Фронтальное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе. Составила учитель-логопед Захаркина М.В.
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;
- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;
- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, соотносить звуки с буквами, и символами;
Образовательные:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Семья».
- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
Воспитательные:
- развивать навыки самоконтроля;
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_i_ya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;
- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;
- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;
Образовательные:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Семья».
- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
Воспитательные:
- развивать навыки самоконтроля;
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
Ход занятия.
1.Логопед: Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Васильевна, и сегодня я проведу у вас занятие. А помогать мне будет гномик Йак. Он принес вам много интересных заданий. (Логопед достает конверты )
Достает первый конверт.
- Ой посмотрите, что он принес (логопед раскладывает на доске первый ряд гласных).
Логопед. Ребята, посмотрите на цепочку гласных букв и назовите, какие гласные знаете? (а, у, о, ы, э). А что мы произносили? (звуки)
– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим). Как мы произносим эти гласные звуки? (твердо, решительно, смело).
- Дети, это гласные первого ряда, они произносятся твердо.
У каждого гласного первого ряда есть «сестренка» — буква, которая «живет» во втором ряду.
Логопед. Сегодня мы будем учиться различать с «сестёр» букву «а» и «я».
2. Гномик Йак принес нам эту букву. Это буква «я». (показывает, достает из другого конверта).
(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)
– Давайте послушаем звук. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Тянется? (да)
– Какая это буква? (гласная)
– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)
– Как она может управлять согласными в соединении? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)
– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
– Положите перед собой звуковку буквы Я.
– Обведём контур звуковки красным цветом
– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Сколько звуков слышим? (два)
– Какие? ([й`а])
– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])
– Произнесите его.
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)
– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.
– Впечатайте второй звук буквы. ([а])
– Произнесите его.
– Какой он? (гласный)
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.
Вывод:
– Итак, давайте подведём итог.
– Какая это буква? (гласная)
– Сколько звуков у буквы Я? (два)
– Какие? ([й`а])
-Послушайте, как я произношу: я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка.
-Как зовут «сестренку» буквы «а»?
-Как мы произносим «а»? «я»?
Правильно, «а» мы произносим твердо, «я» — мягко, нежно. Буква «я» — гласная мягкая.
3. Игра «Эхо».
Логопед: Молодцы! Возьмем следующий конверт с заданием. Повторите за мной: ма-мя, на-ня, та-тя, па-пя и т.д. Молодцы!
4.Пришло время для следующего задания (достает следующий конверт ). Задание произнести правильно и четко слова по картинкам. (Произносим хором).
5.Логопед: Молодцы! Здорово у вас получается! Следующее задание: Игра «На что похожа буква «я». Послушайте стихотворение. (Дети повторяют слова и движения за логопедом ).
«Буква «я».
Руку вбок, вперед нога,
Вот какая буква «я».
Я-я – песня кончилась моя.
Я-я – есть у каждого друзья.
Повторить стихотворение хором.
6.Логопед: Молодцы! Следующее задание, открывает конверт. Гномик Йак задал нам задачу.
К каких случаях буква Я обозначает два звука? |
(Читаем схему слова «ябллоня»)
– Прочитайте верхнее слово. (яблоня)
– Давайте прочитаем схему к этому слову.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ня – 3 слога)
– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])
– Каким гласным образован этот слог? ([а])
– Впечатайте звук в схему.
– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Впечатайте звук в схему.
– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])
– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])
– Назовите 2 слог. ([лоооо])
– Какой гласной образован? ([о])
– Какой согласный стоит перед ним? ([л])
– Назовите 3 слог? ([няяяяя]
Какой гласной образован ? ([я])
– Какой согласный стоит перед ним? ([н`])
– Какой слог ударный? (первый)
– Посмотрите на слово.
– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова, в конце слова)
Вывод:
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)
Разбор слова Рая (схема готова, слово уже разобрано, детям объясняют разбор и помогают сделать вывод )
Вывод:
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы. |
7.Сказка про букву Я
Логопед: Следующий конверт . Наш гость предлагает вам послушать сказку про звук Я. Отложите в сторону все ненужное и послушайте сказку.
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.
Вывод:
– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?
Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии. |
8.Игра на фонематическое восприятие «Прятки».
А вот и последний конверт! Гномик Йак предлагает нам поиграть в игру «Прятки». Но это необычная игра в которую вы все знаете, в этой игре мы будем искать спрятавшийся звук а или звук я. У вас есть карточки с буквами А , которая обозначает звук а и буква Я , которая обозначает звук я. Когда я скажу звук , слог или слово с одним из этих звуков нужно обязательно поднять соответствующую карточку.
Показать карточками «а» или «я»: мА, пя, на, мя, тя, фа, яблоко, аист, ягоды, автобус, ясень, Алик, ящик, альбом.
9. Итог. Ребята , кто приходил к нам в гости? Какие звуки гномик Йак учил нас различать? Гномику очень понравилось как вы играли . А вам понравилось? А еще наш гость хочет в честь встречи и вашего старания преподнести вам угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия на тему:"Дифференциация звуков Ф-Фь"
Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков Ф-Фь...
Конспект группового занятия на тему "Дифференциация звуков и букв [Г]-[К] на письме".
Дифференциация звуков и букв Г-К на письме...
Конспект группового занятия на тему "Дифференциация звуков и букв [Ч]-[Щ]".
Дифференциация звуков и букв [Ч]-[Щ]...
Фронтальное занятие по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж".
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж"....
Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [ С ] и [ З ] (для детей подготовительной к школе группы)
Цели:- Различие звуков С и З на слух и в произношении в словах, фразах и сказке.- Образование сложных прилагательных и согласование их с существительными и числительными- Закрепление навыков звукового...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...