Фронтальное занятие по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ульянова Анастасия Петровна

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия.

  1. Организационная информация.

Доминирующая образовательная деятельность: речевое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная.

  1. Методическая информация.

Тема: дифференциация звуков Ж-Ш.

Методы и приемы реализации: наглядные, игровые.

Возрастная группа: 6-7 лет.

Цель: создание условий для развития у детей умения дифференцировать звуки Ж-Ш.

Задачи:

Обучающие:

- закреплять правильное звукопроизношение;

- уточнять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивающие:

- развивать фонематический слух;

-развивать память, слуховое и зрительное внимание;

- формировать навык саморегуляции.

Воспитательные:

- способствовать появлению положительных эмоций;

- продолжать воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками.

Планируемые результаты: у детей сформировано умение правильно произносить звуки Ж-Ш в словах; дети способны самостоятельно определить место звука в слове, различать звуки на слух.

Организация среды для проведения занятия: ноутбук ( видео-ролик из мультфильма «Простоквашино»); 2 конверта; 2 почтовых ящика; предметные картинки со звуками Ж, Ш; символы звуков (Змея, Жук); Звуковичок (малыш одевается в ту одежду каким является звук); ромашка с гласными звуками на лепестках; счетные палочки; листочки с заданиями; карандаши; зеркала; вата; символы глухости и звонкости; 6 конвертов с изображениями.

  1. Вводная часть.

Приветствие детей.

Здравствуй, солнышко родное.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, низенький дубок.

Здравствуй, травушка-муравушка.

Здравствуйте, дети.

Руки вверх.

Водить руками из стороны в сторону вверху.

Опустить руки вниз.

Присесть на корточки и поводить руками из стороны в сторону.

Встать, вытянуть руки вперед. «Здравствуйте, Анастасия Петровна».

Демонстрация видео-ролика.

Ребята давайте посмотрим с вами одно видео.

Кто это был?

Правильно. Это такая профессия. А что он делает?

Верно, он оставил нам два конверта, чтобы мы помогли ему разобраться какую марку прикрепить и кому их отправить.

Поможем почтальону?

Смотрят.

Почтальон.

Разносит письма, посылки.

Да.

 Дыхательная гимнастка.

Сегодня мы будем много говорить, поэтому нам нужно подготовить наше горлышко.

Пропевание гласных на одном выдохе.

Все вместе. Только девочки. Только мальчики

  1. Основная часть.

Актуализация ранее приобретенных знаний.

Логопед открывает первый конверт.

Ребята, что находиться в этом конверте?

Какой звук чаще всего в этих словах встречается? Вывешивается символ звука Ш - «змея».

Хорошо, давайте посмотрим, а что лежит во втором конверте?

А какой звук встречался больше всего в этих словах? Вывешивается символ звука Ж – «Жук».

Картинки убираются назад в конверты.

Неваляшка, шуба, лошадка, машина.

Звук Ш.

Пожарный, художник, крыжовник, ежевика.

Звук Ж.  

Характеристика звуков.

Ребята давайте оденем нашего Звуковичка в нужную одежду. Звуки Ш и Ж гласные или согласные? Давайте посмотрим в зеркало есть ли у нас преграда?!

Твердые или мягкие эти звуки? Или они могут быть и твердыми и мягкими?

Молодцы! Тогда в какую одежду мы оденем Звуковичка?

Эти звуки еще чем-то и отличаются. (на доске изображения глухости и звонкости над звуковичком).

Давайте определим звук Ж «жук» глухой или звонкий?

Правильно куда мы прикрепим звук Ж.

А теперь проверим звук Ш.

Верно, звук Ш мы повесим над зачеркнутым колокольчиком.

Звуки Ш и Ж согласные, потому что есть преграда.

Эти звуки всегда твердые.

В синюю.

Один ребенок одевает.

К горлышку прикладывают руку. Звонкий, потому что горлышко звенит.

Рядом с колокольчиком ребенок крепит символ звука.

К горлышку прикладывают руку. Глухой, потому что горлышко молчит.

Ребенок выполняет.

Молодцы ребята. Мы разобрались что же за марки нам нужно будет приклеить на конверты, они пригодятся нам в конце занятия.  (раздать буквы-марки).

Теперь мы будем  угадывать для кого же эти письма.

Развитие фонематического слуха.

Готовы играть в разведчиков?

