Работа логопеда с замещающей семьей
материал по логопедии
Для продолжения коррекционно-развивающего обучения ребёнка в семье необходимо сотрудничество логопеда с приемными родителями. Поэтому мной разработана программа всихолого-логопедического сопровождения с замещающей семьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа сопровождения | 272.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято На Педагогическом совете ОГБУЗ «Специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор» Протокол от______________№_______ | Утверждаю Главный врач ОГБУЗ «Специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор» ______________О.Я.Дейнеко |
Программа
психолого-логопедического сопровождения
замещающей семьи.
Логопед Рябенкова В.Т.
Педагог-психолог Макарова Л.А.
Смоленск
2017
Пояснительная записка.
В современных условиях семья – главная и естественная защита ребенка – оказалась в кризисной ситуации, что привело к отрицательным последствиям, таким как: снижение рождаемости, распаду каждого 3-го брака, социальному сиротству детей. Многочисленные исследования свидетельствуют, что содержание ребенка, особенно раннего возраста, в казенном учреждении, неизбежно приводит к трудно обратимым последствиям, не взирая на то, какие бы при этом комфортные условия государством для него не создавались. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений, 10% из них приходят к суициду; 40% - попадают в разряд алкоголиков и наркоманов; 40% - становятся преступниками; и только 10% адаптируются в обществе. Поэтому одной из важнейших задач Государственной политики РФ является – устройство ребенка-сироты в замещающую семью. Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для индивидуального развития и социализации. Каждый малыш, воспитывающийся в доме ребенка – ребенок с нелегкой судьбой, об этом свидетельствует сам факт нахождения его в доме ребенка, очень нуждается в любви, внимании, заботе, эмоциональном благополучии и защищенности, а это возможно только в семье. Работа с родителями в доме ребенка – это преимущественно работа главного врача и работника по социальной работе, но на определенных этапах подключаются и узкие специалисты.
Характеристика психофизиологических особенностей детей дома ребенка.
Почти все дети дома ребенка в анамнезе имеют ранние органические поражения коры головного мозга, так как рождены от матерей, входящих в группу риска по вынашиванию плода: не состоят на учете в поликлинике, пьют, курят, принимают наркотики, что пагубно влияет на развивающийся плод. В дальнейшем у детей проявляется отставание в развитии, либо риск отставания. Особенно отставание заметно в развитии речи, так как речевая функция является высшей психической функцией и наиболее уязвима. У Большинства детей дома ребенка наблюдаются системные нарушения речи. Речевые нарушения проявляются в недостаточном развитии всех сторон речи: лексики, грамматики, фонетики. Данные особенности речевого развития требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, создания благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений. При воспитании детей в доме ребенка эти задачи решаются совместными усилиями специалистов медицинского и педагогического профилей. Помимо речевых нарушений у детей отмечается недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:
- нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика;
- снижена познавательная активность;
- недостаточно сформированы психические функции;
- не развита эмоционально – волевая сфера.
Для детей характерны: быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, слабость запоминания, повышенная суетливость, возбудимость или наоборот, пассивность и вялость Все эти недостатки стихийно не преодолеваются, поэтому замещающая семья должна знать исчерпывающую информацию о ребенке, чтобы продолжить образовательный маршрут и добиться положительных результатов в обучении и воспитании.
Модель взаимодействия администрации и узких специалистов с замещающей семьей
Специалист по соц. раб. работе
Логопедическое сопровождение
Главный врач
Психологическое сопровождение
Цель деятельности службы сопровождения в доме ребенка :
Содействие реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семье путем развития семейных форм устройства детей и
предоставление последующего комплексного сопровождения семьи и ребенка.
Задачи психолого – логопедического сопровождения :
- Профилактика социального сиротства.
- Содействие семейному устройству детей – сирот.
- Проведение просветительской работы с замещающими родителями.
- Адаптация замещающих родителей и ребенка к новому статусу.
- Оказание психологической помощи будущим родителям.
Критериями эффективности психолого – логопедического сопровождения являются :
- Прочность и надежность устройства ребенка в замещающую семью.
- Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического состояния, эмоционального, интеллектуального, речевого развития ).
- Благополучие ребенка в замещающей семье.
- Уменьшение риска возврата детей из семьи.
Сущность психолого- логопедического сопровождения.
