Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Оксана Александровна Емельяненко
Организация коррекционной работы 
с детьми с нарушениями речи 
в условиях группы комбинированной направленности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О рганизация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности »

Слайд 2

Цель: познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе. Основной задачей коррекционной работы в ДОУ является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте 5-8 лет.

Слайд 3

В комбинированную группу зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями: фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР. общее недоразвитие речи - ОНР Что такое фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФНР)? ФФНР - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом. При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях: формирование произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении; развитие словаря, развитие памяти, внимания

Слайд 4

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)? Общее недоразвитие речи -это такая форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Слайд 5

ОНР – это нарушение комбинированное. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Отмечаются и нарушения двигательной сферы.. У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики. Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи (понимает, но сам не говорит).

Слайд 6

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда; выполнять назначения невролога, психиатра и других мед. специалистов; способствовать развитию двигательной активности ребенка; развивать мелкую моторику рук; способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания посредством детских настольных игр, лото. регулярно посещать логопедические занятия; выполнять домашние задания (выдаются 1 раз в неделю); осуществлять контроль за речью ребенка. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия кратковременные (15мин.), 2-3 раза в неделю. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.

Слайд 7

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда дома Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий, доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Как работать со звуками Проговорите звук совместно с ребенком. Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука. Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце. Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек. Проговорите речевой материал.

Слайд 8

Правила работы с домашними заданиями: -тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник; — задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами; — весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания; — задания должны быть прочитаны ребенку; — все задания выполняются до конца.

Слайд 9

Организация и проведение коррекционной работы в группе комбинированной направленности. Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило, после полдника. К оррекционная работа включает : 1. Игры на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, восприятия. 2. Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи. 3. Упражнения на развитие мелкой моторики. 4. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Игры и упражнения на координацию речи с движением.

Слайд 10

Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в речи . Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования .

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд 12

Методические рекомендации Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Слайд 13

Самомассаж ( в том числе при помощи мячиков), также способствует развитию речи детей

Слайд 14

Пальчиковая гимнастика- развитие мелкой моторики

Слайд 15

Игры с мячом помогают улучшить координацию и развивают речь

Слайд 16

Игры « Разрезные картинки»,

Слайд 17

Задания для узнавания звука: Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук. Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук. Придумай слово, которое начинается с заданного звука. «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда , словоряда ). «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его: — А, У, К, Т, М, П, К; — ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК; — ДОМ, ТОМ, КОМ. «Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук» «Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук» Упражнения для развития правильного речевого дыхания «Снежинка» «Снег идёт!» «Ветерок» «Осенние листья» «Лети, бабочка!» Игры и упражнения для развития фонематического слуха ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН» ИГРА «ПЕРВЫЙ ЗВУК» ИГРА «ПОЙМАЙ ЗВУК» ИГРА «ПОЙМАЙ СЛОВО» ИГРА «ИСПРАВЬ МЕНЯ» Игры и упражнения для развития грамматического строя речи «Один и много» «Посчитай-ка (от 1 до 5)» «Чего нестало ?» «Назови ласково» «Измени предложение»

Слайд 18

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О рганизация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности »

Слайд 2

Цель: познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе. Основной задачей коррекционной работы в ДОУ является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте 5-8 лет.

Слайд 3

В комбинированную группу зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями: фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР. общее недоразвитие речи - ОНР Что такое фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФНР)? ФФНР - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом. При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях: формирование произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении; развитие словаря, развитие памяти, внимания

Слайд 4

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)? Общее недоразвитие речи -это такая форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Слайд 5

ОНР – это нарушение комбинированное. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Отмечаются и нарушения двигательной сферы.. У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики. Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи (понимает, но сам не говорит).

Слайд 6

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда; выполнять назначения невролога, психиатра и других мед. специалистов; способствовать развитию двигательной активности ребенка; развивать мелкую моторику рук; способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания посредством детских настольных игр, лото. регулярно посещать логопедические занятия; выполнять домашние задания (выдаются 1 раз в неделю); осуществлять контроль за речью ребенка. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия кратковременные (15мин.), 2-3 раза в неделю. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.

Слайд 7

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда дома Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий, доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Как работать со звуками Проговорите звук совместно с ребенком. Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука. Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце. Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек. Проговорите речевой материал.

Слайд 8

Правила работы с домашними заданиями: -тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник; — задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами; — весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания; — задания должны быть прочитаны ребенку; — все задания выполняются до конца.

Слайд 9

Организация и проведение коррекционной работы в группе комбинированной направленности. Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило, после полдника. К оррекционная работа включает : 1. Игры на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, восприятия. 2. Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи. 3. Упражнения на развитие мелкой моторики. 4. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Игры и упражнения на координацию речи с движением.

Слайд 10

Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в речи . Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования .

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд 12

Методические рекомендации Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Слайд 13

Самомассаж ( в том числе при помощи мячиков), также способствует развитию речи детей

Слайд 14

Пальчиковая гимнастика- развитие мелкой моторики

Слайд 15

Игры с мячом помогают улучшить координацию и развивают речь

Слайд 16

Игры « Разрезные картинки»,

Слайд 17

Задания для узнавания звука: Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук. Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук. Придумай слово, которое начинается с заданного звука. «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда , словоряда ). «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его: — А, У, К, Т, М, П, К; — ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК; — ДОМ, ТОМ, КОМ. «Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук» «Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук» Упражнения для развития правильного речевого дыхания «Снежинка» «Снег идёт!» «Ветерок» «Осенние листья» «Лети, бабочка!» Игры и упражнения для развития фонематического слуха ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН» ИГРА «ПЕРВЫЙ ЗВУК» ИГРА «ПОЙМАЙ ЗВУК» ИГРА «ПОЙМАЙ СЛОВО» ИГРА «ИСПРАВЬ МЕНЯ» Игры и упражнения для развития грамматического строя речи «Один и много» «Посчитай-ка (от 1 до 5)» «Чего нестало ?» «Назови ласково» «Измени предложение»

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год

Аннотацияк  Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и   отвечает требован...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....

Сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности

Особенности организации работы по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023-2024 учебный год

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023 - 2024 учебный год

laquo;Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для занятий в логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад ...