Достижение положительных результатов коррекции речи дошкольников посредством слаженной работы педагогов и родителей
статья по развитию речи
Одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом его успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем является - правильная речь. Ведь если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у ребенка дошкольного возраста возникают трудности общения со сверстниками, окружающими его людьми. А в дальнейшей жизни могут возникнуть определенные изменения личности на пути развития “ребенок — подросток — взрослый”, когда закомплексованность будет ребенку мешать учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОСТИЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЛАЖЕННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Альбицкая. Н Д. воспитатель
Васильева. Т. В. воспитатель
Ульянова Л.П. воспитатель
МБДОУ детский сад «Дельфин» г. Саяногорска
Одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом его успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем является - правильная речь. Ведь если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у ребенка дошкольного возраста возникают трудности общения со сверстниками, окружающими его людьми. А в дальнейшей жизни могут возникнуть определенные изменения личности на пути развития “ребенок — подросток — взрослый”, когда закомплексованность будет ребенку мешать учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому и в наше время поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется особое внимание вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов, работающих в ДОУ. Так как только при тесном сотрудничестве и единых требований педагогов и родителей возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
В логопедической группе для детей с нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед, воспитатели и родители. В системе планирования в нашем МБДОУ комбинированного вида выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются специалисты, работающие с этими детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по коррекционной работе с речевыми нарушениями у детей. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план на год, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
-принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
-принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, родителями и детьми
-принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
-принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
Для удобства работы учителем-логопедом и воспитателями были разработаны:
-рабочие программы по образовательным областям
-перспективный план работы на год
-тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями коррекционной группы для организации коррекционно-развивающей работы
-тетради взаимосвязи с родителями группы для организации коррекционно-развивающей работы дома
Воспитатели вместе с учителем-логопедом предъявляют единые требования к детям с речевыми нарушениями. При этом учитывается структура нарушения, осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные во время проведения образовательной деятельности.
Совместная коррекционно-педагогическая работа включает в себя:
-развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики
-формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
-преодоление нарушений слоговой структуры слова
-обогащение словарного запаса
-формирование грамматического строя и связной речи
-обучение грамоте
Поэтому реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда, воспитателей, родителей, так как положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с ОНР начинается с начала учебного года. Взаимодействие между специалистами МБДОУ осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Работа учителя-логопеда предусматривает:-
-диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы
-развитие мышления, памяти, внимания дошкольников
-коррекцию звукопроизношения
-развитие фонематического слуха
-усвоение норм лексико-грамматических категорий
-обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
-формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
-коррекцию нарушений слоговой структуры
-профилактику нарушений письма и чтения
-формирование навыков слогового чтения
-совершенствование общей и мелкой моторики
Задачи, над которыми работают воспитатели:
-постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
-закрепление произношения поставленных логопедом звуков
-обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы
-упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
-развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале
-формирование связной речи
-закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма)
По развитию речи работа воспитателя во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая тем самым необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Сюда входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в процессе всех режимных моментов (во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей), воспитатели пополняют, уточняют и активизируют словарный запас воспитанников; систематически контролируют грамматическую правильность речи детей, в течение всего времени общения с воспитанниками.
Каждодневный контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм выполняется во всех периодах коррекционного процесса. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка, при этом речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Для взаимосвязи педагогов по коррекционной работе с детьми заведена тетрадь, которая заполняется ежедневно, куда учитель-логопед заносит свои задания. Воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме.
В педагогические обязанности воспитателя коррекционной группы входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Педагогу, работающему с детьми с общим недоразвитием речи, важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Понимая важность и необходимость проведения общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы, воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе. Они решают, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе.
Основная коррекционная работа состоит из: логопедических пятиминуток, которые могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими. Проводятся в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствуют развитию всех компонентов речи у детей. Игр и упражнений, которые проводятся воспитателями во второй половине дня или используются во время динамических пауз. Коррекционно-развивающей деятельности в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 3-4 детьми, выполняются упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Артикуляционная гимнастика проводится со всеми детьми в первой половине дня. Учитывая, что у педагогов есть много игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением.
Для совместной коррекционно-педагогической работы, лучшего усвоения и закрепления полученных знаний в ходе занятий с учителем-логопедом и воспитателями группы заведены индивидуальные тетради взаимосвязи с родителями, перед которыми поставлены задачи:
-выполнение домашнего задания с ребенком (в тетради)
-выполнение артикуляционной гимнастики
-автоматизация поставленных звуков
Учитель-логопед и воспитатели через тетради наблюдают за детьми, отмечая положительные моменты, а также анализируют те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Наблюдения выполнения заданий в домашних тетрадях показывают полную картину коррекционно-развивающей работы родителей с детьми.
Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей и родителей в работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Литература:
1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: «Издательство Гном-Пресс», 1999. —80с.
2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический аспект развития и коррекции речи дошкольников посредством изобразительной деятельности
Методический аспект развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.Значение изобразительной деятельности в коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи....
Аналитическая справка эффективности педагогических действий по достижению положительных результатов освоения обучающимися ООП ДО.
Работа в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» планируется мной на основе результатов педагогического наблюдения, которое я провожу в течение всего года. Контроль (...
Игры с мячом в работе педагогов по коррекции речи дошкольников
Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений реб...
Развитие связной речи детей в совместной работе педагогов и родителей (конспект театрализованного, познавательного досуга для детей и родителей.
Привлечение детей и родителей к совместной театрализованной деятельности, формирование интереса к русской народной сказке...
1.1 Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации воспитанников
Материалы по аттестации...
Слаженная работа педагога-психолога, воспитателей подготовительных групп и родителей - залог высоких показателей готовности к школе.
Методическая разработака на основе полученных результатов диагностики на готовность к школе...
«Совместная работа с родителями по развитию речи дошкольников посредством художественной литературы»
Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду – это речевое развитие. Полноценное речевое развитие ребенка-дошкольника, безусловно, невозможно без художес...