Семья, которая берет на воспитание ребенка с особыми образовательными потребностями, оказывает помощь ребенку, государству и обществу и она вправе рассчитывать на помощь и поддержку. Чтобы процесс адаптации прошел успешно, и семья благополучно справилась с проблемами ребенка, имеющего нарушения речи, необходима квалифицированная помощь психолога и логопеда. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагог будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. От родителей зависит чрезвычайно много, т. к. у них есть самое сильное воспитательное средство – это любовь к ребенку. Для благополучного развития ребенка в замещающей семье необходимо продолжить коррекционно – образовательный процесс, начатый в доме ребенка. Чтобы добиться хорошего результата, необходимо сотрудничество с замещающими родителями на основе партнерства, взаимопонимания и доверия Каждая отдельно взятая семья нуждается в адресной помощи, как родителям, так и детям. Практически не бывает схожих ситуаций, каждая семья индивидуальна, специфика и острота проблем у детей разная.
Психолого – логопедическое сопровождение семьи – это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на оказание помощи и поддержки в преодолении кризисных ситуаций, а также создание оптимальных условий дл развития, воспитания и коррекции речевых нарушений ребенка в замещающей семье.
В основе психолого - логопедического сопровождения замещающей семьи лежат следующие принципы :
- комплексное сопровождение и работа в команде;
- профессионализм и гражданская ответственность членов команды,
- учет потребностей и запросов семьи, приоритет интересов ребенка («на стороне ребенка»);
- добровольность получения помощи;
- рекомендательный характер консультаций специалистов;
- конфиденциальность информации о семье;
- четкость, системность, последовательность, преемственность в соблюдении этапов оказания помощи.
Этапы психолого – логопедического сопровождения замещающей семьи.
Задачи, содержание и формы работы психолога и логопеда с замещающей семьей в каждом отдельном случае обусловлены ее индивидуальными особенностями, характером внутренних взаимоотношений, спецификой проблем, имеющихся у ребенка с речевыми нарушениями.
В работе узких специалистов с замещающей семьей можно выделить 3 этапа :
- 1 этап – очное знакомство с семьей , планирующей взять ребенка;
- 2этап – этап гостевого взаимодействия;
- 3 этап - сопровождение замещающей семьи после перехода ребенка.
1 этап – этап очного знакомства с семьей, планирующей взять ребенка.
Наличие системных речевых нарушений у детей дома ребенка оказывает негативное влияние на характер социального взаимодействия : уровень общения у детей с окружающими снижен или вовсе отсутствует. Многие дети испытывают страх перед незнакомыми взрослыми, некоторые капризничают, отворачиваются, другие - делают робкие шаги к будущим родителям, а кто - то смело садится на колени. Поэтому психолог дома ребенка заранее готовит ребенка к встрече с родителями, формируя положительное отношение ребенка к взрослым. В доме ребенка сложилась такая практика : если ребенок «безречевой» и неконтактный главный врач приглашает логопеда вместе с ребенком в кабинет, где происходит первое знакомство ребенка с будущими родителями. В присутствии логопеда ребенок охотнее идет на контакт. Логопед сообщает достоверную информацию об особенностях интеллектуального и речевого развития ребенка, динамике развития этих сфер и дает прогноз на будущее. Опыт общения с замещающими родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что все «само исправится к школе», но большинство родителей все таки волнуют недостатки детей в речевом развитии.
Специально для кандидатов в замещающую семью логопед проводит несколько индивидуальных коррекционных занятий, на которых обращает пристальное внимание на пробелы в знаниях, на недостатки развития речи , на успехи и неудачи детей, что способствует формированию их активной позиции к обучению и социализации приемного ребенка. Необходимо донести до родителей, что для обучения детей с особыми образовательными потребностями необходимо приложить определенные усилия и нацелить будущих родителей на проведение коррекционной работы, необходимой ребенку.
2 этап - этап гостевого общения.
Оформление документов на ребенка – долгий процесс. Замещающие родители в течение длительного времени навещают детей и поддерживают постоянный контакт с узкими специалистами. Логопед проводит индивидуальные занятия - практикумы «Логопед + Родитель + Ребенок «, что способствует повышению компетентности замещающих родителей в вопросах развивающей и коррекционной педагогики. Замещающие родители становятся непосредственными участниками коррекционной работы. Они получают образцы взаимодействия с ребенком, учатся понимать особенности его поведения, овладевают методическими приемами формирования специфических умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.
Основные направления и виды помощи в рамках психолого – логопедического сопровождения замещающей семьи.
