Тематическое планирование занятий по развитию речи к тетради Ушаковой О.С.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Тематическое планирование составлено к терадям О.С.Ушаковой с целью проведения занятий по развитию связной речи у детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_ushakova_5-6_let_starshaya_gruppa.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
(к Рабочей тетради Ушаковой О.С. по развитию речи детей 5-6 лет)
№ занятия | Звуковая культура речи | Фонематический слух, звуковой анализ | Лексико-грамматической строй | Связная речь | Мелкая моторика |
1. | Закрепление умения произносить слова со свистящими согласными и сонорами. | Закрепление умения произносить скороговорки. Формирование навыка модуляции голоса. | Подбор описательных прилагательных. Формирование умения сравнивать качественные прилагательные в превосходной степени (хитрый -хитрющий) | Закрепление умения составлять рассказ по предложенным картинкам. | Закреплять умения владеть кистью руки, соединение большого пальца с основной кистью (изображение клешни рака). |
2. | Закрепление умения произносить оппозиционные согласные (З-С), называть слова с этими звуками. | Закрепление умения повторять заданный звук (игра «Эхо») и выделять голосом в слове. Продолжать формировать модуляцию голоса. | Подбор описательных прилагательных, расширение словаря глаголов. Образование существительных от глаголов. | Составление рассказа по предложенным картинкам. Формирование умения объяснять значения сложных слов (пылесос, самокат). | Закреплять умения чередовать дифференцированные движения кистей рук (машем «крылышками» - ползаем пальчиками). |
3. | Закрепление произнесения слов со свистящими согласными звуками в начале и середине слова. | Закрепление умения выделять в словах оппозиционные согласные звуки [З] -[С], выделять и называть первый звук в слове. Формирование умения подбирать слова на заданный звук. | Закрепление умения подбирать описательные прилагательные, глаголы к предложенным картинкам и по представлению. Формирование умения обобщать предметы по действию. | Обучение разгадыванию загадок с переносным смыслом. Закрепление умения составлять описательный рассказ о предмете по образцу, по картинке, по представлению. Обучение составлению монологического рассказа («Что ты видишь вокруг?»). | Развитие моторики пальцев и плавности движения кистей рук (игра «Кто как ходит?»). |
4. | Тренировка в произнесении слов и скороговорок с дифференци-ацией похожих согласных. | Формировать умение подбирать слова с заданным звуком, близким по звучанию (С-Ц). Продолжать формирование модуляции голоса. Обучать выделять слова с заданным звуком. | Обучение подбору слов сходных по смыслу (синонимов). | Обучение умению понимать скрытый (переносный) смысл слов. Закрепление умения отгадывать загадки и объяснять их смысл. Формировать умение подбирать слово в рифму («Доскажи словечко»). | Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук. |
5. | Закрепить умение произносить слова с шипящей группой согласных. | Формирование умений подбирать односложные слова сходные по звучанию (шар-жар), делить слова на слоги. Закрепление умения выделять первый согласный звук в слове. | Расширение глагольного словаря, словаря прилагательных. Закрепление умения согласовывать существительное, прилагательное с числительным. | Продолжать обучение пониманию скрытого (переносного) смысла слов и выражений. Закрепление умения разгадывать загадки. | Закрепление умения отхлопывать слоговой рисунок слова. |
6. | Закрепление умений изолированно повторять шипящие группы звуков. | Продолжить формирование модуляции голоса. | Знакомство с малоупотребляемой лексикой (подмётки, шепот, хрупкий). Закрепить умение подбирать качественные прилагательные. | Продолжать обучение пониманию скрытого (переносного) смысла слов и выражений, подбора синонимов. Закрепление умения объяснять смысл слов и словосочетаний, подбирать относительные прилагательные в предложениях. Формирование умения составлять предложения с заданным словом. Обучение составлению рассказа по серии картинок (2 картинки). | Закрепление умения отхлопывать слоговой рисунок слова. |
7. | Закрепление умения произносить слова с парными согласными [Ш]-[Ж]. | Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком в начале и середине слова. Обучение умению проверять правильность заданного звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, считать слова с заданным звуком. | Закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательую форму слова. | Учить составлению ответов на вопросы по прочитанному тексту. Выделение основного смысла и действующих лиц текста. Закрепление умений договаривать слова в предложениях, разгадывать и объяснять загадки, составлять рассказ по представлению по наводящим вопросам. | Закрепление умения отхлопывать слоговой рисунок слова. Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук. |
8. | Закрепление умения произносить слова с парными согласными [Ш]-[Ж]. | Закрепление умения делить слова на слоги, считать количество слогов в слове. | Закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательую форму слова. Расширение глагольной лексики. Обучение образованию существительного в форме винительного падежа. | Обучение составлению предложений в рифму. Закрепление умения составлять рассказ по представлению по наводящим вопросам. | Развитие межполушар-ных взаимосвязей, поочередное выполнение пальцами разных рук заданных действий (клюют, лакают, грызут). |
9. | Закреплять умение произносить слова с мягким звуком [Л']. | Закреплять умение находить слова на заданный звук. | Расширение словаря прилагательных, закрепление умения подбирать существительное к заданному прилагательному и согласовывать их в роде и числе. | Закрепление умения разгадывать загадки, договаривать слова в предложении. Обучение составлению описательной загадки о заданном предмете, подбирать действия, подходящие по смыслу к описанию (лисята игривые. Что они делают? кувыркаются, бегают и т.д.). | Развивать умение синхронно шагать по поверхности стола пальцами обеих рук. |
