Опыт работы с замещающими семьями
статья
Анализ актуальных проблем замещающей семьи с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
с замещающими семьями
педагога-психолога Южаковой С.А.
«Модель взаимодействия замещающей семьи и социума»
Актуальность
Дети – сироты и дети, входящие в группу риска по социальному сиротству - так называется сиротство при живых родителях, - имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации они, как правило, превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество.
В.В. Барабанова ( 1995), проведя исследование семейного детского дома, выделила следующие проблемные зоны профессиональной семьи:
- Проблемы эмоционально-личностного благополучия и развития кровных детей в условиях приемной семьи.
- Проблемы психологической совместимости приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей.
- Проблема комплекса вины, возникающего у родителей вследствие неудовлетворённости результатами своей воспитательной деятельности, своими неудачами, нередко мнимыми.
- Проблема вхождения приёмных детей в семью в тех ситуациях, когда для этого необходимо перестройка взаимоотношений в семье, смена социально-психологических ролей.
- Проблемы супружеских взаимоотношений.
К группе риска относятся следующие ситуации: отсутствие одного из родителей, слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей-воспитателей об особенностях ребенка-сироты, неадекватное представление о трудностях, с которыми они столкнутся.
С приемной семьей – ведутся консультации специалистов центра, организация досуговой деятельности, просветительское сопровождение приемных семей (семинары, родительские собрания, тренинги, консультации, стенды, листовки, буклеты, информация на сайте), диагностическая работа, коррекционная работа.
Данная тема, а именно социально-психологическая адаптация и сопровождение детей-сирот и принимающих родителей в замещающей семье является актуальной в современном мире.
Создание модели социально-психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка нивелирует давление негативного отношения, способствует более высокому уровню адаптации ребенка в образовательном учреждении, формированию положительного имиджа замещающей семьи.
Научная и практическая значимость решения данной проблемы довольно высока, поскольку проживание приемных детей в замещающих семьях и модели взаимоотношений в социуме получают все большую распространенность в районе.
Вместе с тем возникновение психологических, социальных, педагогических и иных трудностей и недостаток специальной подготовки принимающих родителей снижает эффективность их взаимодействия с приемными детьми, что делает необходимым поиск новых путей разрешения этих проблем, создание научно-обоснованных программ помощи и поддержки замещающих семей.
Модель взаимодействия
Функциональная работа специалистов опеки и попечительства в Модели взаимодействия:
1. Составление анкеты «Особенности жизненных ситуаций», в которых находился ребенок в кровной семье и детских домах (это та информация, которую можно использовать для составления портрета и личностных особенностей ребенка (учитывать принцип - «не навреди»))
Таблица 1.
Анкета особенностей жизненных ситуаций
№ | Вопросы | Особенности жизненных ситуаций |
1. | В каком возрасте ребенок остался без семьи? | |
2. | Есть ли кровные братья, сестры? | |
3. | Особенности семейного воспитания? | |
4. | Где находился ребенок, после того как он остался без семьи? | |
5. | Особенности взаимоотношений в кровной семье, детском доме, замещающей семье? | |
6. | Стрессы, трудности, которые испытывал ребенок в кровной семье, детском доме, замещающей семье? | |
7. | Ресурсы ребенка? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей
Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей...
Опыт работы"Сотрудничество с семьей при приобщение детей к трудовой деятельности"
Совместная работа сродителями по приобщению детей к трудовому воспитанию в семье.Отражение определенных условий,перечень проведенных мероприятий....
Опыт работы по взаимодействию семьи и ДОУ
: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает свои...
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?...
Опыт работы: «Взаимодействие ДОУ, семьи и школы. Решение проблем к подготовке детей к школьному обучению"
Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лав...
Опыт работы ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЯ СЕМЬЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЯ СЕМЬЯ (средняя группа)...
Опыт работы "Взаимодействие с семьями воспитанников"
Опыт работы: "Взаимодействие с семьей"...