Тематическое планирование занятий по развитию речи к тетради Ушаковой О.С.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Мартынова Елена Ивановна

Тематическое планирование составлено к терадям О.С.Ушаковой с целью проведения занятий по развитию связной речи у детей старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

(к Рабочей тетради Ушаковой О.С. по развитию речи детей 5-6 лет)

№ занятия

Звуковая культура речи

Фонематический слух,

звуковой анализ

Лексико-грамматической строй

Связная речь

Мелкая моторика

1.

Закрепление умения произносить слова со свистящими согласными и сонорами.

Закрепление умения произносить скороговорки. Формирование навыка модуляции голоса.

Подбор описательных прилагательных. Формирование умения сравнивать качественные  прилагательные в превосходной степени (хитрый -хитрющий)

Закрепление умения составлять рассказ по предложенным картинкам.

Закреплять умения владеть кистью руки, соединение большого пальца с основной кистью (изображение клешни рака).

2.

Закрепление умения произносить оппозиционные согласные (З-С), называть слова с этими звуками.

Закрепление умения повторять заданный звук (игра «Эхо») и выделять голосом в слове. Продолжать формировать модуляцию голоса.

Подбор описательных прилагательных, расширение словаря глаголов.  

Образование существительных от глаголов.

Составление рассказа по предложенным картинкам. Формирование умения объяснять значения сложных слов (пылесос, самокат).

Закреплять умения чередовать дифференцированные движения кистей рук (машем «крылышками» - ползаем пальчиками).

3.

Закрепление произнесения слов со свистящими согласными звуками в начале и середине слова.

Закрепление умения выделять в словах оппозиционные согласные звуки [З] -[С], выделять и называть первый звук в слове. Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

Закрепление умения подбирать описательные прилагательные, глаголы к предложенным картинкам и по представлению. Формирование умения обобщать предметы по действию.

Обучение разгадыванию загадок с переносным смыслом.  

Закрепление умения составлять описательный рассказ о предмете по образцу, по картинке, по представлению.  

Обучение составлению монологического рассказа («Что ты видишь вокруг?»).

Развитие моторики пальцев и плавности движения кистей рук (игра «Кто как ходит?»).

4.

Тренировка в произнесении слов и скороговорок с дифференци-ацией похожих согласных.

Формировать умение подбирать слова с заданным звуком,  близким по звучанию (С-Ц).  Продолжать формирование модуляции голоса. Обучать выделять слова с заданным звуком.

Обучение подбору слов сходных по смыслу (синонимов).

Обучение умению понимать скрытый (переносный) смысл слов. Закрепление умения отгадывать загадки и объяснять их смысл. Формировать умение подбирать слово в рифму («Доскажи словечко»).

Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук.

5.

Закрепить умение произносить слова с шипящей группой согласных.

Формирование умений подбирать односложные слова сходные по звучанию (шар-жар), делить слова на слоги. Закрепление умения выделять первый согласный звук в слове.

Расширение глагольного словаря, словаря прилагательных. Закрепление умения согласовывать существительное, прилагательное с числительным.

Продолжать обучение пониманию скрытого (переносного) смысла слов и выражений. Закрепление умения разгадывать загадки.  

Закрепление умения отхлопывать слоговой рисунок слова.

6.

Закрепление умений изолированно повторять шипящие группы звуков.

Продолжить формирование модуляции голоса.

Знакомство с малоупотребляемой лексикой (подмётки, шепот, хрупкий). Закрепить умение подбирать качественные прилагательные.

Продолжать обучение пониманию скрытого (переносного) смысла слов и выражений, подбора синонимов. Закрепление умения объяснять смысл слов и словосочетаний, подбирать относительные прилагательные в предложениях. Формирование умения составлять предложения с заданным словом. Обучение составлению рассказа по серии картинок (2 картинки).

Закрепление умения отхлопывать слоговой рисунок слова.

7.

Закрепление умения произносить слова с парными согласными [Ш]-[Ж].

Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком в начале и середине слова. Обучение умению проверять правильность заданного звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, считать слова с заданным звуком.

Закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательую форму слова.

Учить составлению ответов на вопросы по прочитанному тексту. Выделение основного смысла и действующих лиц текста. Закрепление умений договаривать слова в предложениях, разгадывать и объяснять загадки, составлять рассказ по представлению по наводящим вопросам.

Закрепление умения отхлопывать слоговой рисунок слова. Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук.

8.

Закрепление умения произносить слова с парными согласными [Ш]-[Ж].

Закрепление умения делить слова на слоги, считать количество слогов в слове.

Закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательую форму слова.

Расширение глагольной лексики.  

Обучение образованию существительного в форме винительного падежа.

Обучение составлению предложений в рифму. Закрепление умения составлять рассказ по представлению по наводящим вопросам.

Развитие межполушар-ных взаимосвязей, поочередное выполнение пальцами разных рук заданных действий (клюют, лакают, грызут).

9.

Закреплять умение произносить слова с мягким звуком [Л'].

