Опыт работы с замещающими семьями
статья

Южакова Светлана Александровна

Анализ актуальных проблем замещающей семьи с социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

с замещающими семьями

педагога-психолога Южаковой С.А.

«Модель взаимодействия замещающей семьи и социума»

Актуальность

Дети – сироты и дети, входящие в группу риска по социальному сиротству - так называется сиротство при живых родителях, - имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации они, как правило, превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество.

В.В. Барабанова ( 1995), проведя исследование семейного детского дома, выделила следующие проблемные зоны профессиональной семьи:

  • Проблемы эмоционально-личностного благополучия и развития кровных детей в условиях приемной семьи.
  • Проблемы психологической совместимости приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей.
  • Проблема комплекса вины, возникающего у родителей вследствие неудовлетворённости результатами своей воспитательной деятельности, своими неудачами, нередко мнимыми.
  • Проблема вхождения приёмных детей в семью в тех ситуациях, когда для этого необходимо перестройка взаимоотношений в семье, смена социально-психологических ролей.
  • Проблемы супружеских взаимоотношений.

К группе риска относятся следующие ситуации: отсутствие одного из родителей, слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей-воспитателей об особенностях ребенка-сироты, неадекватное представление о трудностях, с которыми они столкнутся.

С приемной семьей – ведутся консультации специалистов центра, организация досуговой деятельности, просветительское сопровождение приемных семей (семинары, родительские собрания, тренинги, консультации, стенды, листовки, буклеты, информация на сайте), диагностическая работа, коррекционная работа.

Данная тема, а именно социально-психологическая адаптация и сопровождение детей-сирот и принимающих родителей в замещающей семье является актуальной в современном мире.

Создание модели социально-психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка нивелирует давление негативного отношения, способствует более высокому уровню адаптации ребенка в образовательном учреждении, формированию положительного имиджа замещающей семьи.

Научная и практическая значимость решения данной проблемы довольно высока, поскольку проживание приемных детей в замещающих семьях и модели взаимоотношений в социуме получают все большую распространенность в районе.

Вместе с тем возникновение психологических, социальных, педагогических и иных трудностей и недостаток специальной подготовки принимающих родителей снижает эффективность их взаимодействия с приемными детьми, что делает необходимым поиск новых путей разрешения этих проблем, создание научно-обоснованных программ помощи и поддержки замещающих семей.

Модель взаимодействия

Функциональная работа специалистов опеки и попечительства в Модели взаимодействия:

1. Составление анкеты «Особенности жизненных ситуаций», в которых находился ребенок в кровной семье и детских домах (это та информация, которую можно использовать для составления портрета и личностных особенностей ребенка (учитывать принцип  - «не навреди»))

Таблица 1.

Анкета особенностей жизненных ситуаций

Вопросы

Особенности жизненных ситуаций

1.

В каком возрасте ребенок остался без семьи?

2.

Есть ли кровные братья, сестры?

3.

Особенности семейного воспитания?

4.

Где находился ребенок, после того как он остался без семьи?

5.

Особенности взаимоотношений в кровной семье, детском доме, замещающей семье?

6.

Стрессы, трудности, которые испытывал ребенок в кровной семье, детском доме, замещающей семье?

7.

Ресурсы ребенка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей

Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей...

Опыт работы"Сотрудничество с семьей при приобщение детей к трудовой деятельности"

Совместная работа сродителями по приобщению детей к трудовому воспитанию в семье.Отражение определенных условий,перечень проведенных мероприятий....

Опыт работы по взаимодействию семьи и ДОУ

: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает свои...

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?...

Опыт работы: «Взаимодействие ДОУ, семьи и школы. Решение проблем к подготовке детей к школьному обучению"

Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лав...

Опыт работы ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЯ СЕМЬЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЯ СЕМЬЯ (средняя группа)...

Опыт работы "Взаимодействие с семьями воспитанников"

Опыт работы: "Взаимодействие с семьей"...