Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка у детей с ТНР 6 - 7 лет в группе компенсирующей направленности "Профессии"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Занятие позволяет  учителю - логопеду  формировать лексико - грамматические средства языка и упражнять воспитанников  в  развёрнутых  высказываниях  на  лексическом  материале  темы  "Профессии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_formirovaniyu_leksiko.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

           Занятие  по формированию  лексико – грамматических  средств  языка  у  детей  с  ТНР  6 – 7 лет  в  группе  

                                                               компенсирующей направленности  

Ф.И.О.: Кондрашина  Ирина  Валерьевна ,Фирстова Жанна Венадьевна

Тема:  Профессии

Режим проведения:групповое  занятие

Речевой статус: дети с диагнозом  «общее недоразвитие  речи  III уровня»

Количество детей: 10 - 12 человека

Продолжительность занятия: 30 минут

Цель занятия: формировать лексико – грамматические средства языка на лексическом материале темы «Профессии»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизировать, систематизировать, обогатить лексику воспитанников по теме «Профессии»
  • Упражнять в образовании названий профессий с помощью суффиксов  –тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист-
  • Упражнять в образовании сложных слов путем слияния основ
  • Продолжить работу по обучению воспитанников предложно – падежному управлению

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность воспитанников
  • развивать  выразительность  речи,  дикцию
  • развивать  вербальную  память  
  • развивать  языковое  чутьё,  чувство рифмы, ритма

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное  отношение  к  процессу  познания,  навык  самоорганизации
  • воспитывать  самоконтроль  за  речью
  • воспитывать  уважение к труду и  людям  разных профессий
  • социализация воспитанников  

Предварительная работа:

  • беседа  воспитателя о  профессиях

Оборудование:  лексический  материал, предметные и сюжетные  картинки по теме, загадки, скороговорки, игровой набор

          «Доктор Айболит», аудиоплеер, аудиозапись «Голоса животных»

     Этап  занятия

        в  минутах

Цели  этапа

       Содержание  деятельности  педагога

   Содержание  деятельности  детей;

     игры  и  игровые  упражнения

I  Организационный  

    момент

  -  3 минуты

Цель: введение  в  тему  занятия, создание  положительного  настроя,  активизация  словаря,   развитие  диалогической  речи

1 Строитель нам построит дом,

   И мы в нем дружно заживем.

   Костюм нарядный, выходной

   Искусно нам сошьет портной.

   Даст книги нам библиотекарь,

   Хлеб испечет в пекарне пекарь,

   Учитель выучит всему –

   Научит грамоте, письму.

   Письмо доставит почтальон,

   А повар сварит нам бульон.

   Я думаю, ты подрастешь

   И дело по душе найдешь!

- Сегодня мы поговорим о профессиях людей…

Краткая  беседа педагога с воспитанниками

II Основная  часть

 -  23 минут

Цель: упражнять в образовании названий профессий с помощью суффиксов  –тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист

Цель: активизировать глагольный словарь по теме

Цель:  упражнять  воспитанников  в  развернутых высказываниях по теме

Динамическая  пауза «Строители»

Цель:  снять статическое напряжение  с  помощью  логоритмических   упражнений

Цель:  Упражнять в образовании сложных слов путем слияния основ

Цель: упражнять  воспитанников

в построении  предложно – падежных конструкций

2. -  Игра в рифмы «Разные профессии»

 В школе учит нас … учитель.

Строит здания … строитель.

Поезд водит … машинист.

На тракторе пашет … тракторист

Самолетом правит … летчик

Паркет выложит … паркетчик

Красит стены нам … маляр

Мебель делает …столяр

На станке ткет ткани … ткач

От болезней лечит  … врач

Пишет красками  …художник

Сапоги сошьет …сапожник

Часы починит … часовщик

Погрузит краном … крановщик

Рыбу ловит нам …рыбак

Служит на море … моряк

В машине возит груз …шофер

На комбайне работает …комбайнер

За свинками следит …свинарка.

Доит коров всегда … доярка.

В доме свет провел … монтер.

В шахте трудится … шахтер.

Кровлю сделает … кровельщик

Ставит стекло … стекольщик

На барабане нам сыграет  … барабанщик

В бане помогает … банщик

В баскетбол играет … баскетболист

На велосипеде едет …велосипедист

В шахматы играет … шахматист

В шашки обыграет нас  … шашист

В трубу дует … трубач

На скрипке играет  … скрипач

Песни нам поет … певец.

Кто все знает …МОЛОДЕЦ!

 3. Игра с мячом « Кто что делает?»

Логопед бросает ребенку мяч и называет профессию.

