Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
конспект состален для проведения итогового занятия в конце учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР
Составитель:
учитель-логопед Вотчицева Т.И.
Димитровград 2021
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять понятия «буква», «звук», «слово»
- Совершенствовать навык звуко-буквенного и звуко-слогового анализа слов.
- Закрепить знания графического образа букв и звуков.
- Совершенствовать навык чтения слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Активизировать и развивать словарь по лексической теме «Насекомые».
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать память и внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать самостоятельность, инициативу.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, отзывчивости.
- Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Дидактическое обеспечение НОД:
Наглядный материал: интерактивная доска, интерактивная игра «Насекомые», воздушный шарик с запиской, макет дерева, корзинка с конвертами, костюмы Степки-растрепки и королевы леса, сачок, буквы О, У, А, Я, аудиозапись - звук комара, карандаш.
Раздаточный материал:
конверты с заданиями: буквы - название насекомых
звуковые сигналы (красные, синие, зеленые фишки);
карточки – нарисуй по точкам.
Содержание.
- Организационный момент.
Приветствие «Давайте познакомимся»
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте друг с другом познакомимся и поздороваемся так.
У кого в имени есть буква А
Громко крикнули Ура! (Дарина, Варя, Савва, Анна, Матвей, Лера, Алмаз, Злата, Серафим, Василиса)
У кого есть буква О,
Ну-ка все до одного,
Прокричите мне в ответ,
Дружно, весело привет! (Тимофей, Коля)
У кого есть буква Я,
Покажите на себя. (Лия, Валерия, Илья)
У кого есть буква Е,
Хлоп ладонью по ноге (Матвей, Тимофей, Сергей, Лера, Серафим)
У кого есть буква И,
Руки выше подними. (Дарина, Тимофей, Савелий, Лия, Илья, Эмир, Серафим, Василиса)
А теперь мальчишки и девчонки тоже громко хлопаем в ладоши!
- Основная часть.
Сюрпризный момент «Письмо от королевы Леса»
(в этот момент в группу закидывается воздушный шарик)
Педагог:
- Ребята, посмотрите, пока мы с вами знакомились в группу залетел воздушный шарик. Посмотрите, а в нем нам прислали записку. Как же нам ее оттуда достать? Тогда закрывайте ушки! (педагог лопает шарик и достает записку)
- Дети, записку нам прислала королева Леса.
«Ребята, я узнала, что вы готовитесь пойти в школу, значит, уже все знаете и умеете. Помогите мне, пожалуйста, вернуть в мой лес самых маленьких его жителей. Они вернутся, если вы правильно составить их названия, которые лежат в конвертах, в корзинке под деревом. Цифры под каждой буквой помогут вам быстрее составить слово»
- Ну что, ребята, поможем королеве леса?
- Тогда давайте поищем ее волшебную корзиночку. (дети вместе с педагогом подходят к заранее подготовленному дереву)
Упражнение «Составь слово из букв»
- А вот и корзиночка с конвертами. Берите понравившийся вам конвертик и проходите за столы.
Дети проходят за рабочие столы и выполняют задания.
Слова: муха, пчела, бабочка, оса, шмель, комар, стрекоза, муравей, жук, кузнечик, богомол, водомерка, таракан, клоп, мотылёк.
- Ребята, как назвать всех тех, кого мы спасли одним словом? (насекомые)
Раздается звук летящего комара, вбегает Степка-растрепка с сачком и «ловит» насекомое.
- Мальчик, ты кто? (Степка-растрепка)
- Что же ты делаешь? (Слышите звук, я его ловлю. В школе мне сказали выучить какие бывают звуки. Вот я его сейчас поймаю и отнесу туда, чтоб все знали какой я молодец!)
- Степка, хочу тебя огорчить, но в школе тебя будут спрашивать совсем про другие звуки. (Какие такие другие?)
- Ты вот присядь, наши ребята сейчас тебе все о них расскажут. Если ты будешь внимательным, то запомнишь и сможешь порадовать свою учительницу.
Степка-растрепка чешет в затылке, присаживается.
Упражнение «Какие бывают звуки?»
- Ребята, помогите, пожалуйста Степке. Скажите, какие в русском языке бывают звуки? (гласные и согласные)
- Как мы узнаем, какой звук гласный? (если воздух не встречает преграду – это гласный звук)
- Как узнаем, что он согласный? (воздух встречает преграду)
Степка-растрепка: аааа, я знаю, что такое преграда – это высокий забор, например.
- Да нет, Степка! Преграда у согласных находится у нас во рту. Вот послушай, ребята, сейчас тебе о гласных и согласных расскажут стихотворение, и ты сразу все поймешь.
Дети хором рассказывают стихотворение:
Гласному легко живётся:
Голосок свободно льётся.
Звуки гласные мы знаем,
Гласных - шесть, запоминаем:
А, У, О, И, Ы, Э
У согласного в пути много кочек впереди:
Губы, зубы и язык, он к препятствиям привык!
«Упражнение «Звук или буква»
Степка: теперь понятно. Буква А гласный звук, а М – согласный.
Педагог: погоди-погоди, Степка, ты опять все напутал. Буква и звук – это не одно и тоже.