Направления сопровождения | Формы реализации | Этапы сопровождения | Исполнители |
Установление дружеских, партнерских отношений с замещающими родителями. | Ритуал знакомства родителей и ребенка. | 1 | Логопед, психолог, замещающие родители, ребенок. |
Повышение грамотности замещающих родителей в области развивающей и коррекционной педагогики. | Консультации: «Педагогические формы поддержки ребенка» « Методические приемы работы с детьми раннего возраста» « Развитие познавательных способностей детей» «Предметно – развивающая среда» « Речь и мышление» | 1,2 | Логопед, замещающие родители. |
Вовлечение замещающих родителей в непрерывный образовательный процесс для устранения недостатков в развитии ребенка. | Занятия- практикумы : «Логопед + Родитель + Ребенок» Памятка для родителей : « Логопед рекомендует» Записная книжка для родителей. | 1, 2, 3 | Логопед, замещающий родитель, ребенок |
Обучение замещающих родителей инновационным технологиям. | Технологии : « Гимнастика для ума « « Пальчики играют – речь развивают» «Гимнастика с элементами самомассажа» | 2, 3 | Логопед, замещающие родители |
Мониторинг достижений ребенка в семье (умственное и речевое развитие) | Анкетирование (анкета № 2) Видеоролики. Семейные фото. | 3 | Замещающие родители, ребенок. |
Повышение психологической компетенции замещающих родителей | Памятка, буклет для замещающих родителей | 2 | Педагог-психолог |
Совместная игровая деятельность замещающих родителей и ребёнка | Развиваем мелкую моторику, подвижные игры, эмоции ребёнка | 2 | Педагог-психолог |
3 этап.
В результате анкетирования замещающих родителей был выявлен основной круг проблем в вопросах развития и воспитания детей в семье. Большинство замещающих родителей:
- не знают особенностей психофизического и в частности, речевого развития детей 2-4 летнего возраста;
- не умеют эффективно взаимодействовать с детьми с учетом их возрастных особенностей;
- не владеют современными методами выявления потенциала малышей и способами развития их познавательных способностей.
Общеизвестно – в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие детей, поэтому очень важно, чтобы замещающие родители приобрели опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком. С этой целью были разработаны консультации по важным темам, памятки, рекомендации, анкеты. Стоит отметить, что в доме ребенка к узким специалистам за помощью обращаются далеко не все замещающие родители, в основном это родители, которые берут детей в возрасте от 2-4 лет с особенностями эмоционально – личностного развития (с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости), а также детей, имеющих речевые нарушения. Сопровождение замещающей семьи происходит по их инициативе и до того времени пока ребёнок не начнёт посещать детский сад.
Памятка для замещающих родителей :
« Логопед рекомендует»
( дети 2 – 4 лет )
1 Даже если вы молчаливы от природы – все равно, говорите со своим ребенком. Комментируйте все, что происходит с ним и вокруг вас.
2 Расширяйте кругозор ребенка всеми доступными способами ( прогулка, игры, экскурсии, дни рождения, чтение книг, рассматривание иллюстраций и т. д.)
3 Задавайте вопросы, которые требуют размышлений и активизации знаний.
4Учитывайте уровень речевого развития ребенка, старайтесь давать лаконичные объяснения, пока ребенок не готов к пониманию сути того или иного явления.
5 Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6 Расширяйте словарь ребенка. Ребенок владеет словом на двух уровнях : понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. В дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.
7 Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали.
8 Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет речи; а в будущем - и письму.
9 Чаще используйте настольные игры, они развивают зрительное, слуховое , тактильное восприятие, улучшают память, способствуют расширению словарного запаса, формированию мыслительных операций
10 Если ваш ребенок неверно произносит какой либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова Тут же повторите слово правильно, старайтесь перехватить взгляд ребенка. Возможно он сможет повторить за вами. Если не сможет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит, когда придет время.
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
Какие игрушки нужно покупать ?
Игрушки – не пустяки, не просто дорогостоящие ломкие « штучки». Они имеют существенное значение, являются орудием развития ребенка. С помощью первых ярких и звучащих игрушек можно не только успокоить и развеселить малыша, но и поднять его активность .Куклы и мягкие игрушки оставляют приятные впечатления, их хорошо использовать в качестве героев домашнего театра. Решите, есть ли необходимость в нескольких десятках однообразных зверушек. Избыток игрушек рассеивает внимание !
