких игр я использую камушки, шишки, крышки, мелкие игрушки т. п. и предлагаю малышам построить дорожку для того или иного животного по определенному алгоритму (например: положи один камень и 2 крышки или положи по очереди шишку и шарик).

Итак, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете создает возможность  для индивидуальной работы над успешным устранением речевого дефекта, преодолением отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои наклонности и интересы, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Развивающую среду своего кабинета я постоянно пополняю, ввожу что-то новое, современное, тем самым помогаю дошкольникам проявлять их индивидуальность.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".

Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...

Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...

Сообщение из опыта работы. Презентация на тему: "Использование макетов в развитии речи старших дошкольников"

В ФГОС ДОО выделена как основная образовательная область "Речевое развитие". Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно...

Сообщение из опыта работы «Кружок естественнонаучной направленности, как форма работы с дошкольниками, способствующая развитию речи».

Сообщение из опыта работы для выступления на пед. часе по теме "Развитие речи дошкольников"....

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий в развитии связной речи дошкольников

Я считаю ,что проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети...