Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности с детьми с ОНР
рабочая программа по логопедии

Крупенченкова Татьяна викторовна

Планирование деятельности логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logopeda.docx109.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 100  общеразвивающего вида»

Согласовано

на заседании педагогического совета МКДОУ д/с № 100

Протокол  № ____

от «___» __________ 2018 г                                                                                                                                                                                                                                                                                  

        

        

Утверждаю

Заведующий

МКДОУ д/с № 100

___________ Т.А. Сударева

№№ ___ от «___» ________ 2018 г                                                                              

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР (общее недоразвитие речи с 5 до 7 лет)

                                                                                                   Составитель:  учитель-логопед – Крупенченкова Т.В.

                                                     Срок реализации 2018- 2020 учебный год

Разработано на основе  примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под  редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, допущенной МО и РФ (Москва, Мозаика – Синтез, 2014.) в соответствии с требованиями к структуре, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Минобр-науки России, Приказ  № 1155 17. 10. 2013 года

                                                                                           г. Новосибирск,2018 г.

Содержание:

I. Целевой раздел:

1.Пояснительная записка.

1.1 Введение.

1.2. Цели, задачи, реализации коррекционно-развивающей работы в комбинированныхгруппах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1.3.Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы.

1.4.Принципы, сформулированные на основе особенностей примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой допущенной МО РФ ( Москва, Мозаика- Синтез, 2014г.) в соответствии с требованиями к структуре, предъявляемыми Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Минобрнауки России, Приказ № 1155 от 17. 10. 2013 года)

1.5. Особенности развития речи дошкольников с ОНР.

2. Планируемые результаты освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования.

2.1.Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками

коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования (в виде целевых ориентиров).

2.2.Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования с учетом особенностей региона проживания – Новосибирской области.

3. Мониторинг индивидуального развития ребёнка.

II. Содержание образовательного процесса.

4.Основные задачи коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.  

5.Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями.

5.1. Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений.

5.2. Развитие речи в процессе  ознакомления с миром природы.

5.3. Развитие речи в процессе художественно-эстетического развития.

5.4. Физическое развитие.

5.5. Общекорригирующие упражнения.

5.6. Графические навыки.

5.7. Развитие речи в процессе  усвоения  навыков самообслуживания и элементов труда.

6.Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников.

7. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей.

III. Организационный раздел

 8.Система коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОНР. Организация образовательной деятельности.

9.Особенности организации педагогического процесса в  группах для детей с ОНР.

9.1.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей комбинированной группе.

9.2.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в старшей комбинированной группе для детей с ОНР.

9.3.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР.

9.4.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в  подготовительной к школе комбинированной группе. 

10. Проектирование образовательного процесса.

10.1. Комплексно-тематическое планирование в старшей группе.

Планирование представлено в Приложении 3.

10.2. Комплексно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе.

Планирование представлено в Приложении 4.

11.Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

12.Методическое обеспечение.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        .

  1. Пояснительная записка

1.1 Введение.

        Рабочая программа  предназначена для детей с 4 до 7 лет  с общим недоразвитием речи , посещающих  старшую и подготовительную  комбинированную группы МКДОУ Детский сад общеобразовательного вида МКДОУ д/с № 100. Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
  • Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой допущенной МО РФ ( Москва, Мозаика- Синтез, 2014г.) в соответствии с требованиями к структуре, предъявляемыми Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Минобрнауки России, Приказ № 1155 от 17. 10. 2013 года)
  • Программным документом Министерства образования РСФСР «Примерная адаптированная  программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В.
  • Основной Образовательной Программой дошкольного учреждения - детского сада  общеобразовательного вида № 100.
  • Положением  о комбинированных группах ДОУ;
  • а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

        Рабочая программа разработана на период 2016-2018 учебного года (с 01.09.2016 по 30.06.2018 года). Проблема воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи в общеобразовательном пространстве требует

деликатного и гибкого подхода, так как известно, что дети, имеющие

нарушения речи, испытывают значительные затруднения в общении, в освоении грамоты и письма, поэтому им необходима помощь для успешного интегрирования в общеобразовательную группу. При разработке программы учитывался контингент детей группы.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Программа рассчитана на пребывание ребенка в комбинированной группе четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста.

