Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка у детей с ТНР 6 - 7 лет в группе компенсирующей направленности "Профессии"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие позволяет учителю - логопеду формировать лексико - грамматические средства языка и упражнять воспитанников в развёрнутых высказываниях на лексическом материале темы "Профессии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_formirovaniyu_leksiko.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию лексико – грамматических средств языка у детей с ТНР 6 – 7 лет в группе
компенсирующей направленности
Ф.И.О.: Кондрашина Ирина Валерьевна ,Фирстова Жанна Венадьевна
Тема: Профессии
Режим проведения:групповое занятие
Речевой статус: дети с диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня»
Количество детей: 10 - 12 человека
Продолжительность занятия: 30 минут
Цель занятия: формировать лексико – грамматические средства языка на лексическом материале темы «Профессии»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать, систематизировать, обогатить лексику воспитанников по теме «Профессии»
- Упражнять в образовании названий профессий с помощью суффиксов –тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист-
- Упражнять в образовании сложных слов путем слияния основ
- Продолжить работу по обучению воспитанников предложно – падежному управлению
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность воспитанников
- развивать выразительность речи, дикцию
- развивать вербальную память
- развивать языковое чутьё, чувство рифмы, ритма
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу познания, навык самоорганизации
- воспитывать самоконтроль за речью
- воспитывать уважение к труду и людям разных профессий
- социализация воспитанников
Предварительная работа:
- беседа воспитателя о профессиях
Оборудование: лексический материал, предметные и сюжетные картинки по теме, загадки, скороговорки, игровой набор
«Доктор Айболит», аудиоплеер, аудиозапись «Голоса животных»
Этап занятия в минутах | Цели этапа | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей; игры и игровые упражнения |
I Организационный момент - 3 минуты | Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя, активизация словаря, развитие диалогической речи | 1 Строитель нам построит дом, И мы в нем дружно заживем. Костюм нарядный, выходной Искусно нам сошьет портной. Даст книги нам библиотекарь, Хлеб испечет в пекарне пекарь, Учитель выучит всему – Научит грамоте, письму. Письмо доставит почтальон, А повар сварит нам бульон. Я думаю, ты подрастешь И дело по душе найдешь! - Сегодня мы поговорим о профессиях людей… | Краткая беседа педагога с воспитанниками |
II Основная часть - 23 минут | Цель: упражнять в образовании названий профессий с помощью суффиксов –тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист Цель: активизировать глагольный словарь по теме Цель: упражнять воспитанников в развернутых высказываниях по теме Динамическая пауза «Строители» Цель: снять статическое напряжение с помощью логоритмических упражнений Цель: Упражнять в образовании сложных слов путем слияния основ Цель: упражнять воспитанников в построении предложно – падежных конструкций | 2. - Игра в рифмы «Разные профессии» В школе учит нас … учитель. Строит здания … строитель. Поезд водит … машинист. На тракторе пашет … тракторист Самолетом правит … летчик Паркет выложит … паркетчик Красит стены нам … маляр Мебель делает …столяр На станке ткет ткани … ткач От болезней лечит … врач Пишет красками …художник Сапоги сошьет …сапожник Часы починит … часовщик Погрузит краном … крановщик Рыбу ловит нам …рыбак Служит на море … моряк В машине возит груз …шофер На комбайне работает …комбайнер За свинками следит …свинарка. Доит коров всегда … доярка. В доме свет провел … монтер. В шахте трудится … шахтер. Кровлю сделает … кровельщик Ставит стекло … стекольщик На барабане нам сыграет … барабанщик В бане помогает … банщик В баскетбол играет … баскетболист На велосипеде едет …велосипедист В шахматы играет … шахматист В шашки обыграет нас … шашист В трубу дует … трубач На скрипке играет … скрипач Песни нам поет … певец. Кто все знает …МОЛОДЕЦ! 3. Игра с мячом « Кто что делает?» Логопед бросает ребенку мяч и называет профессию. 4. Игра с сюжетными картинками «Назови профессию» Составление предложений по сюжетным картинкам. 5. Игра «Скажи наоборот» (мужская - женская профессия) с опорой на предметные картинки. Логопед предлагает детям картинки с учетом пола воспитанников. ( Петя - учитель, а Лена - … учительница, Сережа – художник, Оля - …) 6. Строим, строим, строим дом! С крышей строим и с окном. Выше, выше, выше, выше Мы дотянемся до крыши. Побежим по этажам, Что б успеть и тут, и там. А, занявшись потолком, Постучим мы молотком:
7. Игра «Догадайся, о ком речь?: - дрова рубит - … дроворуб - рыбу ловит - … рыболов - пчёл разводит - … пчеловод - землю копает - … землекоп - хлеб печёт - … хлебопёк - землю пашет - …землепашец - собак разводит - …собаковод 8. Игра с медицинскими принадлежностями из набора «Доктор Айболит» Введение в игру - загадка: Лечит маленьких детей, Лечит маленьких зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый … (доктор Айболит) Словарная работа – ветеринар, ветеринарная клиника - К доктору на приём пришли больные животные. Их много. Узнайте их по голосам. Прослушивание аудиозаписи «Голоса животных» - Кому поможет сегодня доктор Айболит? - Кому нужны капли для ушей? - Кому нужен бинт, чтобы перевязать лапу? - Кому нужна мазь для копыт? - Кому нужны капли для глаз? 9. Игра «Небылицы» - Доктор Айболит вылечил обезьянку. Она отлично себя чувствует и не на шутку расшалилась - перепутала все слова в стихотворении, которое я для вас приготовила: Нам воспитатель готовит еду, Повар нам сказки читает в саду, Доктор нам волосы быстро стрижёт, А парикмахер лекарства даёт. 10. Беседа «Кем ты хочешь стать и почему?» | Подбор детьми последнего слова в предложении в рифму Ребенок возвращает мяч обратно и называет соответствующее слово – действие. (учитель – учит, строитель – строит и т.д.) Дети составляют предложения: Дрессировщик дрессирует зверей. Стекольщик вставляет стекло. Точильщик точит ножи. Портниха шьет одежду. Пианист играет на рояле. Хоккеисты играют в хоккей и др. Дети образуют новые слова суффиксальным способом Воспроизведениедетьми движений по образцу логопеда Воспроизведение ритмических рисунков, имитирующих удары молотка Воспитанники образуют новые слова путём слияния основ Уточнение значения слов с привлечением опыта воспитанников Дети называют животных, соотносят их с сюжетными картинками. Составление воспитанниками развёрнутых ответов: - Доктор Айболит поможет лошади, корове, свинье и т.д. - Свинье нужны капли, у неё болит ухо. - Бинт нужен собаке, потому что у неё рана на лапе. … Дети исправляют ошибки в предложениях Воспитанники дают развёрнутые ответы. |
III Заключительный этап 2 минуты | Цель: подведение итогов занятия | 15. Положительные оценочные комментарии деятельности воспитанников | Воспитанникам предлагается дома уточнить профессии членов семьи, подробности их профессиональной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми сТНР
В моей презентации есть материал, которй поможет узнать больше о видах и применении здоровьесберегающих технологий....
Конспект занятия по ФЭМП для детей сТНР 6-7 лет
ООД ПО ФЭМП С ДЕТЬМИ С ТНР 6-7 ЛЕТ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Мой город»Образовательные задачи. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. По...
Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.
В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162....
Итоговое открытое логопедическое занятие в старшей группе для детей сТНР « Путешествие в город Звукоград».
Итоговое открытое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ТНР « Путешествие в город Звукоград»....
Дыхательная система - один из структурных компонентов просодической стороны речи у дошкольников сТНР
Игровые упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развивают продолжительный, равномерный выдох у воспитанников формируя сильную направленную воздушную с...
Методическая разработка для педагогов "Формироование фонематического восприятия у детей сТНР"
Развитие фонематического восприятия полезно для детей не только с тнр, но и всем детям дошкольного возраста. Эта тема актуальна, так как происходит формирование предпо...