Закреплять умение находить слова на заданный звук.

Расширение словаря прилагательных, закрепление умения подбирать существительное к заданному прилагательному и согласовывать их в роде и числе.

Закрепление умения разгадывать загадки, договаривать слова в предложении.

Обучение составлению описательной загадки о заданном предмете, подбирать действия, подходящие по смыслу к описанию (лисята игривые. Что они делают? кувыркаются, бегают и т.д.).

Развивать умение синхронно шагать по поверхности стола пальцами обеих рук.

10.

Закреплять умения произносить слова со звуками [Ж]-[Ш].

Закреплять умение находить слова на заданный звук.

Формировать умение изменять существительное по родам и числам (еж, ежиха, ежи).

Расширять глагольный словарь, словарь существительных.

Закрепление навыков диалогической речи (вопросно - ответной формы диалога).  Обучение сравнению по похожим признакам одного предмета с другими.

Закрепление умения составлять рассказ по картинке.

Развитие умения выделять многозначные слова.

Пальчиковая гимнастика под стихотворный текст

11.

Закрепление произношения слов с фрикативными согласными.

Закрепление умения дифференцировать фрикативные согласные в слове.

Расширение предметного словаря.  образование формы существительного в родительном падеже.

Закрепление умения договаривать предложения подходящими по смыслу и рифме словами. Разгадывание загадок.

Рисование иллюстрации к предложенно-му тексту.

12.

Произношение согласных звуков утрированно.

Закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, находить слова с заданными звуками.

Формирование навыка обобщения, образования прилагательного от существительного (игры «Из чего сделано?»). Пополнение предметного и описательного лексического запаса.

Составление предложений с заданным словом. Развитие форм диалогической речи. Закрепление умения объяснять многозначные слова.

Рисование предметов по заданию.

13.

 Расширение лексического запаса качественных прилагательных.

Обучение работе с текстом, формирование умения давать полные ответы на вопросы. Обучение пересказу текста по иллюстрациям и  наводящим вопросам.

Физминутка, сопровождае-мая стихотворным текстом. Рисование в воздухе кругов разной амплитуды.

14.

Закрепление навыка произношения слов с оппозиционными согласными [С]-[Ш].

Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Закрепление умения делить слова на слоги.

Обогащение словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные).

Закрепление умения составлять рассказ по картинке по наводящим вопросам.

Обучение составлению самостоятельного рассказа по картинке.

Пальчиковая разминка, игра «Едем на лыжах, едем на санках» (развитие межполушар-ных взаимосвязей).

15.

Обучение умению находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Закрепление умения изменять существительные по родам и числам.

Составление рассказа по картинке по вопросам. Обучение пересказу текста.

Прохлопыва-ние (протопывание) количества слогов в слове (сидя, стоя).

16.

Закрепление правильного произнесения слов с оппозиционными звонкими согласными [З]-[Ж].

Закрепление умения дифференцировать слова с заданными звуками, выделять искомый звук в разных частях слова.

Обучение умению находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения изменять существительные по родам и числам.

Составление рассказа по серии картин.

Пальчиковая разминка, игра «Волк и заяц». (развитие межполушарных взаимосвязей).

17.

Обучение умению находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Закрепление умения подбирать относительные прилагательные. Обучение умению подбирать антонимы.

Закрепление умения разгадывать загадки, составлять описательный рассказ. Обучение умению подбирать рифму к слову и предложению.

Развитие межполушар-ных взаимосвязей, игра «Большой-маленький». Прохлопыва-ние (протопывание) количества слогов в слове.

18.

Закрепление навыка произношения слов с оппозиционными согласными [Ц]-[Ч].

Закрепление умения дифференцировать на слух изолированные согласные звуки.

Закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, изменять существительные в роде и числе.

Закрепление умения давать развернутый ответ на вопрос, объяснять смысл загадки.

Развитие межполушар-ных взаимосвязей, игра «Подними правую руку-хлопни в ладоши»

19.

Обучение умению находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные).

Обучение пересказу по картине.

Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове.

20.

Развитие модуляции голоса. Обучение умению находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные).

Знакомство с составом предложения, порядком слов в предложении.

Закрепление умения составлять предложения с заданными словами, договаривать слова в предложениях, чтобы получилась рифма.

Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове. Пальчиковая разминка, игра «Едем на лыжах, едем на санках» (развитие межполушар-ных взаимосвязей).

21.

Закрепление умения произносить слова с мягким звуком [Л']

Обучение умению находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные). Обучение подбору синонимов.

Составление предложений с заданным словом. Продолжение знакомства с составом предложения, порядком слов в предложении.  

Обучение составлению вопросительного предложения, составлению предложения из заданного набора слов (игра «Угадай, какое слово заблудилось?»)

Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове.

Пальчиковая разминка, игра «бежит-идет-крадется» (развитие межполушар-ных взаимосвязей).

22.