1.2. Цели, задачи, основные направления реализации коррекционно-развивающей работы в комбинированныхгруппах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Цель программы:  построение системы коррекционно-развивающей работы в  группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи программы: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития

личности каждого ребенка. Отражая специфику работы в комбинированной группе и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, «Рабочая программа» включает задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.  

I. Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
  • Развитие связной речи.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Обучение элементам грамоты.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Сенсорное развитие.
  • Развитие психических функций.
  • Формирование целостной картины мира.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Восприятие художественной литературы.
  • Конструктивно-модельная деятельность.
  • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения.
  • Формирование гендерных и гражданских чувств.
  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
  • Совместная трудовая деятельность.
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

V. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

1.3.Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

  • 1.4.Принципы, сформулированные на основе особенностей примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой допущенной МО РФ ( Москва, Мозаика- Синтез, 2014г.) в соответствии с требованиями к структуре, предъявляемыми Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Минобрнауки России, Приказ № 1155 от 17. 10. 2013 года)

-полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничества с семьёй;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Базовые идеи Программы:

- идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.

- идея о феноменологии современного дошкольного детства.

- идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.

- идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений – инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.

1.5. Особенности развития речи дошкольников с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).  Дети со  вторым уровнем речевого развития имеют активный словарный запас, который расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики, используют местоимения, союзы, иногда простые   предлоги. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка

включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования.  По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно- ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Общая характеристика детей  группы:

В группе 17 детей.

Группа здоровья

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

4

10

3

Логопедические диагнозы

ОНР I ур.р.р.

ОНР II ур.р.р.

ОНР III ур.р.р.

ФФНР

Моторная алалия

2

5

9

1

Социальный паспорт семей воспитанников

               Состав семьи

Количество детей в семье

полная

Непол-ная

Многодетная

 1 реб

2 детей

3 детей

   14

   3

2

    6

   9

     2

   

   

2.Планируемые результаты освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования.

2.1.Планируемые результаты как ориентиры  освоения воспитанниками

коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования (в виде целевых ориентиров).

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.  Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы, они  даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

   К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

 2.2.Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования с учетом особенностей региона проживания – Новосибирской области.

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание альбома  «По малой Родине моей». Создание условий по получению знаний  по истории и культуре родного края . Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Запланированная программа поможет ребятам на первоначальном этапе овладеть  краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что дети  обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Что должны знать и уметь воспитанники:

Ориентироваться  в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе. Проявляет интерес  и любознательность по отношению к родному городу и области. Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины. Проявляет  начала социальной активности: участвуют в социально – значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым людям города, области. Отражать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности ( рассказывает, изображает, воплощает образы в игровой деятельности, и.т.д.)

    Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

3. Мониторинг индивидуального развития ребёнка.

   Для диагностики речевого развития используется « Альбом для логопеда» С.В.Иншаковой. Заполняются речевые карты в начале года и затем прослеживается динамика в течение пребывания ребенка в логопедической группе.речевая карта приложена.(Приложение 4)

II. Содержание образовательного процесса

           Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи  (ОНР является продолжение работы по развитию:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • овладение элементарными навыками письма и чтения.

            В задачу воспитателя для детей с нарушениями речи входит:

- обязательное выполнение требований общеобразовательной программы дошкольного  образования;

- решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленной на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальных сферах, обусловленных особенностями  речевого дефекта.

        Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей.

        Для компенсации речевого недоразвития ребенка, его социальной адаптации и подготовки к дальнейшему обучению в школе  детям необходимо овладеть теми же видами деятельности, которые предусмотрены Программой массового сада.

В процессе овладения этими деятельностями необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, доступных форм мышления. Особое внимание следует уделять развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения.

Необходимо так же создание доброжелательной обстановки, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью.

Речевое развитие

Основные задачи в области речевого развития:

     1)  расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

    2) развитие у детей применять сформированные  умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

    3)  автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях  в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях необходимо сосредоточить внимание на закрепление достигнутых на занятии логопеда результатов.