Можно завалить ребенка игрушками, но больше пользы будет от одной, даваемой за раз. Постарайтесь, чтобы у ребенка были игрушки, которые доставляют ему удовольствие и веселье и, кроме того, содержат познавательные элементы. Для того, чтобы организовать игры с развивающими игрушками, взрослые должны поэкспериментировать, что ребенку интересно, а что нет. Любая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями малыша. Важно добиться сочетания занимательности, эмоциональной и игровой привлекательности занятия с его развивающим эффектом. Недостаточно наблюдать за игрой ребенка и хвалить его. Будьте активным участником игры. Обучающие игры следует менять, как только ребенок утрачивает к ним интерес.
Чаще используйте настольные игры. Они развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, улучшают память, способствуют расширению словарного запаса, формированию мыслительных операций.
Приобретите :
- 1Картинно-предметное лото ( расширяет кругозор, формирует словарь детей).
-2 Домино, игры с передвижением фишек по схеме (формируют математические представления.)
-3 Парные картинки (развивают умение подбирать одинаковые предметы, готовят к запоминанию букв)
-4 Головоломки ( развивают логическое мышление )
Поощряйте игры с водой, песком, мыльными пузырями. Они улучшают настроение, уменьшают нервное напряжение
Гимнастика с элементами самомассажа.
Самомассаж – это выполнение самим ребенком определенных артикуляционных движений, вызывающих эффект, сходный с массажным, способствующих активизации кровообращения. Демонстрировать самомассаж ребенку следует, сидя перед зеркалом так, чтобы малыш видел в отражении и свое лицо, и ваше лицо и мог сравнивать те движения, которые показываете ему вы, и свои собственные. Предлагать ребенку делать эти упражнения , как и артикуляционную гимнастику, можно, начиная с 2- летнего возраста.
Упражнения для губ
« Смешная песенка»
Ребенок перебирает пальцем по губам, произнося при этом звук похожий на « Б- Б- Б «
«Расческа»»
Ребенок слегка прикусывает нижнюю губу и несколько раз скоблит ее верхними зубами, как бы причесывая ( затем верхнюю губу.)
Упражнения для языка
« Любопытный язычок»
Ребенок протискивает язык между зубами так, чтобы верхние зубы скоблили по верхней поверхности языка.
« Накажем непослушный язычок»
Ребенок высовывает язык и слегка покусывает его, произнося звуки : « Та,та, та…»
Массаж лица:
« Погреем щечки»
Ребенок растирает своими ладошками щечки в разных направлениях.
«Испечем блины»
Ребенок хлопает ладошками по щекам.
« Пальцевой душ»
Ребенок набирает воздух под щеки и легко постукивает по ним кончиками пальцев.
« Нарисуем кружочки»
Ребенок делает круговые движения кончиками пальцев по щекам.
« Рисуем брови»
Ребенок проводит по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно.
« Наденем очки»
Ребенок указательным пальцем «рисует» очки (от виска к переносице, затем по брови к вискам).
« Нарисуем усы»
Ребенок рисует указательным и средним пальцами себе «усы».
« Глазки спят»
Ребенок закрывает глаза и прикрывает пальцами веки: 1-2-3-4-5.
« Наденем шапочку»
Ребенок кладет ладони обеих рук на область лба по линии роста волос и гладит ладошками лицо вниз к ушам и ниже по шее.
« Рисуем дорожки»
Ребенок пальчиками гладит от середины лба к вискам.
« Умыли личико»
Ребенок ладонями обеих рук производит легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Анкета № 2 ( Мониторинг достижений ребенка в замещающей семье )
Каков состав вашей семьи ?-----------------------------------------------------------------
Какие отношения сложились у ребенка с членами семьи ?--------------------------------------
Кому малыш отдает предпочтение ?-------------------------------------------------------------------
Посещает ли ребенок детский сад ?--------------------------------------------------------------------
Легко ли он контактирует с детьми и взрослыми ?-------------------------------------------------
Радуется ли, когда к Вам приходят гости ?----------------------------------------------------------
Откликается ли ребенок на эмоциональные проявления, переживания других людей ?
Как Вы определяете характер ребенка ? ( Вспыльчивый, капризный, упрямый, доброжелательный, послушный, ласковый …)
Есть ли у ребенка возможность и потребность в психической разрядке? Каким образом это проявляется? ( Кричит, уединяется, играет с игрушками, рисует….)---------------------
В какие совместные игры Вы играете с ребенком? ( Дидактические, развивающие, игры – развлечения, спортивные )-----------------------------------------------------------------------------
Как Вы оцениваете речевое развитие ребенка в семье : речь значительно улучшилась, говорит хуже, чем его сверстники, без изменений-------------------------------------------------.
Приведите пример речевого высказывания Вашего ребенка -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как Ваша семья проводит выходные дни, отпуск?-------------------------------------------------
Анкета № 1
Оцените, пожалуйста, эффективность нашего сотрудничества.
Какие формы работы Вам понравились больше всего?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Какие формы работы хотели увидеть, но не увидели?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменился ли уровень вашей компетентности по вопросам воспитания и развития ребенка?----------------------------------------------------------------------------------------------
Приобрели ли Вы практические навыки? Какие?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Какие изменения в поведении и в речевом развитии ребенка Вы отмечаете?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Претерпела ли изменения позиция Вашей семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка? (согласованность взглядов, заинтересованность и поддержка других членов семьи)
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию познавательных способностей детей 3- 5 лет по теме: « Воздух».
Задачи: - Образовательные:
- познакомить детей с понятием « Воздух» и формировать представления о его свойствах;
- отрабатывать четкое выполнение детьми заданий и упражнений в играх-экспериментах.
Коррекционно- развивающие:
- развивать мыслительные способности детей: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать моторно – двигательную координацию детей;
- активизировать в речи детей качественный словарь (невидимый, легкий, холодный, теплый);
Воспитательные :
- закреплять умение слушать и следовать инструкциям взрослого;
- прививать интерес к коллективной деятельности, укреплять дружественные связи внутри группы;
- создавать благоприятную эмоциональную среду в коллективе детей.
Материалы и оборудование : листы бумаги, целлофановые пакеты, бумажные ленточки, коктейльные трубочки, стаканы с водой – на каждого ребенка; таз с водой, кораблик.
Воспитатель: « Дети, послушайте загадку:
« Что вдыхаем, выдыхаем,.
Чем мы шарик надуваем,
Суп горячий остужаем,
«Фу! И пузыри пускаем
О чем эта загадка? Верно. Сегодня вы узнаете, для чего нужен воздух и какие у него свойства. Посмотрите вокруг, вы видите воздух? Нет не видите, потому что он невидимый, но мы можем его почувствовать.
Игровое упр. «Почувствуй воздух» - дети машут листочками возле лица. Что вы ощущаете ? Легкий ветерок – это движется воздух. Мы его не видим, но он вокруг нас.
Игровое упр. «Поймай воздух» - дети ловят пакетами воздух и выпускают его.
Эти игры- эксперименты показали, что воздух не виден.
Игровое упр. «Лодочка плыви» - дети поочередно дуют на лодочку в тазу с водой. Какой можно сделать вывод : воздух приводит в движение разные предметы.
А сейчас проведем еще один эксперимент. Дети берут в руки пакеты, один с водой, другой – с воздухом. Какой сделаем вывод: воздух – легкий, а вода тяжелая.
2-ая часть занятия ( проводит логопед).
Дети, вы узнали о свойствах воздуха, а сейчас узнаем, зачем нужен воздух.
Давайте вдохнем воздух носиком и выдохнем носиком. Так мы дышим. Воздух нужен, чтобы дышать. А теперь будем дышать носом , а выдыхать ртом. Молодцы! Так нужно дышать, когда мы произносим звуки и слова. Чтобы правильно и красиво говорить нужно правильно дышать ртом.
«Ленточки летают» Глубоко вздохните и медленно, долго и экономно дуем на ленточки.
«Снежинка слетает» - дети дуют на снежинку, лежащую на кончике носа.
Дети мы по- разному дули, предметы тоже летали по- разному: ленточки в прямом направлении, а снежинка полетела вверх. Вывод: воздух может двигаться в разных направлениях.
Снова интересная игра. Разделимся на 2 команды. 1-ая команда – будет ветерок со звуком «С», а 2-ая - со звуком «Ш». Не забывайте набирать воздух через нос, а выдыхать через рот: на звук «С» - с улыбочкой, язычок внизу, а на звук «Ш» - губы трубочкой, язык завернут вверх. С помощью воздуха мы произносим звуки и слова.
Игра – эксперимент: «Буря в стакане»
Дети дуют трубочкой в воду . Почему бурлит вода? Вывод: воздух выходит из трубочки и приводит в движение воду.