Перед вами 2 колокольчик, но один из них зачеркнут, что они обозначают?

Правильно, когда вы услышите слоги со звуком Ш какой колокольчик поднимете?

А когда Ж?

Даётся ряд слогов: ША, ЖА, ЗА, ТА, ШУ, ШИ, ЖО, ПЫ.

Глухой и звонкий звук.

Зачеркнутый.

Простой.

Работа с символами.

Чтение слогов.

Молодцы. Вы справились с этим заданием. А теперь давайте поиграем в игру «Приду, уйду». (на доске изображение ромашки, на её лепестках гласные буквы (а, о, у, и, э, у), в середине жука буква Ж, в середине змеи буква Ш).

У вас хорошо получилось.

Жук летит у лепесточкам (жа,жо)

Жук улетает (Аж, ож)

Змея ползет к лепесточкам (шо, ша)

Уползает (ош, аш)

Каждое задание выполняет один ребенок, другие за ним следят.

Добывание нового знания.

Игра с мячом.

Давайте поиграем с вами в игру «Наоборот» возле доски.

Я буду кидать вам слова со звуком Ш, а вам нужно будет заменить его на звук Ж.

Шить –

Нашивка –

Крушить –

Пошить –

Уши –

Полошить –  

Садитесь на свои места. Какие вы умелые замаскировщики.

Встают в полукруг.

Жить

Наживка

Кружить

Пожить

Ужи

Положить

Игра «Почтальоны».

Ух ты ребята почтальон нас еще кое о чем попросил, а совсем забыла.

Посмотрите, сто он нам оставил.

Да, что бы эти письма дошли до нужного места их нужно положить в правильный ящик.

Слова со звуками Ш в правый, а слова со звуками Ж в левый.

Побудем с вами почтальонами.

Почтовые ящики и письма. (6 писем на каждом картинка и на почтовых ящиках буквы Ж и Ш).

Раскладывают конверты. У каждого ребенка свой конверт.

Дыхательная гимнастика.

Вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем и порадуемся.

Вспомним как правильно мы дышим.

И щеки не надуваем.

Упражнение фокус.

Носом вдыхаем, ртом выдыхаем.

Ватку кладут на нос, широкий язык загибают у носу и дуют так, чтобы она подлетела над головой.

Графический образ буквы.

Что такое звук?

А что такое буква?

Давайте вспомним как пишутся буквы. А какие вы угадаете.

«Эта буква широка

И похожа на жука»

«Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл»

То, что мы слышим и произносим.

То, что мы видим и пишем.

Буква Ж. Выкладывают из счетных палочек.

Буква Ш. Выкладывают.

Игра «Буквы-озорницы».

А теперь сыграем в игру «буквы-озорницы».

Буквы Ш и Ж спрятались на этих листочках, найдите их и обведите в кружочек.

Выполняют задание.

Самостоятельная деятельность.

«Схема слова».

Буквы убежали из слов.

Надо вернуть букву на место. Проверьте какая буква подходит в пропущенном месте Ш или Ж. И вместо квадратика запишите нужную букву.

Теперь найдите место потерявшегося звука в слове. Где находиться в начале, середине или в конце.

А теперь раскрасьте схему слова. Что бы понять согласный ли это звук посмотрите в зеркало, если есть преграда, то это согласный.

С помощью вкладыша с одной стороны буква Ш, с другой Ж проверяют какая буква потерялась и записывают её.

Ставят кружочек в схеме под словом.

Слова для задания: душ, шоу, каша, жаба, жуки, кожа.

  1. Заключительная часть.

Анализ и самоанализ деятельности детей.

Вспомните кому мы помогали?

Для чего?

Логопед достаёт письма. Давайте приклеим марки на конверты.

Молодцы садитесь. Ребята я заметила, что на конвертах что-то написано.

Адрес доставки: будущим школьникам.

Эти конверты для вас. Молодцы вы отлично справились со всеми заданиями.

Почтальону.

Отправить письма.

Марки-буквы приклеивают на нужный конверт.

Что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....

Фронтальное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе. Составила учитель-логопед Захаркина М.В.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.Задачи:Коррекционно-развивающие:- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;- познакомить детей со сравнительной характеристи...

Конспект фронтального занятия на тему:"Дифференциация звуков Ф-Фь"

Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков Ф-Фь...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков З-С".

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков З-С в слогах, словах....