Необходимо повседневное наблюдение за состоянием речи детей в каждом периоде коррекционного процесса.  Наблюдение за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т.д. В случае необходимости нужно в тактичной форме исправлять речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети  научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми на- рушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Особое внимание  должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игровой, трудовой, разнообразные виды совместной и самостоятельной деятельности , направленной  на всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное) развитие.

Важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Основой для проведения образовательной работы по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке. Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Формирование лексического запаса и грамматического строя  осуществляется поэтапно:

 а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям. Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование  дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда.

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений

В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин). Необходимо формировать  умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб — грибы). В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: С к о л ь к о ? , К о т о р ы й ? , К а к о й ? , при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным.

При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи, например: шире — уже, самое широкое — самое узкое и т. д. На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т. п.).

Необходимо  совершенствовать  умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам (Миша позади Кати, перед Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади — мишка, впереди машина и т. п.). Закреплять умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа — стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Развитие речи в процессе  ознакомления с миром природы 

Наблюдения за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире является хорошей базой для развития речи и мышления.

Так, при наблюдении и уходе за комнатными растениями закрепляется правильность и точность употребления слов природоведческой тематики (растения садовые, комнатные, стебель, лист, цветок, поливать, ухаживать и др.), а также использование в самостоятельной речи падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Эту работу надо строить так, чтобы дети имели возможность поделиться своим опытом с другими детьми.

При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), необходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования (образование относительных и притяжательных прилагательных). Важно создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т. д.). Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения.

Развитие речи в процессе художественно-эстетического развития

Знания даются в соответствии с объемом требований, предусмотренных в Программе для детского сада общего типа. Для детей, плохо владеющих необходимыми навыками, целесообразно в начале обучения придерживаться требований, предъявляемых к старшей группе.

Характер организации совместной деятельности и отбор лексического материала  по конструированию и изобразительной деятельности позволяет активизировать и обогащать словарь приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными.

Физическое  развитие 

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными и специализированными движениями рук является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

 В процессе правильно организованной деятельности необходимо устранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения.

Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий (дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности).

Среди детей с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.

          Общекорригирующие упражнения

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического развития. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.    

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения:

 • сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

• разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

• отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь — ребро (одной и двумя руками);

• поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола;

• перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

• отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;

 • тренировать захват мячей различного диаметра;

• вырабатывать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.);

 • воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть);

• захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;

• перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;

• выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца;

• обучать детей рациональным приемам захвата крупных и мелких предметов.

Указанные упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно его ускоряя и увеличивая количество повторений. При этом необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения, не допускать содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

 Графические навыки 

Овладение графическими навыками — обязательный элемент готовности к обучению письму.

Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 3 минуты.

Развитие графических умений происходит постепенно, по мере совершенствования у детей с нарушениями речи зрительного, зрительно-пространственного восприятия, моторных и зрительно- моторных функций.

При выполнении графических заданий от леворуких детей не следует требовать быстрых движений из-за отклонений в развитии зрительно-моторной координации. Нужно убедиться, что ребенок хорошо понял инструкцию, осознает цель задания. Следует позитивно оценивать правильность выполнения графического задания и не подчеркивать проявления моторной неловкости, нарушений кинестетического и зрительного контроля.

Для систематической тренировки графомоторных навыков необходимо использовать задания, рекомендованные  Программой . При этом время выполнения задания может быть скорректировано с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развитие речи в процессе  усвоения  навыков самообслуживания и элементов труда 

При формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и элементов труда целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и одновременно прочному закреплению соответствующей предметной и глагольной лексики (вода, мыло, щетка, полотенце, одежда, умываться, мылить, вытирать, надевать, завязывать — развязывать, грязный — чистый, мокрый — сухой и др.).

При осуществлении тех или иных видов деятельности у детей можно сформировать представление о том, какую пользу приносит аккуратность, как складывать одежду, чтобы ее потом легко надеть, в какой последовательности это делать; дать детям представление о понятиях «нижнее белье», «верхняя одежда» и т. д., закрепляя при этом в активной речи необходимый словарный минимум.