Давайте повторим: воздух нам нужен, чтобы дышать и чтобы произносить звуки и слова. А какие свойства воздуха вы запомнили: теплый, холодный, невидимый, легкий. Вы , молодцы!
Комплексная коррекционно – развивающая программа логопедической работы для детей дома ребенка (4 – 5 лет), имеющих системные нарушения речи.
Характеристика программы
Коррекционно – развивающая программа составлена с учетом достижений отечественной логопедии и многолетнего личного опыта. Принципиально значимыми в программе являются следующие приоритеты:
- комплексный медико –психолого – педагогический подход к диагностике и коррекции психических и речевых нарушений ( невролог, психиатр ,педиатр, логопед, психолог, музыкальный работник, воспитатель);
- раннее начало коррекции с целью предупреждения вторичных отклонений;
- дифференцированный подход к содержанию, направлениям, методам и приемам работы с детьми, имеющими различные проблемы в развитии;
- обучение детей с речевыми нарушениями строится на закономерностях нормального развития, но с учетом имеющихся недостатков;
- оказание адресной помощи, соответствующей логопедическому заключению (опираясь на заключение психиатра), возрасту ребенка, уровням психического и речевого развития;
- при построении образовательного процесса коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным;
- удовлетворение главной потребности ребенка - сироты – эмоциональное благополучие, внимание, защищенность.
Психофизиологические особенности развития детей
Дети с системными нарушениями речи – особая группа детей, имеющих в анамнезе ранние органические поражения коры головного мозга, следствием которых является нарушенное развитие: отставание, либо риск отставания. Особенно отставание заметно в речевом развитии, так как речь является высшей психической функцией и наиболее уязвима. По своему клиническому составу эта категория объединяет разных детей:
- недоразвитие всех компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики) у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими как недостаточность регуляции мышечного тонуса, неточность двигательных ориентировок, незрелостью эмоционально – волевой сферы;
- речевой дефект сочетается с неврологической симптоматикой. У детей отмечается крайне низкая работоспособность, психическая истощаемость, выраженная моторная неловкость, снижение познавательной активности;
- грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга (моторная алалия).
Языковые средства, которыми владеет ребенок, недостаточны для общения с окружающими. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы. Характерным является использование слов в узком значении (лежит – спит, умывается, купается – моется и т.д.) Заметны трудности в использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. Не владеют навыками словообразования и связного высказывания. При построении предложений отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций:
- смешение падежных форм (хвост волки, шарик полетел в небу);
- ошибки в употреблении числа и рода существительных и глаголов (ухо- ухи, бежит- бежут);
- ошибки в согласовании глаголов с существительными, существительных с прилагательными и числительными (тетя пошел, зеленая огурец, один яблок)
Помимо речевых нарушений, общую картину неблагополучия усугубляет несформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:
- недоразвитие моторно- двигательных функций;
- недостаточная сформированность познавательной сферы;
- незрелость эмоционально- волевой сферы;
- недоразвитие психических функций;
-не сформировано словесно- логическое мышление.
Нарушения внимания и памяти у детей проявляются в следующем: они не могут восстановить порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках - шутках, не всегда выделяют предметы и слова по заданному признаку, хлопнуть в ладошки, если будут названы животные. Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности и неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Нарушения артикуляции звуков приводят к их дефектному произношению. У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью: они с трудом удерживают карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п. Словесно- логическое мышление детей ниже возрастной нормы, их суждения и умозаключения бедны, логически не связаны друг с другом. Отклонения от нормы проявляются на занятиях, они быстро утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, наоборот, сидят тихо, но на вопросы не отвечают. Система логопедической помощи для данной группы детей направлена на устранение всего симптомокомплекса имеющихся недостатков в развитии и на решение более широкого спектра задач, реализация которых способствует успешному продвижению в психоречевом развитии и дает шанс на достижение нормы.
Целевые ориентиры (Ожидаемые результаты освоения Программы):
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам. Склонен наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными движениями.
- Владеет активной речью, включенной в общение.
Целевые ориентиры, формируемые логопедом:
- Развитие личностных показателей познавательной деятельности: познавательная активность, волевые усилия, способность переноса разученного способа действия в новых ситуациях, критичность оценки результатов своей работы.
- Подготовка артикуляционной базы для последующей постановки звуков.
- Расширение и активизация речи детей на основе углубления представлений об окружающем.
