мастер-класс для воспитателей ""Секреты артикуляционной гимнастики"
консультация по логопедии

Торговцева Ирина Валентиновна

мастер-класс состоит из теоретической и практической части.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Для воспитателей

Тема:

«Секреты артикуляционной гимнастики»

Подготовила:

учитель – логопед

        Торговцева Ирина Валентиновна

2018 г.

Оборудование:

  1. Индивидуальные зеркала

Программа:

1. Обобщение педагогического опыта по теме.

2. Упражнения артикуляционной гимнастики.

3. Рефлексия опыта:

Б) что взял полезного (интересного).

В) чем запомнился мастер-класс.

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Задачи:

  1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Уважаемые коллеги!

Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс артикуляционных упражнений, которые вы будите использовать в работе с детьми.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

сделай - и ты научишься!

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.

Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15минут), краткосрочные (2 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
            Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями.

            Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков – это артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика  помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более  

3 упражнений. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых  упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое

упражнение выполняется до 10−15 раз.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:

  1. Рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение выполняют все дети.
  4. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми заменяется новым. Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы. Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

Практическая часть

       Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть.

На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Как заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком"

В консультации для родителей предложены доступные и эффективные приемы работы по выполнению артикуляционных упражнений с детьми дошкольного возраста. Прилагается памятка для родителей как заниматься с...

Мастер-класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика»

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных по...

Мастер-класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика»

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных по...

мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

презентация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики...

Презентация к мастер - классу для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"

В презентации представлены основные артикуляционные упражнения, а так же даны рекомендации  по проведению артикуляционной гимнастики дома....

МАСТЕР-КЛАСС «ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ НЕТРАДИЦИОННЫМ ПРИЁМАМ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С ШАРИКОМ»

Эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения педагогов к процессу преодоления речевых нарушений у детей....

Мастер-класс для педагогов "Как провести артикуляционную гимнастику с дошкольниками"

Мастер-класс для педагогов "Как провести артикуляционную гимнастику с дошкольниками"...