Конспект фронтального занятия на тему:"Дифференциация звуков Ф-Фь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Валентина Анатольевна Тучина

Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков Ф-Фь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foka_i_fima.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 70»
г. Энгельс Саратовской области





Конспект фронтального занятия

На тему: «Дифференциация звуков Ф – Фь»








Выполнила: учитель-логопед

Тучина Валентина Анатольевна










2016 год


Дифференциация  звуков ф - фь в слогах, словах и предложениях.

Цель: Учить различать звуки ф – фь

Задачи:

 1. Коррекционо – образовательные: Учить правильно произносить звуки Ф, фь; совершенствовать навык различения звуков Ф, фь – по мягкости, твёрдости

 2. Коррекционо – развивающие: развивать: мимику, мелкую и общую  моторику; фонематическое восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление; воображение. Развивать навыки коммуникации;

3. Коррекционо – воспитательные: Развивать навыки самоорганизации и контроля; воспитывать желание приходить на помощь.

Оборудование: картинки с изображением  фокусника и обезьянки; предметные картинки, волшебная палочка, карточки с символами звуков, звездочки на каждого ученика

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечание

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!  Встали ровненько ,а теперь тихо сядут девочки ,а еще тише сядут мальчики.

-Здравствуйте!

Девочки садятся, затем мальчики садятся

2.Повторение

-Из чего состоят слова?

-Из чего состоят слоги?

-Что такое звук?

-Что такое буква?

-На какие группы делятся все звуки?

- Какие бывают согласные звуки?

-Каким цветом мы обозначаем твердый звук, а каким мягкий?

3.Артикуляционная гимнастика

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку,

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Достаньте зеркала. Начнем зарядку для язычка :

1.Лягушка (и) до 8 (Улыбнитесь, чтобы зубки не было видно, тянем губки к ушкам)

2.Хоботок(у) до 8(как у комара)

3.и-у    8 повторений

4.Вкусное варенье} 8 повторений

5.Чашечка

6.Качели}8 раз

7.Лопаточка

Убираем зеркала

4.Изучение новой темы

Введение в тему

Расскажите ребята: — Кто катается на коньках? – (фигурист). Кто играет в футбол? – (футболист). Кто фотографирует? – (фотограф). Кто водит машину? – ( шофёр). Кто показывает фокусы? – (фокусник).

К нам в гости пришёл фокусник Фока со своей  помощницей обязьянкой по кличке «Фима». У них случилась неприятность. Они потеряли ключи от волшебных сундучков. И не могут их найти. С их помощью, Фока показывает свои фокусы. Давайте ребята поможем Фоку и Фиме их найти. А чтобы их найти нужно, выполнить задания.

Развитие мимики:

Фока удивился , когда узнал, что ключик потерялся – показать удивление. Затем он огорчился – показать огорчение. Потом он обрадовался, когда узнал, что мы ему поможем его найти – показать радость.

Характеристика звуков Ф, Фь.

На доске картинки с изображением фокусника, обезьянки.

- Какой первый звук в имени Фока?

- Какой первый звук в кличке  обезьянки —  Фима?

- Будем учиться различать звуки Ф. Фь

-Звук [Ф], какой он?

- А в слове Фима, какой звук [Ф]?

Фока принес волшебную палочку, давайте попробуем произнести заклинание, может быть тогда ключики найдутся. Я буду говорить заклинание, на кого волшебная палочка укажет, тот должен повторить за мной:

Афа-афя     Афы-афи-афа

Афу-афю    Афэ-афе

Афо-афу     Афи-афа

Афо-афе      Сфы-сфи

Сфу-сфю     Кфо-кфе

Кфу-кфю     Кфа-кфя

     -Молодцы! К сожалению заклинания нам не помогли, ключики мы не нашли, но мы не расстраиваемся, продолжим дальше выполнять задания.

Давайте поиграем с пальчиками, внимательно смотрите и повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика:

Мы со звуком Ф играем. (сжимают и разжимают одновременно пальцы обеих рук в кулачок)

И слова мы называем: фотограф,

Фермер, футболист, (загибают пальчики на обеих руках одновременно начиная с большого)

Фокусник, филателист.

-Молодцы!

Фока и Фима кроме фокусов любят играть, придумывают слова с различными слогами, давайте с ними поиграем.

Придумайте слова со слогом фа

             фи

             фо                              

-Молодцы!

Дифференциация в словах:

-Фока и Фима любят показывать фокусы с картинками, но пока они искали ключи, картинки перепутались, давайте им поможем их разложить. Я вам раздам картинки, а вы  должны определить какой там звук твердый или мягкий, чья это картинка Фока или Фимы.

-Молодцы!А теперь порадуем наших гостей:

Физминутка

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.

Разбор слова

-Давайте покажем какие мы грамотные, как мы умеем выкладывать схемы слов и выложим схемы имен наших гостей. Сначала слово Фока: Звук [ ф ] какой? обозначаем как?

- Какой следующий звук?

   Какой следующий звук? он какой?

 Какой последний звук? он какой?

 -Сколько всего звуков?

 -Сколько в слове гласных?     - Сколько слогов?

-Молодцы!

А теперь, разбираем слово Фима самостоятельно.

Проверяем

-Молодцы!

Написание буквы Ф.Ребята возьмите в руки синюю ручку и внимательно посмотрите на доску: напишите палочку | и два кружочка, что у нас получилось буква Ф. На что похожа буква Ф? Превратите букву Ф в волшебный ключик. Повторите за мной  Сфа-сфы-сфо

Сфи-сфе-сфю (сопровождая движениями рук.)

Вот мы и нашли волшебные ключики Фокусника Фока.

Он говорит вам спасибо! Давайте в подарок придумаем предложение про Фока и Фиму.

Молодцы!

-слогов

-из звуков

- Звуки мы слышим и произносим(говорим)

-Буквы мы видим, читаем и пишем

-Гласные и согласные

- твердые- мягкие, глухие-звонкие.

- синим и зеленым

Дети выполняют упражнение под счет логопеда.















[ф]

[ ф]






 (согласный, глухой, т.к. горлышко «не дрожит»; при произнесении звука Ф губы «растянуты» в улыбке, верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит»; твёрдый звук Ф; обозначаем квадратиком синего цвета).

(согласный,; глухой, т.к.горлышко «не дрожит»; при произнесении звука Ф губы «растянуты» в улыбке, верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит»; мягкий звук Ф; обозначаем квадратиком зелёного цвета).


-Фартук, Фая, фамилия,фантик

-Фильм, физкультура,  фиалка, Фима, фигура

-Фотография, Фока, фокус, форточка

Дети выходят к доске, определяют какой звук есть на картинке, раскладывают их между гостями.




Дети выполняют движения по тексту









Согласный, твердый, звонкий. Карточкой синего цвета

 [о] Гласный, обозначаем красным цветом

[к] Согласный, твердый, глухой.

Синим квадратик

[а] Гласный, обозначаем красным цветом

4

2

2

Зеленый квадратик, красный квадратик, синий квадратик, красный треугольник


На ключик

Фока и Фима показывают детям интересные фокусы.








































Показ картинок - подсказок с изображениям

Итог Какие звуки мы учились различать? Расскажите про звук Ф.  Расскажите про звук Фь.

Фока и Фима хотят Вас отблагодарить за помощь (открываем сундучок ,они дарят детям звёздочки).

Дети отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"

Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....

«Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».

Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] ...

Фронтальное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе. Составила учитель-логопед Захаркина М.В.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.Задачи:Коррекционно-развивающие:- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;- познакомить детей со сравнительной характеристи...

Фронтальное занятие по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж".

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж"....

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности...