Тематическое планирование занятий по развитию речи к тетради Ушаковой О.С.
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Мартынова Елена Ивановна

Тематическое планирование составлено к терадям О.С.Ушаковой с целью проведения занятий по развитию связной речи у детей средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

(к Рабочей тетради Ушаковой О.С. по развитию речи детей 4-5 лет)

№ занятия

Звуковая культура речи

Фонематический слух, звуковой анализ

Лексико- грамматический строй

Связная речь

Мелкая моторика, закрепление графомотор-ных навыков

1

Дифференциация звуков [С-Ш] в словах.

Обучение умению произносить слово по слогам, выделяя голосом первый согласный и гласные, развитие навыков звукового анализа.

Различение неречевых звуков на слух.

Накопление словаря прилагательных, глаголов по теме «Домашние животные».

Составление описательного рассказа о животном.

Развитие пальцевой моторики, игра «Бежит-идет-стоит»

2

Обучение умению различать на слух длинные и короткие слова.

Накопление словаря прилагательных, глаголов.

Закрепление знания названий детенышей домашних животных. Составление повествователь-ного рассказа по картинке. Обучение разгадыванию загадок.

Развитие пальцевой моторики, игра «Уточки и курочки»

3

Дифференциация звуков различной локализации в словах [C-C']-[Л-Л']

Обучение умению различать на слух длинные и короткие слова. Закрепление умения находить слова с заданным звуком.

Накопление словаря прилагательных, глаголов по теме «Домашние и дикие животные».

Составление описательного рассказа о животном по картинке.

Закрепление умения обводить контур заданной картинки.

4

Обучение умению произносить слово по звукам и слогам, развитие навыков звукового анализа. Обучение умению различать на слух длинные и короткие слова. Закрепление умения находить слова с заданным звуком. Проговаривание чистоговорок с заданным звуком.

Накопление словаря по теме «Дикие животные». Развития умения употреблять в речи прилагательные в превосходной степени.

Обучение разгадыванию загадок. Составление описательного рассказа о животном по картинке с помощью педагога. Закрепление умения образовывать названия детенышей животных.

Рисование волнистых линий в тетради «Полет осы».

5

Накопление словаря прилагательных, знакомство с малоупотребляемы-ми словами (шаловливый, озорной, лакать). Образование глаголов от существительных.

Составление рассказа по серии картин с помощью педагога.

Пальчиковая гимнастика «Котенок и щенок».

6

Расширение глагольного словаря. Закрепление умения употреблять глаголы в повелительном наклонении.

Закрепление умения образовывать названия детенышей животных. Составление рассказа с помощью игрушек. Развитие умения договаривать предложения.

Обведение контура заданной картинки. Пальчиковая гимнастика «Зайка».

7

Закрепление умения правильно произносить звук [З].

Закрепление умения находить слова с заданным звуком.

Закрепление умения употреблять уменьшительно- ласкательную форму существительных.

Развитие умения слушать текст, отвечать на вопросы по услышанному, сравнивать объект, описывать его качества.

Пальчиковая гимнастика «Зайка».

8

Произнесение слов по слогам с выделением ударного слога. Развитие навыков звукового анализа. Обучение умению различать на слух длинные и короткие слова.

Накопление словаря прилагательных.

Развитие умения составлять описательный рассказ о предмете. Развитие диалогической речи, умение спрашивать и отвечать.  

Пальчиковая гимнастика «Корова».

9

Обучение умению различать на слух длинные и короткие слова.

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Мебель».  Обучение умению образовывать однокоренные слова (салат- салатница, мыло- мыльница).

Обучение рассказу о назначении предмета.

Развитие умения раскрашивать предметы, не выходя за контур.

10

Произнесение слов по слогам с выделением ударного слога. Развитие навыков звукового анализа. Обучение умению различать на слух длинные и короткие слова.

Закрепление умения употреблять глаголы в повелительном наклонении. Актуализация словаря прилагательных.

Повторение описательного рассказа за педагогом. Составление описательного рассказа от первого лица.

Развитие пальцевой моторики, игра «Летает -бегает».

11

Закрепление правильного произноше-ния звука [Ш], длительное его произнесение.

Выделение слов с заданным звуком.

Закрепление умения изменять части речи по родам.

Закрепление умения разгадывать загадки. Закрепление умения называть главных действующих лиц в тексте, отвечать на вопросы по прослушанному тексту.

Пальчиковая гимнастика «Я рубашку сшила мишке».

12

Закрепление умения различать на слух длинные и короткие слова.

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Игрушки», «Одежда».  Формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).

Составление описательного рассказа об игрушках, рассказа по картинке. Составление описательных загадок.

Рисование предметов по заданию.

13

Закрепление правильного произноше-ния звука [Ж], длительное его произнесение.

Произнесение слов по слогам с выделением ударного слога, с утрированным произнесением первого согласного.

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Зима».

Разучивание и декларирование стихотворения И. Токмаковой. Развитие умения отвечать на вопросы по стихотворному тексту. Закрепление умения давать ответы на вопросы развернуто.

Развитие пальчиковой моторики, межполушарного взаимодейст-вия, игра «Снежинки».

14

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Одежда».  Расширение словаря прилагательных.

Составление описания предмета и его деталей. Составление алгоритма одевания.

Пальчиковая гимнастика «Одежда».

15

Закрепление правильного произношения звука [Ж], длительное его произнесение.

Формирование умения модуляции голоса.

Развитие умения правильного употребления предлогов К, С (Со), От, Около, Под, Между, За.

Составление предложений с заданными предлогами.  Проговаривание текста вслед за педагогом. Обучение составлению пересказа.

Пальчиковая гимнастика «Ежик».

16

Закрепление правильного произноше-ния звука [С], длительное его произнесение.

Формирование умения находить слова с заданным звуком. Выделение первого звука в слове.

Расширение словаря прилагательных.

Развитие умения отвечать на вопросы по стихотворному тексту, составлять рассказ по картине. закрепление умения давать ответы на вопросы развернуто. Отгадывание загадок. Договаривание предложений за педагогом. Составление пересказа.

Пальчиковая гимнастика «Одежда».

17

Закрепление умения находить длинные и короткие слова.

Расширение словаря прилагательных. Формирование умения подбирать похожие по смыслу слова (синонимы). Закрепление умения подбирать антонимы.

Разгадывание загадок. Формирование умения объяснять смысл загадки. Составление описательного рассказа о животном по характерным признакам. Закрепление умения называть детенышей животных. Договаривание предложений за педагогом.

Пальчиковая гимнастика «Зайка».

18

Ритмическое произнесение стихотворного текста. Закрепление умения находить длинные и короткие слова.

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Одежда».  Закрепление умения употреблять глаголы в повелительном наклонении.

Составление описательной загадки о человеке. Заучивание стихотворного текста.

Пальчиковая гимнастика «Я рубашку сшила мишке». Раскрашивание рисунка по заданию.

19

Закрепление правильного произноше-ния звука [Ч].

Произнесение чистоговорки с заданным звуком. Формирование модуляции голоса.

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Продукты».  Закрепление умения употреблять в предложениях предлоги В, ИЗ, образовывать однокоренные слова, употреблять существительные в уменьшительно- ласкательной форме, употреблять обобщающие слова.  Обучение употреблению существительных в винительном падеже.

Развитие способности понимания многозначных слов. Составление описательного рассказа по картинке «Что перепутала Таня».

Пальчиковая игра «Черепашата».

20

Закрепление правильного произноше-ния фрикативных звуков [Ч], [Ц].

Произнесение слов по слогам с выделением ударного слога.

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Домашние птицы».  

Отгадывание загадки. Закрепление названий цветов. Составление описательного рассказа по картинке. Выделение и описание частей предмета из целого. Рассказывание знакомой сказки (со помощью педагога).

Раскрашивание рисунка по заданию. Пальчиковая игра «Курочка с цыплятками»

21

Закрепление правильного произноше-ния звука [Щ].

Выделение заданного звука в слове. Формирование модуляции голоса. Произнесение многосложного слова со стечением согласных -ФОТОГРАФИЯ.

 Закрепление умений употреблять существительные в уменьшительно- ласкательной форме, образовывать однокоренные слова, существительные в винительном падеже.

Обучение употреблению в предложениях  предлогов  В, ОКОЛО.

Составление описательного рассказа по картинке.

Раскрашивание предметов по заданию. Пальчиковая гимнастика «Щетка».

22

Закрепление правильного протяжного произноше-ния гласного звука и их сочетаний [А], [У], [АУ], [УА].

Выделение заданного звука изолированно, в сочетаниях. Выделение первого гласного звука в сочетаниях и в слове. Нахождение последовательности звуков в сочетаниях.

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Посуда».  Расширение словаря прилагательных. Закрепление правильного употребления глаголов в прошедшем времени, существительных в дательном падеже.

Повторение рассказа за педагогом с договариванием слов в предложениях. Составление повествователь-ного рассказа по картинке, по представлению.

Пальчиковая гимнастика «Посуда».

23

Закрепление правильного произношения звуков [Щ], [Л], [Л'].

Формирование фонематического слуха, выделение слов с заданным звуком, подбор слов с заданным звуком.

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Инструменты».  

Формирование умения объяснять смысл слова.

Развитие диалогической речи, формирование умения давать развернутые ответы на вопросы.

Закрашивание предметов по заданию.

24

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Овощи». Расширение словаря прилагательных. Употребление обобщающих слов, наречий (слов категории состояния) – игра «Нужно – не нужно».

Составление описательного рассказа о предмете, загадок по наводящим вопросам.

Пальчиковая игра «Огород».

25

Закрепление правильного произноше-ния звука [Л].

Подбор слов с заданным звуком. Ритмическое произнесение стихотворного текста.

Выделение первого согласного в слове.

Обучение употреблению наречий «Ближе – дальше, впереди - сзади (позади)»,

Составление описательного рассказа о пространствен-ном положении предметов. Заучивание стихотворения А. Барто.

Формирование межполушар-ных взаимосвязей (Содружественное движение кистей рук под стихотворный текст).

26

Дифференци-ация оппозицион-ных согласных звуков [С] - [Ш].

Подбор слов с заданным звуком.

Закрепление лексики по теме «Посуда». Образование однокоренных слов (образование незнакомых сложных слов по примеру, путем договаривания),

Составление описательного рассказа о предмете. Составление повествователь-ного рассказа по картинке на заданную тему.

Обведение контура предмета по заданию.

27

Дифференциация согласных звуков [Л] - [Л'].

Выделение слов с заданным звуком. Произнесение слова по слогам.

Обучение правильному употреблению местоимений в предложениях.

Составление описательного рассказа о животном по картинке по плану. Разгадывание загадки, объяснение ее смысла. Формирование навыков диалогической речи.

Раскрашивание предмета по заданию.

28

Закрепление правильного произноше-ния согласных звуков [Ж], [В], [Ч].

Выделение голосом первого согласного в слове, гласных в слове, ударного слога. Произнесение слова по слогам.

Расширение словаря прилагательных. Употребление в предложениях союза «А».

Обучение составлению сравнительного рассказа. Разгадывание загадки и объяснение ее смысла.

Обведение контура заданного предмета.

29

Закрепление правильного произноше-ния согласного звука [Р].

Формирование модуляции голоса, повторение громкости и интонации за педагогом (игра «Кто как разговаривает?»). Выделение голосом первого звука в слове.

Обогащение глагольной лексики (рычит, каркает, квакает, воет, пищит).

Договаривание предложений за педагогом. Повторение знакомой сказки «Теремок».

Раскрашивание картинки по заданию.

30

Обогащение активного и пассивного словаря по теме «Игрушки». Закрепление употребления существительных женского и мужского рода в единственном и множественном числе, употребление в уменьшительно – ласкательной формы, в родительном падеже.

Составление описательного рассказа об игрушке, загадки.

Обведение групп предметов по заданию.

31

Автоматиза-ция звуков [Р] - [Р'] изолированно и в чистоговор-ках.

Произнесение чистоговорок с заданным звуком, с договариванием последнего слога в слове. Выделение слов с заданным звуком. Формирование модуляции голоса и темпо- ритмических характеристик.

 Дифференциация обобщающих понятий по темам «Овощи» и «Фрукты». Обогащение словаря прилагательных мало употребляемыми словами (вытянутый, продолговатый, гладкий, пупырчатый).

Составление описательного рассказа о предмете.

Обведение предметов по заданию.

32

Формирование шепотной речи.

Закрепление умения употреблять существительные и прилагательные в уменьшительно- ласкательной форме. Закрепление умения употреблять в предложениях предлог МЕЖДУ. Употребление существительных в творительном падеже.

Составление описательного рассказа о животном, рассказа с пространствен-ными отношениями.

Пальчиковая гимнастика «Друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет.

Развиваем связную речь у детей старшего дошкольного возраста....

Тематическое планирование занятий по развитию речи к тетради Ушаковой О.С.

Тематическое планирование составлено к терадям О.С.Ушаковой с целью проведения занятий по развитию связной речи у детей старшей группы....

Тематическое планирование занятий по развитию речи к тетради Ушаковой О.С.

Тематическое планирование составлено к терадям О.С.Ушаковой с целью проведения занятий по развитию связной речи у детей подготовительной группы....

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи, формированию фонематических процессов, развитию графо-моторных навыков в подготовительной группе

календарно-тематическое планирование образовательной области речевое развитие в подготовительной группе...

Планирование занятий по развитию речи. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009

На пятом году жизни значительно прогрессирует речевое развитие ребенка: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух и грамматический строй речи, формируется связная речь.Занятия по развитию реч...