Логоритмика
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, одно из средств воздействия. Логоритмические занятия – это связь слова, музыки, движения. Цель логоритмического воздействия: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой паталогией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды. Движение выступает, как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром. Задачи логоритмического воздействия:
- развитие слухового внимания
-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
-развитие фонематического слуха
-развитие пространственных движений
-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
-формирование и развитие кинестетических ощущений
-воспитание выразительности и грации движений
-воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое
-формирование и развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
-развитие физиологического и фонационного дыхания
-развитие певческого диапазона голоса
-развитие чувства ритма
-воспитание умения определять характер музыки, согласовывать с движениями
-воспитание умения перевоплощаться
Логоритмические упражнения осуществляются следующими средствами:
1.ходьба и маршировка в разных направлениях
2.упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
3.упражнения регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие и коррекционные
4.упражнения активизирующие внимание
5.речевые упражнения без музыкального сопровождения
6.упражнения для развития музыкального слуха
7.ритмические упражнения
8.пение
9.упражнения в игре на музыкальных инструментах
10.игровая деятельность:
-игры на месте (статические)
-малоподвижные и полуподвижные игры
-подвижные игры
-сюжетные подвижные игры
-игры с элементами спорта
-игры-драматизации
11.развитие творческой инициативы
12.заключительные упражнения на расслабление
Примерный конспект логоритмического занятия по теме: «Автоматизация звука [ Ж ]. Пасека».
Цель: Автоматизация звука[ж ] и развитие психомоторики на данном звуковом материале.
Оборудование: предметные картинки(игрушки) с изображением жука, пчелы, графическая схема буквы «Ж».
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся на пасеку посмотреть, как живут пчелы и другие насекомые.
Упражнение на развитие слухового внимания
«Пчелы» под тихо звучащую музыку летают на полянке и жужжат (мелкий бег и взмахи руками). Музыка прекращается, пчелы садятся на цветок, пьют нектар (дети изображают действие). Повтор 3-4 раза.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук, соотнесение зрительно-двигательного образа с речевым опосредованием
Логопед: Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит.
Дети выполняют следующие движения: пальчики в кулачок, указательный и мизинец развернуты в стороны, ребенок ими шевелит.
Упражнение на психомышечную тренировку с фиксацией напряжения
Логопед: Давайте отдохнем и посидим на полянке.Подбородок загорает -подставим его солнышку, слегка разжимаем губы и зубы, говорим «ж-ж-ж..» Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь на подбородок – крепко закрываем рот, чтобы этого не произошло. Жучок улетает – слегка приоткрываем рот и облегченно вздыхаем.
Дети выполняют инструкции . У логопеда на нитке «жучок», который «пролетает» мимо детей.
Подвижная игра «Жуки»
«Жуки» сидят в своих «домиках» и говорят:Я жук, я жук, я тут живу, жужжу, жужжу, жужжу, жужжу..»
По сигналу педагога жуки летят на поляну, там летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж». По сигналу «дождь» летят в домики (садятся на стулья).
Упражнение на развитие общей моторики
Логопед: Ребята, пока мы играли, произошло вот что. С ветки упал на спину старенький жук и не может встать, хоть и активно работает всеми лапками.
Дети ложатся на спину. На счет 1-4-попеременно сгибают и разгибают руки и ноги.На счет 5-8-кладут руки на пол, отдыхают. Повторяют упражение 3-4 раза.
Пение «Жук» (музыка О.С. Барамыкиной)
Логопед: Ребята, а вы хотите помочь жуку? Если да, давайте споем песню.
Упражнение с движением без музыкального сопровождения, направленное на развитие творческой инициативы
Логопед: Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь подобрать движения которые подходят к его содержанию.
Пчелка
Только солнышко проснется-
Пчелка кружит, пчелка вьется.
Над цветками за рекою,
Над травою луговою.
Собирает свежий мед
И скорей домой несет.
В свой далекий теремок,
Луговой несет медок.
Последовательность работы:
- логопед читает стихотворение, дети его слушают;
-построчное запоминание текста, с одновременным подбором соответствующих движений;
-чтение стихотворения, под соответствующие движения.
Исполнение музыкальной скороговорки
Логопед: А сейчас я расскажу вам историю про Ежа и Ужа. Затем вы ее постараетесь повторить.
У ежа в гостях ужата, у ужа в гостях ежата.
Учит бегать еж ужат, учит ползать уж ежат.
Упражнение на развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации
Логопед: Ребята, поможем пчелке построить соты, запомнив букву «Ж». Дети ложатся соответственно схемам (буквы «Ж» и пчелиных сот).
Под музыкальное сопровождение, дети жужжа, вылетают из зала.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Г.А.Волкова «Логопедическая ритмика» Москва издательство Просвещение 2001г.
А.Е.Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7лет» Москва Творческий центр «Сфера» 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.
Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...
Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"
Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.
Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...
Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...
Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"
Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....