Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
рабочая программа по логопедии по теме
Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, и задача логопеда - выровнять стартовые возможности детей перед поступлением в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_ffnr.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная
программа преодоления
фонетико – фонематического
недоразвития речи
в условиях логопедического пункта
дошкольного
образовательного учреждения.
Пояснительная записка.
Дети с ФФНР – постоянный контингент детей, зачисляемый на логопункт МДОУ №17 «Ручеек». По положению о «Логопедическом пункте при МДОУ №17 «Ручеек», именно такие дети, наряду с детьми с ФНР, зачисляются на логопункт ДОУ. Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от множества наследственных и внешних факторов современной жизни, которые выражаются в виде мелких парциальных нарушений. В первую очередь страдают наиболее молодые в эволюционном отношении функции, в частности, различные звенья порождения речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – распространенное речевое заключение при обследовании детей 5-6 летнего возраста. При данном речевом нарушении выявляются различные дефекты произношения звуков:
- искажения звуков;
- замены одних звуков другими;
- смешения звуков.
Неправильное произношение в данном случае – лишь вершина айсберга, так как эти отклонения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.
Необходимо отметить, что своевременное выявление и систематизированное обучение позволяет практически полностью убрать данные негативные проявления, обеспечив ребенку полноценную подготовку к школьному обучению. Для работы с данной категорией детей существует «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной (М., МГОПИ, 1993 г.). Но организация логопедической помощи на логопункте имеет свои особенности по сравнению с логопедической группой: более индивидуализированная форма работы, выделение логопедической помощи в дополнительную образовательную услугу. В результате ведущей в образовательном процессе становится «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (М., Мозаика-Синтез, 2005 г.). Логопед выявляет детей с нарушениями речи, в соответствии с коллегиальным решением ПМПк дошкольного учреждения зачисляет их на логопункт и внимательно следит и соотносит свою деятельность с данной программой.
В методической литературе отсутствуют специальные программы для работы на логопункте в ДОУ. Данные причины обусловливают необходимость составления модифицированной программы, более приспособленной к условиям работы логопункта в ДОУ.
Цель данной программы – формирование полноценной фонетической системы родного языка и овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза, позволяющими подготовить ребенка к овладению грамотой.
Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:
- формирование правильного произношения и уточнение артикуляции уже имеющихся звуков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
- подготовка детей к обучению грамоте;
- расширение и активизация словаря;
- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.
Цикл логопедических занятий рассчитан на 2 года обучения. Такая длительность обучения по сравнению с «Программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной связана с отсутствием фронтальных логопедических занятий на логопункте, с меньшей вовлеченностью воспитателей в процесс преодоления речевых недостатков. Постепенное систематическое приучение ребенка с 5 лет к заданиям по развитию звукового анализа и фонематического восприятия позволяет сформировать крепкие фонематические представления у ребенка. К тому же необходимо отметить, что в «Программе» под редакцией М.А.Васильевой развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза происходит в рамках занятий по развитию речи, а детям с ФФНР такого объема явно недостаточно.
На первом году обучения основная задача состоит в формировании умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять на слух из него отдельные звуки; затем ребенок должен научиться произносить этот звук утрированно вне слова; далее ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; и в итоге действие переносится в умственный план, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова. Параллельно отрабатывается артикуляция различных звуков, уточняется их произношение.
На первом году обучения ребенка учат определять первый и последний звук в слове, находить место звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). Далее ребенок осваивает последовательный анализ слова. Именно этот процесс лежит в основе формирования навыков письма и чтения. Весь первый год ребенок опирается на вспомогательные средства: фишки и условно-графические схемы. В первом полугодии основным является знакомство с гласными и согласными звуками, а также различение звуков по мягкости – твердости, во втором полугодии происходит дифференциация согласных звуков по различным характеристикам: твердые - мягкие, звонкие – глухие.