Степка: как не одно, вот он звук А (показывает букву А)
Педагог: да нет, это буква! Ребята, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и говорим, а буквы – мы видим и пишем)
Степка: значит, тут у меня буквы, а я думал звуки. Но зато я с буквами знаю одну игру. Выходите-ка, ребята поиграем вместе.
Физкультминутка «Буквы» Каждую букву Степка показывает, а дети называют
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать начнут.
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)
Упражнение «Звуковой анализ слов»
Степка: про буквы мне теперь все понятно, но учительница всегда говорит про какие-то звуковые домики? Вы про них тоже знаете?
Педагог: конечно! Ребята, давайте покажем Степке, вернем сбежавших звуковичков в свои домики. Вместо цифры в названии вашего насекомого поселите нужного звуковичка.
Дети выполняют звуковой анализ слов.
Степка: теперь понял, мы видим буквы, а произносим звук, который в ней живет!
Упражнение «Раздели слова на слоги»
Педагог: совершенно верно! А еще гласные звуки помогают нам определить количество слогов в слове. Наши ребята даже правило об этом знают. Сейчас они тебе его расскажут и покажут.
Дети хором говорят правило: «Сколько в слове гласных – столько и слогов»
- А теперь каждый из вас, пользуясь этим правилом, определит, сколько слогов в вашем слове.
Дети выполняют задание.
Степка: Вот спасибо вам, ребята! Побегу все чему вы меня научили расскажу учительнице, пока не забыл! Может она мне пятерку поставит! До свидания!
Степка уходит.
Упражнение «Найди и назови»
Педагог: ребята, пока мы учили Степку-растрепку, совсем забыли про королеву леса. Предлагаю пойти к ней в гости и отнести всех ее маленьких жителей. Но относить мы будем не слова, а фотографии. Выберете на столе то насекомое, название которого вы составляли и отправимся в путь. А поможет нам к ней дойти мой волшебный карандаш.
Дружно все с карандашом
В лес волшебный мы пойдем.
Вокруг себя мы обернемся
К королеве доберемся!
Дети разворачиваются, на интерактивной доске картинка леса, рядом стоит королева.
Королева леса: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами.
Педагог: милая королева, мы с ребятами принесли вам ваших маленьких любимцев.
Королева леса: Спасибо, дети. Тогда помогите мне их расселить по местам, отгадав мои загадки.
Интерактивная игра «Насекомые»
Королева леса: Спасибо вам ребята за помощь, посмотрите, как теперь красиво в моем лесу. Предлагаю вам вместе со мной рассказать о моих маленьких любимцах.
Пальчиковая гимнастика.
На полянке я стою,
Во все стороны гляжу.
(Стоят, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)
Сколько насекомых здесь!
(Руки через верх разводят в стороны.)
Всех, пожалуй, и не счесть.
Вот пчела, а вот оса,
(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)
Это бабочка — краса.
Муравей и стрекоза,
Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся, (Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)
А она красуется!
- На память о нашей встрече я дарю вам картинку своей любимицы. Кто она, вы узнаете, если правильно соедините точки.
Педагог: спасибо тебе королева. Нам пора возвращаться в свой любимый детский сад. Ребята закрываем глаза и вновь произносим слова волшебного карандаша:
Дружно все с карандашом
В детский садик мы пойдем.
Вокруг себя мы обернемся
В родную группу доберемся!
3. Рефлексия.
- Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Кого же мы сегодня вернули Королеве леса?
- Молодцы, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, теперь и я, и наши гости уверены, что в школе вас ждут только хорошие оценки. А пока у вас есть время немного поиграть!
О | С | А | М | У |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Х | А | Ж | У | К |
3 | 4 | 1 | 2 | 3 |
К | О | М | А | Р |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
П | Ч | Е | Л | А |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | А | Б | О | Ч |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
К | А | Ш | М | Е |
6 | 7 | 1 | 2 | 3 |
Л | Ь | С | Т | Р |
4 | 5 | 1 | 2 | 3 |
Е | К | О | З | А |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
М | У | Р | А | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Е | Й | К | У | З |
6 | 7 | 1 | 2 | 3 |
Н | Е | Ч | И | К |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Б | О | Г | О | М |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
О | Л | В | О | Д |
6 | 7 | 1 | 2 | 3 |
О | М | Е | Р | К |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | Т | А | Р | А |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 |
К | А | Н | М | О |
5 | 6 | 7 | 1 | 2 |
Т | Ы | Л | Ё | К |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
К | Л | О | П | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Б | Л | О | Х | А |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Группа «Теремок» |
Группа «Теремок» |
Группа «Теремок» |
Группа «Теремок» |
Группа «Теремок» |
Группа «Теремок» |
Группа «Теремок» |
Группа «Теремок» |
Группа «Теремок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Елены - Премудрой.Знакомство со звуком и буквой Ц".
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе для детей с ФФНР....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1. Закрепить навыки раз...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Мягкие согласные"
Дети в игровой форме знакомятся с мягким знаком, закрепляют другие способы смягчения согласных звуков....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Методические разработки для учителей-логопедов ДОУ...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Школа грамоты"
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Школа грамоты"...