Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Мягкие согласные"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кушнир Татьяна Николаевна

Дети в игровой форме знакомятся с мягким знаком, закрепляют другие способы смягчения согласных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мягкие согласные. Обучение грамоте.

I.Оргмомент (мягкие и твердые согласные)

II. Знакомство с основными способами смягчения согласных.

  1. Игра “Какие буквы спрятались?”

На доске написаны буквы в беспорядке.

Ребята, давайте потренируем наши глазки! Какие буквы “спрятались”?

Дети  по одному выходят к доске, называют, показывают букву. Дети должны найти и записать 9 букв (ч,у,й,п,и,м,ш,щ,ц.)

Анализируем записанные буквы.

а). Назовите гласные. (у,и).

б). Назовите согласные, которые имеют два звука. (п,м).

в). Что общего между согласными ш, ц? (Они всегда твердые.)

г). Какая еще согласная всегда твердая? (ж.)

д). Всегда мягкие? (ч,щ,й.)

  1. Смягчение согласных при помощи гласных.

А какие гласные смягчают согласные буквы? (И,Е,Е,Ю,Я) Прочтите слоги и придумайте с данными слогами слова.

На доске напечатаны слоги: би, ви, ги, си, фи. ( Дети придумывают слова: бинт, гиря, сила, филин)

Молодцы!

  1. Смягчение согласных при помощи Ь (конечный согласный)

а) Мы сегодня с вами будем рассказывать сказку. Я начну, а вы мне помогите. Жили-были буквы. Где они жили? (В алфавите.) Что такое алфавит? (Это буквы, расположенные по порядку.) Буквы жили разные. Какие? (Гласные и согласные.) Что вы знаете про гласные? (Гласные поются, образуют слоги, бывают ударные и безударные.) А согласные? (Не поются, слогов не образуют, могут быть твердыми и мягкими.)

“Буквы жили – не тужили, потому что все дружили!”

Но жила среди них одна буква, с которой никто не дружил! Подскажите, какая буква?

Это буква – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится!

б) Знакомство с буквой Ь  (Логопед вывешивает на доску букву Ь)

Что это за буква? (Мягкий знак.)

Он не произносится. Что это значит? (Не имеет звука.)

Плохо жилось мягкому знаку. Одиноко.

Как-то раз буквы решили поиграть в свою любимую игру - “составь слово”. Отгадайте, какое слово хотели составить буквы?

в) “Доскажи словечко”.

Без ключа, ты, мне поверь

Не откроешь эту…. (дверь.)

Давайте выложим слово дверь из букв. Но у меня только 4 буквы. Что получилось? (Двер.) Правильно? (Нет.) Какой звук звучит не так, как должен? (“р”, он должен быть мягким.) Гласные решили помочь звуку “р” стать мягким. Какие гласные пришли на помощь? (Гласные я,е,ю,и,е.) Все гласные по очереди вставали за буквой р. Смотрите, что получалось, читаем. (дверя, двере, двери, дверю, двере.) А слово дверь никак не получалось! Что же делать? (Нужно поставить мягкий знак.) Позвали букву мягкий знак. Он с радостью помог. Получилось слово дверь. И с тех пор буквы подружились. Ведь мягкий знак важная буква в русском языке. Зачем она нужна? (Чтобы смягчать согласные.)

Смягчая в конце последний согласный звук, Ь знак может изменить смысл слова. Проверим?

в) устное упражнение «Наоборот» с мячом

Дети становятся полукругом. Логопед бросает мяч и называет слово без Ь, а дети ловят мяч, смягчают последний согласный звук, называют новое слово и возвращают мяч логопеду.

Стал – сталь, угол – уголь, пар – парь, жар – жарь, удар – ударь, был – быль, хор – хорь, дал – даль, быт – быть, вес – весь, цел – цель, пыл – пыль.

г) придумывание слов с Ь на конце. (Дети придумывают слова олень, семь, пять, мать, конь, пень)

III.  Физпауза. Подвижная игра «Котята».

Вы послушайте, ребята,                    Идут по кругу, держась за руки.
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята —      
Останавливаются, встают лицом в круг. 
Их по счету ровно пять.      
Показывают правую ладонь, растопырив пальцы

Мы решали, мы гадали:         Стоят лицом в круг. Держатся за руки.
Как же нам котят назвать?    
Покачивают сцепленными руками.
Наконец мы их назвали:        
Ритмично хлопают в ладоши.
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.  
Загибают по одному пальцу на обеих руках.

IV. Работа в тетрадях.

а) печатание буквы Ь;

б) Печатание по памяти слогов, слов с мягкими согласными: чай, чаша, щука, чулки, щепка, дети, люди, тетя, зверь, олень, лось, пять.

V. Выборочное составление  схем напечатанных слов, выделение ударения в этих словах.

VI. Итог. Логопед предлагает ребятам вспомнить, чем они занимались и сказать, для чего  нужен Ь . Затем логопед оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим Буратино. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим  Буратино.  Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»...