Второй год - этап закрепления полученных навыков звукового анализа и синтеза, перевод действия в умственный план, без опоры на вспомогательные средства.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с тематическим планированием малыми подгруппами. Предусматривается 65 занятий. Наряду с занятиями по развитию фонематического строя речи с ребенком осуществляется работа по исправлению звукопроизношения (индивидуальные занятия, не отражены в данной программе). Количество и темп занятий может варьироваться в зависимости от выраженности речевого дефекта.
Выполнение данной программы в старшей группе позволяет довести уровень речевого развития детей к возможности усвоения детьми подготовительной группы знаний по разделу «Подготовка к обучению грамоте» («Программа обучения и воспитания в детском саду» М.А.Васильевой, которую использует МДОУ №17 «Ручеек»). Дети с ФФНР, прошедшие курс логопедических занятий в старшей группе, довольно успешно посещают групповые занятия по подготовке к обучению к грамоте в подготовительной группе по общеобразовательной программе. При этом они продолжают посещать подгрупповые занятия у логопеда, продолжая закреплять навыки звукового анализа и развивая фонематический слух. Логопед должен тесно сотрудничать с воспитателями при планировании ими индивидуальной работы с детьми с ФФНР по данному разделу программы в рамках медико-психолого-педагогического консилиума и повседневного общения.
В ходе реализации данной программы логопед обращает внимание на совершенствование лексико-грамматического строя речи и на развитие высших психических функций. Такого рода задания постоянно включаются в содержание занятий.
Целенаправленная логопедическая помощь детям с ФФНР в условиях логопункта ДОУ позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, пресекает развитие вторичных нарушений, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. Данные слова подтверждает деятельность логопункта при МДОУ №17 «Ручеек». Результаты мониторинга речевого развития детей фиксируются в виде таблиц с цветовыми условными обозначениями .
Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих условий:
- достаточная квалификация учителя-логопеда, владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;
- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;
- выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ
Учебно-тематическое планирование
логопедических занятий,
1 год обучения
Месяц | Неделя | Звук | № занятия | Основные виды заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа |
Сентябрь | I | Обследование речи | ||
II | Обследование речи | |||
III | А | 1 | Выделение звука из слова, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове | |
IV | О | 2 | Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове | |
Октябрь | I | Ы | 3 | Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение последнего звука в слове |
II | У | 4 | Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове, звуковой анализ слова АУ, УА с помощью фишек | |
III | А-О-У-Ы | 5 | Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого и последнего звука в слове, различение гласных звуков, закрепление понятия «гласный звук», звуковой анализ звуковых рядов из гласных звуков | |
IV | М - МЬ | 6 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, запоминание слоговых рядов, знакомство с понятием «согласный звук», звуковой анализ слогов типа ОМ, АМЬ с использованием цветных фишек | |
Ноябрь | I | Н - НЬ | 7 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов типа АН, НА, ОНЬ с использованием цветных фишек |
II | В - ВЬ | 8 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков | |
III | К - КЬ | 9 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, звуковой анализ слов из трёх звуков | |
IV | П-ПЬ-Т-ТЬ | 10 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трех звуков | |
Декабрь | I | Х - ХЬ | 11 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков |
II | И | 12 | Закрепление понятия «гласный звук», определение наличия звука в слове, места звука в слове, звуковой анализ слогов со звуком И, слов из трёх звуков | |
III | Л - ЛЬ | 13 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ односложных слов типа ЛОСЬ, ЛИС | |
