Комплекс дополнительных образовательных услуг в коррекции общего недоразвития речи
статья (старшая группа) на тему

Королева Елена Сергеевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Жилина Н.Ю., Исамова Л.Ш., Королева Е.С., Рузанова Н.В., Фазлеева Л.С.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного  вида №17 «Лесная сказка», Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного  вида №71 «Кораблик» г. Набережные Челны

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, двигательной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, заторможенность реакции.

Для коррекции всех нарушений  недостаточно  только  логопедической коррекционно-развивающей работы по программам  Н.В.Нищевой, Т.Б.Филичевой,  Г.В.Чиркиной, М.А.Васильевой. В связи с этим,  начиная  с 2008 года в МБДОУ№17 г. Набережные Челны проводится комплекс дополнительных услуг для детей с нарушениями речи. Детям, обучающимся в  логопедических группах, рекомендуется посещение дополнительных занятий: «Золотой ключик к  моему миру»  и  «Логоритмика».

I. «Золотой ключик к  моему миру».

  Необходимость разработки  программы дополнительного образования  «Золотой ключик к  моему миру»  с использованием нейропсихологических методов обусловлена тем, что  в настоящее время у детей, посещающих логопедические группы, наблюдаются системные нарушения психических функций с обилием разнонаправленных дефектов. Им свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация движений и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.

Цель программы  «Золотой ключик к моему миру» формирование  фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов нейропсихологии и кинезиологии.

Данная образовательная программа способствует решению следующих задач:

1) обеспечение  и регулирование общего энергетического  фона  на котором  развиваются  все психические функции;

2)  развитие высших психических  функций, через осуществление  мероприятий  по коррекции  психофизических  возможностей  детей, развитие зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;

3)  развитие фонетического  и  фонематического слуха и восприятия;

4) обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием  психической деятельности;

5) создание  условий для формирования у детей  устойчивой мотивации к овладению когнитивными  знаниями.

Программа  построена с учетом принципов системности, комплексности, развития, учета симптоматики  нарушения и структуры  речевого  дефекта,  деятельностного  подхода, онтогенетического  и этиопатогенетического принципов, принципа «замещающего онтогенеза», заключающегося в соотнесении  актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим воспроизведением тех участков онтогенеза, которые не были полностью освоены; и общедидактических  принципов: формирующее обучение, системность, наглядность, доступность, сознательность, активность в обучении,  индивидуальный подход, учета «зоны ближайшего развития».

Содержание программы  дополнительного  образования «Золотой ключик к  моему миру»  условно  разделено  на три раздела, каждый из которых решает свои задачи.

Дыхательная гимнастика и самомассаж   обеспечивают регулирование общего энергетического  фона  и  способствуют  развитию диафрагмального дыхания, речевого дыхания, концентрации внимания, произвольной саморегуляции,  общей гармонизации и  развитию телесного ориентирования в пространстве.

Развитие  моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук и  артикуляционного аппарата) проводится с  целью  стабилизации межполушарного взаимодействия мозга и  развития тактильных ощущений, конструктивного и орального праксиса, статической и динамической координации движений. Для развития произвольности действий, навыка планирования своих действий и умения сопоставлять желаемый результат с достигнутым проводятся  игры с правилами и релаксация.

Раздел «Развитие восприятия» способствует развитию слухового восприятия, слуховой памяти, ритмической организации речи,  соматогнозиса, тактильно-кинестетических  функций, логико-грамматических, «квазипространственных» представлений

II.Логопедическая ритмика.

Одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией. Главная задача логоритмики — улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, зрительное, тактильно вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять получаемые впечатления, быстро реагировать на сигналы извне для установления связи с окружающей средой. В итоге все эти навыки будут содействовать как усвоению учебного материала, так и успешному осуществлению любой другой целенаправленной деятельности. Таким образом, ритмика способствует общему развитию и обучению ребенка.

В задачи логопедической ритмики входят:

— организация детского коллектива с целью развития навыков движения в коллективе;

— выработка умения сосредоточить внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное);

— выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители;

— развитие слуховой и зрительной памяти

— развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умения переключаться с одной деятельности на другую).

Общими для детей, страдающих алалией и дизартрией,  в занятиях логоритмической деятельностью являются: комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребенка в процессе логоритмической деятельности; систематичность  занятий и строгая дозировка  нагрузки для каждого ребенка; многократность  повторения тренировочного  материала. Компенсация  речевого  нарушения осуществляется  через активное  включение  тех видов деятельности, которые  обеспечиваются  работой  правого  полушария мозга, а также формирование  межполушарного взаимодействия, которое обеспечивает  компенсацию  нарушенных  двигательных, внеречевых и речевых  функций  у ребенка.

Логоритмические занятия  и дополнительная образовательная работа….., посещающих логопедические группы, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. В результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.

 Литература

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
  4. Сергеева Е. В. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР – это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия. – 2007. - № 4. – С. 53-64
  5. Щербакова  Н.А. От музыки  к движению и речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Перелетные птицы" по коррекции общего недоразвития речи.

1. Лексическая тема: "Перелетные птицы" 2. Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными. 3. Логопедическая тема: Развитие фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза...

Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»

Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прила...

АПО «Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения».

Проблема  коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, за...