Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
консультация
Особенности организации коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smi_noyabr.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР».
Учитель-дефектолог
МАДОУ ЦРР д/с 87
Третьякова Е.С.
Основанием для зачисление детей в группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР является заключение постоянно действующей центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая определяет программу обучения детей в ДОО, сроки коррекционно-развивающей работы индивидуально по отношению к каждому ребёнку с ОВЗ. Решение о направлении детей в течение года на ПМПК осуществляется на основании психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ.
Система взаимодействия воспитательно – образовательной и медико- восстановительной работы направлена на коррекцию психофизических и речевых недостатков и оказание помощи детям с ОВЗ в освоении Программы обучения в ДОО..
Коррекционно – развивающая работа осуществляется под руководством учителя – дефектолога в тесной взаимосвязи с учителем – логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, психологом, родителями воспитанников.
Диагностико – консультативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии – принципе единства диагностики и коррекции. Реализация принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребёнка специалистами психолого- педагогического консилиума (ППк) ДОО. Исследования проводятся в сентябре и мае. Итогом педагогической диагностики ребёнка являются рекомендации, с учётом которых на каждого ребёнка составляется программа, обеспечивающая индивидуальный подход в организации коррекционно-развивающей работы с ним.
Комплексный подход при коррекции нарушения темпов психофизического развития обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Координирует действия специалистов ППк (психолого-педагогическая комиссия) ДОО.
Индивидуальное сопровождение ребёнка направлено на предупреждение трудностей в обучении и оказание помощи в их преодолении, всестороннее развитие его задатков, способностей и осуществляется в несколько этапов.
1 этап: сбор информации о ребёнке.
2 этап: анализ полученной информации.
3 этап: совместная выработка рекомендаций для ребёнка.
4 этап: консультирование всех участников сопровождения о путях и
способах решения проблем ребёнка.
5 этап: решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций всеми
службами сопровождения.
6 этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.
7 этап разработка индивидуального маршрута дальнейшего развития
ребёнка.
Подготовка к обучению в школе осуществляется с целью помочь ребенку с ОВЗ на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптации в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребёнка и воспитания у него положительных качеств личности.
В детском саду решаются следующие блоки задач:
• диагностические
• воспитательные
• коррекционно-развивающие
• образовательные.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация
комплексного медико-педагогического изучения ребёнка, с целью уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение индивидуальной программы развития ребёнка. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.
Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, формирование учебных навыков, умения работать в группе, которая должна вестись с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка.
Коррекционный блок задач - предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, учителя - логопеда, психолога, воспитателей и других специалистов образовательного учреждения.
Индивидуальные занятия с детьми проводятся учителем-дефектологом в соответствии с учебно-тематическим планом по следующим разделам:
- формирование элементарных математических представлений.
- ознакомление с окружающим и развитие речи
Допускается присутствие детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении, на подгрупповых занятиях с целью формирования учебных навыков. Продолжительность участия в подгрупповых занятиях этих детей определяется желанием ребёнка, психофизическими возможностями и индивидуальными особенностями.
Подгруппы комплектуются с учетом уровня актуального развития детей и имеют подвижный состав.
Занятия учителя-дефектолога с детьми чередуются с занятиями воспитателей по разделам:
- рисование, лепка, аппликация;
- конструирование, ручной труд.
Учитель – логопед 1 раза в неделю проводит индивидуальные занятия, направленные на коррекцию устной речи детей : развитие просодической стороны речи, формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, формирование и развитие фонематического слуха, развитие лексическо - грамматических средств языка (в процессе автоматизации поставленных звуков).
Музыкальный руководитель, воспитатели проводят занятия с группой детей по музыкальному воспитанию.
Педагог -психолог оказывает ребенку с ОВЗ помощь, направленную на формирование навыков социального взаимодействия.
Процесс коррекционно – развивающего обучения и воспитания в группе строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. Его условно можно разделить на два этапа:
1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:
- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно – исследовательской деятельности;
- развитие общей и ручной моторики;
- развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
- обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
- развитие и коррекцию таких функций как выносливость к непрерывному сосредоточению при выполнении заданий (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;
- готовность к сотрудничеству со взрослым;
- стимуляцию речевого развития ребенка.
2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно – педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально – волевой сферы и формирующейся личности;
- укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
- развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
- целенаправленное формирование высших психический функций и предпосылок к школьному обучению;
- развитие речи и коммуникативной деятельности;
- формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно – операционных и регуляционных компонентов.
Отбор содержания коррекционно – развивающей работы происходит на основе комплексного изучения уровня развития детей и дифференцируется по следующим направлениям:
Задачи | Содержание |
Развитие и коррекция недостатков эмоционально – волевой сферы и формирующейся личности | - развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; - профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении; - развитие социальных эмоций; - создание условий для развития самосознания и самооценки; - формировании е способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; - предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера. |
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций | - развитие сферы образов – представлений; - формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно – действенного и наглядно – образного), конкретно – понятийного (словесно – логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления; - развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса; - формирование пространственно – временных представлений; - развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; - развитие творческих способностей; - совершенствование мнестической деятельности; - развитие зрительно – моторной координации и формирование графо – моторных навыков. |
Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков | - целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); - создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы. - формирование предпосылок для овладения навыками чтения и письма; - стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно – познавательному и внеситуативно – личностному общению.. |
Формирование ведущих видов деятельности | - целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно – операционных и регуляционных компонентов деятельности; - всестороннее развитие предметно – практической деятельности; - развитие игровой деятельности; - формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа; - формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально – волевой), социальной. |
Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно – развивающие, так и воспитательно – образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально – типологических особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
Выступление на ГМО....
Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...
Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направлености во многом зависит от преемственности логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя- логопеда и воспитател...
«Оптимизация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей ”Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР”
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...
Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
В данной консультации представлены направления и особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности....
Комментарии
Очень информативный материал!
Очень информативный материал!