IV | С - СЬ | 14 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов типа СОМ, СОЛЬ, ГУСЬ | |
Январь | II | П - Б | 15 | Знакомство со звонкими и глухими согласными, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа БОК, СУП |
III | П-ПЬ- Б-БЬ | 16 | Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ПИТЬ, БИЛ | |
IV | Д-Т | 17 | Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов ДОМ-ТОМ | |
Февраль | I | Д-ДЬ-Т-ТЬ | 18 | Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ДЫМ, ЛИТЬ |
II | К-Г | 19 | Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов | |
III | К-КЬ-Г-ГЬ | 20 | Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа КИТ, КОТ, КИЛЬ, ГУЛ | |
IV | С-З | 21 | Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов СОМ, ЗАЛ, слогов со стечением согласных СТО, ЗМУ | |
Март | I | С-СЬ-З-ЗЬ | 22 | Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ОС-ОСЬ, ЗЫ-ЗИ, СА-ЗА, звуковой анализ слов со стечением согласных СТОЛ, ЗЛАК |
II | Ц | 23 | Закрепление понятия «твердые согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЦА-АЦ | |
III | С-Ц | 24 | Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа СОК, ЦОК | |
IV | Ш | 25 | Закрепление понятия «твердые глухие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ША-АШ, знакомство с правописанием ШИ, звуковой анализ слов типа ШУТ | |
Апрель | I | Ж | 26 | Закрепление понятия «твердые звонкие согласные», выделение звука из слова, определение места звука в слове, звуковой анализ слов типа ЖУК, ЖДИ, знакомство с правописанием ЖИ |
II | Ш-Ж | 27 | Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов ШУМ, ЖАР, ШАР, ШТЫК, закрепление правописания ШИ-ЖИ | |
III | Щ | 28 | Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЩА-АЩ, звуковой анализ слов типа ЩИТ | |
IV | Ч | 29 | Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЧА-АЧ, звуковой анализ слов типа ЧАС | |
Май | I | Ч-Щ | 30 | Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЧА-ЩА |
II | Щ-Ц | 31 | Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЩУ-ЦУ | |
III | Согласные звуки | 32 | Закрепление знаний об основных характеристиках согласных звуков, навыков звукового анализа односложных слов | |
IV | Обследование речи |
Итого: 32 занятия
Учебно-тематическое планирование
логопедических занятий,
2 год обучения
Месяц | Неделя | Звук | № занятия | Основные виды заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа |
Сентябрь | I | Обследование речи | ||
II | Обследование речи | |||
III | У | 1 | Выделение начального ударного гласного | |
IV | А | 2 | Анализ звукового ряда из двух гласных | |
Октябрь | I | АУИ | 3 | Анализ звукового ряда из трех гласных |
II | П-ПЬ | 4 | Выделение последнего глухого согласного, звуковой анализ обратного слога типа АП с помощью цветных фишек, закрепление понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий согласный» | |
III | П-Т | 5 | Выделение последнего согласного, звуковой анализ и синтез обратных слогов, дифференциация звуков П-Т на различном речевом материале, закрепление понятия «твердый глухой согласный» | |
IV | К-КЬ | 6 | Определение места звука в слове, звуковой анализ и синтез слогов, преобразование слогов КА – АК, АК - АКЬ | |
Ноябрь | I | П-Т-К | 7 | Различение звуков на слух и в произношении на различном речевом материале, звуковой анализ прямых и обратных слогов, определение места звука в слове |
II | О | 8 | Закрепить навыки звукового анализа слогов, выделение ударного гласного после согласного | |
III | Й-ЛЬ | 9 | Звуковой анализ и синтез обратных слогов типа ОЛЬ, дифференциация звуков Й – ЛЬ на различном речевом материале | |
IV | К-КЬ-Х-ХЬ | 10 | Различение звуков на слух и в произношении, закрепление навыка звукового анализа и синтеза слогов, звуковой анализ и синтез слов типа КОТ, ПУХ с помощью цветных фишек | |
V | Ы-И | 11 | Выделение начального согласного и последующего ударного гласного, звуковой анализ слов типа КИТ, ПЫЛЬ | |
Декабрь | I | М-Н | 12 | Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА, составление звуковой схемы слова |
II | C-CЬ | 13 | Дифференциация звуков С – СЬ по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении на различном речевом материале, деление слов на слоги звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ, САНИ | |