10. | Закреплять умения произносить слова со звуками [Ж]-[Ш]. | Закреплять умение находить слова на заданный звук. | Формировать умение изменять существительное по родам и числам (еж, ежиха, ежи). Расширять глагольный словарь, словарь существительных. | Закрепление навыков диалогической речи (вопросно - ответной формы диалога). Обучение сравнению по похожим признакам одного предмета с другими. Закрепление умения составлять рассказ по картинке. Развитие умения выделять многозначные слова. | Пальчиковая гимнастика под стихотворный текст |
11. | Закрепление произношения слов с фрикативными согласными. | Закрепление умения дифференцировать фрикативные согласные в слове. | Расширение предметного словаря. образование формы существительного в родительном падеже. | Закрепление умения договаривать предложения подходящими по смыслу и рифме словами. Разгадывание загадок. | Рисование иллюстрации к предложенно-му тексту. |
12. | Произношение согласных звуков утрированно. | Закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, находить слова с заданными звуками. | Формирование навыка обобщения, образования прилагательного от существительного (игры «Из чего сделано?»). Пополнение предметного и описательного лексического запаса. | Составление предложений с заданным словом. Развитие форм диалогической речи. Закрепление умения объяснять многозначные слова. | Рисование предметов по заданию. |
13. | Расширение лексического запаса качественных прилагательных. | Обучение работе с текстом, формирование умения давать полные ответы на вопросы. Обучение пересказу текста по иллюстрациям и наводящим вопросам. | Физминутка, сопровождае-мая стихотворным текстом. Рисование в воздухе кругов разной амплитуды. | ||
14. | Закрепление навыка произношения слов с оппозиционными согласными [С]-[Ш]. | Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Закрепление умения делить слова на слоги. | Обогащение словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные). | Закрепление умения составлять рассказ по картинке по наводящим вопросам. Обучение составлению самостоятельного рассказа по картинке. | Пальчиковая разминка, игра «Едем на лыжах, едем на санках» (развитие межполушар-ных взаимосвязей). |
15. | Обучение умению находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Закрепление умения изменять существительные по родам и числам. | Составление рассказа по картинке по вопросам. Обучение пересказу текста. | Прохлопыва-ние (протопывание) количества слогов в слове (сидя, стоя). | |
16. | Закрепление правильного произнесения слов с оппозиционными звонкими согласными [З]-[Ж]. | Закрепление умения дифференцировать слова с заданными звуками, выделять искомый звук в разных частях слова. Обучение умению находить и выделять ударный слог. | Закрепление умения изменять существительные по родам и числам. | Составление рассказа по серии картин. | Пальчиковая разминка, игра «Волк и заяц». (развитие межполушарных взаимосвязей). |
17. | Обучение умению находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Закрепление умения подбирать относительные прилагательные. Обучение умению подбирать антонимы. | Закрепление умения разгадывать загадки, составлять описательный рассказ. Обучение умению подбирать рифму к слову и предложению. | Развитие межполушар-ных взаимосвязей, игра «Большой-маленький». Прохлопыва-ние (протопывание) количества слогов в слове. | |
18. | Закрепление навыка произношения слов с оппозиционными согласными [Ц]-[Ч]. | Закрепление умения дифференцировать на слух изолированные согласные звуки. | Закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, изменять существительные в роде и числе. | Закрепление умения давать развернутый ответ на вопрос, объяснять смысл загадки. | Развитие межполушар-ных взаимосвязей, игра «Подними правую руку-хлопни в ладоши» |
19. | Обучение умению находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные). | Обучение пересказу по картине. | Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. | |
20. | Развитие модуляции голоса. Обучение умению находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные). | Знакомство с составом предложения, порядком слов в предложении. Закрепление умения составлять предложения с заданными словами, договаривать слова в предложениях, чтобы получилась рифма. | Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. Пальчиковая разминка, игра «Едем на лыжах, едем на санках» (развитие межполушар-ных взаимосвязей). | |
21. | Закрепление умения произносить слова с мягким звуком [Л'] | Обучение умению находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные). Обучение подбору синонимов. | Составление предложений с заданным словом. Продолжение знакомства с составом предложения, порядком слов в предложении. Обучение составлению вопросительного предложения, составлению предложения из заданного набора слов (игра «Угадай, какое слово заблудилось?») | Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. Пальчиковая разминка, игра «бежит-идет-крадется» (развитие межполушар-ных взаимосвязей). |
22. | Закрепление умения произносить слова с мягким звуком [Л'] | Развитие темпо-ритмических характеристик, модуляции голоса (произнесение скороговорок в разном темпе). | Закрепление умения подбирать антонимы. Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные). | Разгадывание загадок. Составление описательного рассказа по вопросам. Обучение составлению сравнительного рассказа по картине, по вопросам. Знакомство со скороговорками. Обучение составлению предложений из набора слов. | Пальчиковая разминка, игра «бежит-идет-стоит» (развитие межполушар-ных взаимосвязей). |