Закрепление умения произносить слова с мягким звуком [Л']

Развитие темпо-ритмических характеристик, модуляции голоса (произнесение скороговорок в разном темпе).

Закрепление умения подбирать антонимы. Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные).

Разгадывание загадок. Составление описательного рассказа по вопросам.  

Обучение составлению сравнительного рассказа по картине, по вопросам. Знакомство со скороговорками.

Обучение составлению предложений из набора слов.

Пальчиковая разминка, игра «бежит-идет-стоит» (развитие межполушар-ных взаимосвязей).

23.

Обучение умению находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

 Обогащение активного словаря новой лексикой (глаголы, прилагательные). Закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, изменять существительные в роде и числе.

Обучение пересказу по картине, выделению основной мысли рассказа, главных действующих лиц.

Пальчиковая разминка, игра «Цыпленок-лягушенок» (развитие межполушар-ных взаимосвязей). Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове.

24.

Обучение умению находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Обогащение активного словаря новой лексикой (прилагательные, существительные, обобщающие слова).  Обучение образованию притяжательных прилагательных. Формирование умения пользоваться предлогами (в, на).

Закрепление умения договаривать слова в предложениях.

Развитие форм диалогической речи.

Рисование заданных предметов. Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове.

25.

Обучение умению находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Обогащение активного словаря новой лексикой (качественные прилагательные, существительные).  

Обучение составлению рассказа по серии картинок, подбору (изменению) слов в предложении по смыслу. Закрепление умения рифмовать предложения.

Пальчиковая разминка, игра «светит солнышко-капает дождик» (развитие межполушар-ных взаимосвязей). Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове.

26.

Закрепление умения находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Закрепление умения находить обобщающее слово.

Закрепление умения подбирать относительные прилагательные.

Обучение составлению рассказа по представлению. Закрепление умения составлять предложения с заданными словами.

Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове.

27.

Закрепление умения находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Закрепление умения подбирать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными в роде и числе.

Обучение подбору наречий, отвечающих на вопрос «Как?» (быстро, шустро, бегом).

Разгадывание загадок. Составление описательного, сравнительного, повествовательного рассказа по предложенному плану, иллюстрации.

Закрепление умения составлять предложение с заданными словами.

Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове.

28.

Обучение произнесению изолированных сонорных согласных  [Р], [Л].

Закрепление умения выделять заданный согласный звук из ряда звуков, слогов. Закрепление умения находить, выделять  и самостоятельно подбирать  заданные звуки в слове.

Разгадывание загадок, объяснение загадки.

Игра на смену видов деятельности «хлопни – подними руку».

29.

Закрепление умения произнесения сонорных согласных  [Р], [Л] в слогах и словах.

Закрепление умения выделять заданный согласный звук из ряда звуков, слогов. Закрепление умения находить, выделять  и самостоятельно подбирать  заданные звуки в слове.

Расширение лексического словаря по теме профессии, закрепление умения обобщать слова.

Составление повествовательного рассказа по картинке.

Игра на смену видов деятельности «хлопни – подними руку».

30.

Закрепление умения произнесения сонорных согласных  [Р], [Л], в слогах и словах.

Закрепление умения находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги. обучение сравнению однокоренных слов (по количеству слогов, по порядковому ударному слогу).

Закрепление умения образовывать существительные от глаголов.

Обучение образованию сложных слов из двух корней (конькобежцы).

Составление повествовательного рассказа по картинке по наводящим вопросам, с заданными словами. Закрепление умения сочинять загадки, рифмовать предложения.

Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове.

31.

Закрепление умения находить и выделять ударный слог.

Закрепление умения делить слова на слоги.

Закрепление умения составлять рассказ по серии картин.  

Обучение навыкам интуитивного чтения (печатание текста на доске по словам).

Прохлопыва-ние (протопывание, отстукивание) количества слогов в слове.

32.

Закрепление умения составлять рассказ по представлению, по иллюстрации.

Обучение самостоятельному составлению описательного рассказа по представлении с помощью наводящих вопросов. Обучение объяснению смысла поговорок.

Физминутка: «Мишка косолапый..», «Я рубашку сшила мишке…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет.

Развиваем связную речь у детей старшего дошкольного возраста....

Тематическое планирование занятий по развитию речи к тетради Ушаковой О.С.

Тематическое планирование составлено к терадям О.С.Ушаковой с целью проведения занятий по развитию связной речи у детей средней группы....

Тематическое планирование занятий по развитию речи к тетради Ушаковой О.С.

Тематическое планирование составлено к терадям О.С.Ушаковой с целью проведения занятий по развитию связной речи у детей подготовительной группы....

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи, формированию фонематических процессов, развитию графо-моторных навыков в подготовительной группе

календарно-тематическое планирование образовательной области речевое развитие в подготовительной группе...

Планирование занятий по развитию речи. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет», -М.: Вентана-Граф, 2009

На пятом году жизни значительно прогрессирует речевое развитие ребенка: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух и грамматический строй речи, формируется связная речь.Занятия по развитию реч...