Не менее важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда — дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия и т. д. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно постепенно вводить в их речь новые слова, уточнять и закреплять уже знакомые слова и словосочетания, обозначающие посуду, столовые приборы и другие предметы сервировки (тарелка, ложка, вилка, чашка, чайник, скатерть, салфетка и др.). Следует включать задания на преобразование слов с помощью суффикса (сахар — сахарница, хлеб — хлебница). При уборке постелей надо вырабатывать у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, застилать покрывало, ставить подушку и т. д. Кроме того, воспитатель вводит в лексику детей слова-антонимы: застелил — расстелил, быстро — медленно, хорошо — плохо, учит детей обращаться друг к другу за помощью, просить недостающие предметы. Обращается внимание на правильное построение предложений. При подготовке к занятиям полезно давать детям поручения, требующие хорошей ориентировки в пространстве, точное понимание пространственных отношений, обозначаемых предлогами (в — на — под; за — из — до; через — между — из-под — из-за и т. п.) и наречиями (сверху, сбоку, вперед и т. д.) с опорой на наглядность, а затем и без нее.

Дети должны называть необходимые предметы, составить правильную фразу, используя предикативную лексику, соответствующую данной речевой ситуации. Если дети затрудняются, необходимо им помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику. Также важно использовать производимые ребенком действия для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов.  Стимулировать переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов.

Одно из основных мест в развитии речи детей занимает ручной труд в детском саду. Дети изготавливают различные поделки, игрушки, сувениры и т. д. В процессе работы в непринужденной обстановке необходимо  побуждать их пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине.

6.Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников

      Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей,

создавать творческие игровые ситуации.

       Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

        На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

7.Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей.

 Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно- развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению

или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков. Логопед составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

Ш. Организационный раздел.

8.Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. Организация образовательной деятельности.

МКДОУ д/с №100 организует  воспитательно-образовательный процесс с учетом:

  • возрастных индивидуальных особенностей и социального заказа родителей (законных представителей), предусматривает личностно-ориентированный подход к организации видов деятельности;                      
  • СанПиНа 2.4.1.3049-13;
  • 12-00 часового режима работы с 7.00 до 19.00;
  • продолжительностью занятия 25 минут.

 Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май, июнь.

Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы. В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого- медико-педагогическом совещании при заведующем ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы. С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах в соответствии с утвержденным планом работы.

Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей и составление плана работы на следующий период проходит в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами. Заведующий ДОУ утверждает план работы комбинированной  группы в начале каждого периода работы.. В  старшей и подготовительной группах проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 6-х детей) ежедневно. На работу с одной подгруппой детей в старшей группе — 25 минут, в подготовительной к школе группе — 30 минут.

В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в комбинированных  группах устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне — при переходе детского сада на летний режим работы.

Режим дня на холодный период

Режимные моменты

Прием детей самостоятельная деятельность

7.00-8.00

Зарядка

8.00-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.30

Самостоятельная деятельность детей, подготовка к занятиям

8.30-9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00-10.40

Подготовка к прогулке, прогулка

10.40-12.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

12.00-12.25

Обед

12.25-13.00

Подготовка ко сну, сон

13.00-15.00

Подъем, самостоятельная игровая деятельность

15.00-15.45

 Полдник

15.45-16.10

Чтение художественной литературы

16.10-16.35

Подготовка к прогулке, прогулка

16.35-17.50

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

17.50- 18.10

Подготовка к ужину, ужин                                                                                        

18.10- 18.20

Самостоятельная деятельность детей, уход домой.               

18.20- 19.00

   

Режим дня на теплый период

Виды деятельности

Время проведения

Прием детей

Утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры, самостоятельная деятельность

Познав. развлек.  деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъем, упр. после пробуж-дения, самостоятельная деятельность

Подготовка к ужину, ужин

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

Чтение художественной литературы

Прогулка, игры, уход детей домой

7.00-8.00

8.00-8.25

8.55-9.15

9.15-9.30

9.30-9.55

9.55- 11.15

11.15-11.40

11.40-12.10

12.10-15.30.