23. | Обучение умению находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные). Закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, изменять существительные в роде и числе. | Обучение пересказу по картине, выделению основной мысли рассказа, главных действующих лиц. | Пальчиковая разминка, игра «Цыпленок-лягушенок» (развитие межполушар-ных взаимосвязей). Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. | |
24. | Обучение умению находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Обогащение активного словаря новой лексикой (прилагательные, существительные, обобщающие слова). Обучение образованию притяжательных прилагательных. Формирование умения пользоваться предлогами (в, на). | Закрепление умения договаривать слова в предложениях. Развитие форм диалогической речи. | Рисование заданных предметов. Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. | |
25. | Обучение умению находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Обогащение активного словаря новой лексикой (качественные прилагательные, существительные). | Обучение составлению рассказа по серии картинок, подбору (изменению) слов в предложении по смыслу. Закрепление умения рифмовать предложения. | Пальчиковая разминка, игра «светит солнышко-капает дождик» (развитие межполушар-ных взаимосвязей). Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. | |
26. | Закрепление умения находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Закрепление умения находить обобщающее слово. Закрепление умения подбирать относительные прилагательные. | Обучение составлению рассказа по представлению. Закрепление умения составлять предложения с заданными словами. | Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. | |
27. | Закрепление умения находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Закрепление умения подбирать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными в роде и числе. Обучение подбору наречий, отвечающих на вопрос «Как?» (быстро, шустро, бегом). | Разгадывание загадок. Составление описательного, сравнительного, повествовательного рассказа по предложенному плану, иллюстрации. Закрепление умения составлять предложение с заданными словами. | Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. | |
28. | Обучение произнесению изолированных сонорных согласных [Р], [Л]. | Закрепление умения выделять заданный согласный звук из ряда звуков, слогов. Закрепление умения находить, выделять и самостоятельно подбирать заданные звуки в слове. | Разгадывание загадок, объяснение загадки. | Игра на смену видов деятельности «хлопни – подними руку». | |
29. | Закрепление умения произнесения сонорных согласных [Р], [Л] в слогах и словах. | Закрепление умения выделять заданный согласный звук из ряда звуков, слогов. Закрепление умения находить, выделять и самостоятельно подбирать заданные звуки в слове. | Расширение лексического словаря по теме профессии, закрепление умения обобщать слова. | Составление повествовательного рассказа по картинке. | Игра на смену видов деятельности «хлопни – подними руку». |
30. | Закрепление умения произнесения сонорных согласных [Р], [Л], в слогах и словах. | Закрепление умения находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. обучение сравнению однокоренных слов (по количеству слогов, по порядковому ударному слогу). | Закрепление умения образовывать существительные от глаголов. Обучение образованию сложных слов из двух корней (конькобежцы). | Составление повествовательного рассказа по картинке по наводящим вопросам, с заданными словами. Закрепление умения сочинять загадки, рифмовать предложения. | Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. |
31. | Закрепление умения находить и выделять ударный слог. Закрепление умения делить слова на слоги. | Закрепление умения составлять рассказ по серии картин. Обучение навыкам интуитивного чтения (печатание текста на доске по словам). | Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. | ||
32. | Закрепление умения составлять рассказ по представлению, по иллюстрации. Обучение самостоятельному составлению описательного рассказа по представлении с помощью наводящих вопросов. Обучение объяснению смысла поговорок. | Физминутка: «Мишка косолапый..», «Я рубашку сшила мишке…». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет.
Развиваем связную речь у детей старшего дошкольного возраста....
Тематическое планирование занятий по развитию речи к тетради Ушаковой О.С.
Тематическое планирование составлено к терадям О.С.Ушаковой с целью проведения занятий по развитию связной речи у детей средней группы....
Тематическое планирование занятий по развитию речи к тетради Ушаковой О.С.
Тематическое планирование составлено к терадям О.С.Ушаковой с целью проведения занятий по развитию связной речи у детей подготовительной группы....
Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи» для детей с ОНР II-III уровня старшая группа
...
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи, формированию фонематических процессов, развитию графо-моторных навыков в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование образовательной области речевое развитие в подготовительной группе...
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи, формированию фонематических процессов, развитию графо-моторных навыков в старшей группе
календарно-тематическое планирование старшая группа...
Планирование занятий по развитию речи. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009
На пятом году жизни значительно прогрессирует речевое развитие ребенка: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух и грамматический строй речи, формируется связная речь.Занятия по развитию реч...