- Формирование и развитие лексико- грамматических средств языка: единственное и множественное число существительных и глаголов, употребление существительных в разных падежах, согласование , управление, предлоги.
- Развитие произносительной стороны речи.
- Развитие самостоятельной фразовой речи.
- Совершенствование психологической базы речи (внимание, память, мышление).
3 период обучения (март, апрель, май, июнь)
Речевое развитие.
Развитие фонетической стороны речи:
1.Формирование длительной, направленной воздушной струи.
2. Пение гласных звуков и их сочетаний: а, ау, аоу, аоэ, аоуэ, аоуэи.
3. Анализ звуковых сочетаний: ао, ау, аи, уа, уо, уи.
4. Выделение первого звука в словах: мак, мама, мыло.
Развитие фонематических процессов.
- Отхлопывание ритмического рисунка слов(мак, ма- ма, мо- ло- ко)
- Выделять хлопком заданное слово из ряда слов.
- Дифференцировать на слух короткие и длинные слова.
- Учить выделять звук из ряда звуков, слог из ряда слогов.
Развитие понимания речи.
- Учить понимать причинно- следственные связи : раскладывать сюжетные картинки в определенной последовательности.
- Учить понимать сложные предлоги (из- за, из- под).
3.Различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по вопросам «Какой, какая, какое», обращать внимание на соотношение окончаний вопросительного слова и прилагательного.
4. Учить понимать содержание сказок, текстов, стихов.
5. Расширять и уточнять словарь по лексическим темам: «Семья», «Весна», «Мебель», «Транспорт», «Профессии», «Лето».
Грамматический строй речи.
1.Учить использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой, моя, мое».
2. Учить навыкам согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят, мы сидим).
3. Использовать в речи порядковые числительные ( один гриб, два гриба, много грибов).
4. Изменять существительные по категориям падежей.
5. Развивать навыки изменения существительных с помощью суффиксов.
Формирование связной речи.
- Учить адекватно отвечать на вопросы, и самостоятельно их формулировать.
- Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Витя и Вова играют. Вова взял машинку и мишку.)
- Совершенствовать умение заканчивать одним- двумя словами предложение, начатое логопедом.
- Формировать навыки составления рассказов из 3- 4 простых предложений по картинкам и вопросному плану.
- Заучивать короткие стишки и потешки.
- Составлять наиболее доступные конструкции сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.
Познавательное развитие.
Сенсомоторное развитие.
- Совершенствовать ручную, пальцевую и артикуляционную моторику.
- Выполнять задания на ориентировку в пространстве: левой рукой дотронуться до правого уха.
- Уметь проводить указательным пальчиком на листе бумаги по линям в разных направлениях.
- Отрабатывать четкое выполнение упражнений в «Гимнастике ума».
- Развивать графические навыки (обводка, штриховка).
Развитие внимания, памяти, логического мышления, формирование математических представлений.
- Упражнять в группировке предметов при предъявлении большого количества предметов (4-6 лексических тем).
- Узнавать предметы по контурному изображению, по одной детали.
- Развивать словесно- логическое мышление с использованием деформированных текстов, стихов- перевертышей.
- Учить отгадывать загадки о предметах, животных, природных явлениях, о временах года.
- Учить составлять целостный образ предметов ( разрезная картинка из 4-5 частей).
- Учить пересчету предметов в пределах 5-ти с называнием итогового числа.
- Узнавать и называть времена года по характерным признакам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение замещающих семей
Основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей , создание условий для успешной социализации и р...
Служба сопровождения замещающих семей
В муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей-Детском доме г.Талдома создана служба сопровождения замещающих семей,открыта школа приёмных родите...
программа подготовки дошкольников к переходу в замещающую семью.
Программа составлена и опробирована, дала положительный результат....
Работа Службы сопровождения приемных и замещающих семей
В материале рассказывается о работе службы сопровождения, о направлениях работы учителя-логопеда...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В ДОУ
Наиболее оптимально для детей воспитание в полной семье биологическими родителями. Но при некоторых обстоятельствах и только по решению суда их могут лишить или ограничить в правах. Воспитание де...
Особенности работы логопеда с детьми из замещающих семей
Учителя-логопеды дошкольных учреждений неспециального типа в своей работе часто имеют дело с детьми, взятыми из детского дома или дома ребенка под опеку в замещающие семьи. Проводить логопедическую ра...
Опыт работы с замещающими семьями
Анализ актуальных проблем замещающей семьи с социумом....