4. Игра с сюжетными картинками «Назови профессию»

Составление предложений по сюжетным картинкам.

5. Игра «Скажи наоборот» (мужская  - женская профессия) с опорой на предметные картинки.

Логопед предлагает детям картинки с учетом пола воспитанников. ( Петя  - учитель, а Лена - … учительница, Сережа – художник, Оля - …)

6. Строим, строим, строим  дом!

С крышей строим и с окном.

Выше, выше, выше, выше

Мы дотянемся до крыши.

    Побежим по этажам,

    Что б успеть и тут, и там.

    А, занявшись потолком,

    Постучим  мы  молотком:

  • I – II – I – II – I – II – I

  • I – III – I – III – I – III – I

7. Игра «Догадайся, о ком речь?:

-  дрова рубит - … дроворуб

-  рыбу ловит - … рыболов

-  пчёл разводит - … пчеловод

-  землю копает - … землекоп

-  хлеб печёт - … хлебопёк

-  землю пашет - …землепашец

-  собак разводит - …собаковод

8. Игра с медицинскими принадлежностями  из набора «Доктор Айболит»

Введение в игру  - загадка:

    Лечит маленьких детей,

    Лечит маленьких зверей,

    Сквозь очки свои глядит

    Добрый … (доктор Айболит)

  Словарная работа – ветеринар,

  ветеринарная  клиника

 - К доктору на приём пришли больные животные. Их много. Узнайте их по голосам.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса животных»

-  Кому поможет сегодня доктор Айболит?

-  Кому нужны капли для ушей?

-  Кому нужен бинт, чтобы перевязать лапу?

-  Кому нужна мазь для копыт?

-  Кому нужны капли для глаз?

9. Игра «Небылицы»

 -  Доктор Айболит вылечил обезьянку. Она отлично себя чувствует и не на шутку расшалилась  - перепутала все слова в стихотворении,  которое я для вас приготовила:

Нам воспитатель готовит еду,

Повар нам сказки читает в саду,

Доктор нам  волосы быстро стрижёт,

А  парикмахер лекарства даёт.

10. Беседа «Кем ты хочешь стать и почему?»


Подбор детьми последнего слова в предложении в рифму

Ребенок возвращает мяч обратно и называет соответствующее слово – действие. (учитель – учит, строитель – строит и т.д.)

Дети составляют предложения:   Дрессировщик дрессирует зверей.

Стекольщик вставляет стекло.

Точильщик точит ножи.

Портниха шьет одежду.

Пианист играет на рояле.

Хоккеисты играют в хоккей и др.

Дети образуют новые слова суффиксальным способом

Воспроизведениедетьми  движений  по  образцу логопеда

Воспроизведение  ритмических рисунков, имитирующих удары молотка

Воспитанники образуют новые слова путём слияния основ

Уточнение значения слов с привлечением опыта воспитанников

Дети называют животных,  соотносят  их с сюжетными картинками.

Составление воспитанниками развёрнутых ответов:

 -  Доктор Айболит  поможет лошади,  корове,  свинье и т.д.

 - Свинье нужны капли,  у неё болит ухо.

-  Бинт нужен собаке, потому что у неё рана на лапе.  

Дети исправляют ошибки в предложениях

Воспитанники дают развёрнутые ответы.

III Заключительный

     этап

     2  минуты

Цель: подведение  итогов  занятия

15.  Положительные  оценочные  

       комментарии  деятельности  

       воспитанников

Воспитанникам  предлагается  дома уточнить профессии членов семьи, подробности их профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми сТНР

В моей презентации есть материал, которй поможет узнать больше о видах и применении здоровьесберегающих технологий....

Конспект занятия по ФЭМП для детей сТНР 6-7 лет

ООД ПО ФЭМП С ДЕТЬМИ С ТНР 6-7 ЛЕТ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Мой город»Образовательные задачи. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. По...

Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.

В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162....

Итоговое открытое логопедическое занятие в старшей группе для детей сТНР « Путешествие в город Звукоград».

Итоговое открытое  логопедическое занятие в старшей группе для детей с ТНР « Путешествие в город Звукоград»....

Дыхательная система - один из структурных компонентов просодической стороны речи у дошкольников сТНР

Игровые упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развивают продолжительный, равномерный выдох у воспитанников формируя сильную направленную воздушную с...

Методическая разработка для педагогов "Формироование фонематического восприятия у детей сТНР"

Развитие фонематического восприятия  полезно для детей не только с тнр, но и всем детям  дошкольного возраста. Эта тема  актуальна, так как происходит формирование предпо...