Особенности работы логопеда с детьми из замещающих семей
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Учителя-логопеды дошкольных учреждений неспециального типа в своей работе часто имеют дело с детьми, взятыми из детского дома или дома ребенка под опеку в замещающие семьи. Проводить логопедическую работу с детьми данной категории, необходимо исходя из особенностей развития речи данной категории детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelya.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учителя-логопеды дошкольных учреждений неспециального типа в своей работе часто имеют дело с детьми, взятыми из детского дома или дома ребенка под опеку в замещающие семьи. Проводить логопедическую работу с детьми данной категории, необходимо исходя из особенностей развития речи данной категории детей. Как правило, медицинские карты большинства детей, при поступлении в детский сад неполны, а зачастую вообще отсутствуют сведения о развитии ребенка. А с ними утеряна возможность восстановления картины перинатального и младенческого развития, дающее представление о причинах речевого дефекта и его структуре. Первопричиной его могут оказаться как социальные, так и биологические факторы, а чаще – их сочетание. Дети, взятые на попечение из детских домов, имеют ряд особенностей, как в интеллектуальном, так и в речевом развитии. Известно, что дети, воспитывающиеся в закрытых детских учреждениях, отстают в развитии речи. Это обусловлено рядом факторов, и одним из основных являются социальная изоляция и, как следствие, скудость представлений об окружающем мире, отсутствие достаточного опыта общения, в том числе и речевого. Активная речь у них возникает позже, чем у детей, растущих в семьях. Недостаточно развитая память, внимание, мышление, которые являются психологической базой формирования речи, приводят в свою очередь к нарушению ее формирования.
Дошкольники из дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, чем дети, растущие в семье; их речь беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики, изобилует неточными звуками. Существуют различные гипотезы о причинах подобного отставания воспитанников закрытых детских учреждений. Но все они сводятся к тому, что в основе задержек вербального развития этих детей лежит дефицит общения со взрослыми, и в первую очередь недостаток эмоциональных контактов с ними. Общение детей-сирот со взрослыми характеризуется низким уровнем развития во всех аспектах: личностном, деловом, познавательном.
У воспитанников отмечаются такие особенности как затруднения в дифференциации обобщенных словесных структур, речевая интактивность, несформированность программирования и грамматического структурирования речевого высказывания, трудности в пополнении словаря словами, выражающие сложные качества и отношения – это есть проявления особенностей познавательной деятельности детей, а не чисто речевые нарушения.
На развитие коммуникативно-речевых способностей детей-сирот влияет ряд факторов:
- негативное воздействие окружающей среды до поступления в детский дом;
- ограниченное социальное окружение;
- эмоциональная, сенсорная депривация;
- медико-педагогические проблемы (неврозы, органические поражения ЦНС, ЗПР).
Эти факторы отрицательно воздействуют на формирование процесса общения в раннем детстве, сензитивном периоде становления речи, что приводит к недоразвитию языковых средств - речевой патологии. Впоследствии все это оказывает влияние на формирование межличностных отношений и навыков учебной деятельности.
Речь является важнейшей социальной функцией и развивается в процессе общения. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребенка имеет место недостаточное удовлетворение его потребностей, Все это должно лечь в основу организации всего комплекса работ, направленных на преодолении речевых дефектов у данной категории детей. При этом должны быть учтены следующие характеристики ребенка:
- навыки общения с детьми и взрослыми;
- познавательные и речевые возможности;
- умение выполнять инструкции;
Основными направлениями работы по развитию речевых способностей детей могут стать:
- диагностика речевого развития детей.
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников.
- восполнение пробелов в формировании психофизиологических предпосылок развития речи на сенсорном уровне.
- логотерапия - это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и ребенком. Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека. Ребенок не всегда проявляет желание включиться в беседу. Его можно вызвать, когда на ряд вопросов ребенку предлагают ответить кукле или использовать куклы, персонажи (Петрушка, Барби, Мальвина, Буратино, собака, тигр и т.д.). Дети могут использовать для этой цели свой любимый образ или игрушку. Использование данного метода предполагает появление совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда дети делают акцент на личные переживания, мысли, чувства, желания.
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов учреждения.
- развитие речи, путем активизации пассивного словаря, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми
Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми...
Работа Службы сопровождения приемных и замещающих семей
В материале рассказывается о работе службы сопровождения, о направлениях работы учителя-логопеда...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ логопеда С ДЕТЬМИ c нарушениями аутичного спектра
Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Н...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в условиях ПНДДС...
Особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в ДОУ.
Подготовила учитель – логопед (дефектолог) 1 квалификационной категории Варава А.С....
Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....
«Особенности работы логопеда с детьми с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - особая категория, требующая специального подхода в коррекционно-развивающей работе, в том числе и со стороны логопеда. Расскажем о ключевых особенно...