III | З-ЗЬ | 14 | Дифференциация звуков по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении, звуко - слоговой анализ слов типа Зубы, КОЗЫ, ЗИНА, ударение в слове | |
IV | С-СЬ-З-ЗЬ | 15 | Дифференциация звуков по основным характеристикам, звуко – слоговой анализ, составление схем слов | |
Январь | II | Буквы Е,Ё,Ю,Я | 16 | Знакомство с мягкостью согласных перед гласными Е,Ё, Ю, Я, чтение слов с данными буквами |
III | Л-ЛЬ | 17 | Звуко - слоговой анализ и схемы слов СТОЛ, СТУЛ, СЛОН, ВОЛК, БЕЛКА, ВОЛКИ | |
IV | Р-Л | 18 | Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры | |
Февраль | I | Р-РЬ- Л-ЛЬ | 19 | Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры типа КАРНАВАЛ |
II | Ш | 20 | Преобразование слов МЫШКА – МИШКА, составление схем звуко – слогового анализа | |
III | Ж | 21 | Составление, преобразование слогов и слов | |
IV | Ш-Ж | 22 | Различение звуков Ш – Ж на слух и в произношении, преобразование слогов ША – ЖА, слов УЖИ - УШИ | |
Март | I | Ш-С | 23 | Различение звуков С – Ш на слух и в произношении, преобразование слогов СА – ША, слов МИШКА – МИСКА |
II | Ж-З | 24 | Различение звуков Ж – З на слух и в произношении, преобразование слогов ЖА – ЗА, слов УЖИ – УШИ | |
III | Ц | 25 | Составление схем слов после предварительного звуко - слогового анализа | |
IV | С-З-Ц | 26 | Дифференциация звуков, близких по артикуляции на слух и в произношении, звуковой анализ слов, составление схем | |
Апрель | I | Ч | 27 | Звуковой анализ, синтез, преобразование слогов, слов; звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных |
II | Щ | 28 | Звуко - слоговой анализ, синтез слогов, слов, преобразование слогов ЩА - АЩ | |
III | Ч-Щ | 29 | Дифференциация звуков Ч – Щ на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ и синтез слов | |
IV | Щ-Ш | 30 | Дифференциация звуков Щ – Ш на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ слов, правописание ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | |
Май | I | Щ-Ш-СЬ-ТЬ | 31 | Различение и правильное произношение звуков на различном речевом материале, придумывание слов с заданным звуком и самостоятельное составление схем к ним; преобразование слогов ЧА – ЩА – СЯ - ТЯ |
II | Шипящие и свистящие звуки | 32 | Различение свистящих и шипящих звуков на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ слов, составление схем, придумывание слов к схемам | |
III | Твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные | 33 | Придумывание слов с заданным звуком, подбор схем к словам | |
IV | Обследование речи |
Итого: 33 занятия
Список терминов.
артикуляция звуков
вторичные нарушения
высшие психические функции
дефекты произношения звуков
звенья порождения речи
коррекционно-развивающие программы
лексико-грамматический строй речи
логопункт ДОУ
медико-психолого-педагогический консилиум
мониторинг
навыки звукового анализа и синтеза
обучение грамоте
паронимы
парциальные нарушения
речевые нарушения
фонематические представления
фонематическое восприятие
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
ФНР (фонетическое недоразвитие речи)
Список литературы.
1.Арефьева З.А., Подобед С.О. Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении. «Дефектология», 2005 г., №5, с.54
2.Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. «Дошкольное образование», 2003 г., №8, с.65
3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.
4. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез,
2005 г.- 208 с.
4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. №28-02-484\16); Библиотечка «Вестник образования России», 2006 г., №7, с. 51.
5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, 1993 г.- 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...
Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...
«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи в условиях логопедического пункта ДОУ»
Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В работу включены:...
Использование малых жанров фольклора в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта
Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказ...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».
Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого развития;•повышать ...