15.30-15.45

15.45-16.05

16.05-16.30

16.30-16.50

16.50-19.00

Режим двигательной активности

Формы работы

Виды занятий

Количество и длительность занятий( в мин.)

Физкультурные занятия

а) в помещении

2 раза в неделю(25-30)

б) на улице

1 раз в неделю(25-30)

Физкультурно_ оздоровительная работа в режиме дня

а) утренняя

гимнастика

Ежедневно(8-10)

б) подвижные и спортивные игры  и упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза (утром и вечером)

                                                      (25-30)

в)физкультминутки(в сере-дине статического занятия

3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий

Активный отдых

а) физкультурный досуг

1 раз в месяц(30-45)

б)физкультурный праздник  

2 раза в год до 60 мин.

в) день здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

а) самостоятельное исполь-зование физкультурного и спортивно-игрового обору-дования

Ежедневно

б) самостоятельные  подвижные и спортивные игры)

Ежедневно

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

        Цель: Построение  воспитательно–образовательного процесса, направленного  на  обеспечение единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,  с учетом интеграции  на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом  контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных  особенностей, социального заказа родителей.

        Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

•        явлениям нравственной жизни ребенка;

•        окружающей природе;

•        миру искусства и литературы;

•        традиционным для семьи, общества и государства праздничным  событиям;

•        событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,  День народного единства, День защитника Отечества и др.);

•        сезонным явлениям;

•        народной культуре и  традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил  ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Основная

Вариативная

Формы досуга

Задачи

Перечень праздников и развлечений

Отдых

Развивать желание в свободное время за-ниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы до-суговой деятельности.

Игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки.

Игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки.

Развлечения

Создавать условия для проявления куль-турно-познавательных потребностей, интересов, использовать знания и умения для проведения досуга. Способствовать  появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.

«О музыке П.И Чайковско-го», «О творчестве С.Я.Маршака», «Стихи К.И.Чуковского»,

«Веселые старты», «Зимние состязания»

 « Праздник осени»

«Зимние забавы»,

«Малая олимпиада»»

Праздники

Формировать представления о буднич-ных и праздничных днях, вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, участвовать в их подготов-ке. Воспитывать внимание к окружа-ющим людям, поздравить их, преподнес-ти подарки, сделанные своими руками.

 Новый год, День защитни-ка Отечества, 8 Марта, День Победы, «Осень», «Весна», «Лето»,

«День знаний»,

« Мамин праздник»

«Масленница»

Самос-тоя-тельная деятель-ность

творчество

Создавать условия для развития инди-видуальных способностей и интересов детей, умение и потребность органи-зовать свою деятельность. Развивать умение взаимодействовать с окружа-ющими.

Инсценирование песен, сказок, стихов, забавы с красками и карандашами.

Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и поз-навательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.

«Домашние задания»

«Золотые руки мастеров» «Куклы наших бабушек»

Циклограмма совместной деятельности.

День недели

1 половина дня

2 половина дня

понедельник

1.Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3.Речевые игры и упражнения

4. Наблюдение за природой

1.Сюжетно-ролевые игры

2.Чтение художественной литературы

3.Рассматривание иллюстраций

вторник

1.Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3.Подвижные игры и упражнения

4.Опытно-экспериментальная деятельность.

1.Дидактические игры

2.Развивающие игры логические

3.Игры и упражнение на развитие

среда

1.Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3.Имитационные и подвижные игры

4.Шкатулка изобретателя (бросовый материал)

5. Психогимнастика.

1.Занятия по интересам.

2.Игротерапия

четверг

1.Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3.Социально-нравсвенное воспитание

4.Знакомство с разными видами творчества

1.Занятия по интересам.

2.Коллективные творческие дела

3.Работа над сказкой

пятница

1.Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3.Элементы логоритмики.

4.Разучивание чистоговорок,скороговорок,стихов.

1Труд в группе и на участке.

2.Ручной труд.

3.Беседы.диалоги на разные темы

Расписание   учителя-логопеда Крупенченковой Т.В. на 2018/19 учебный год

День недели

Часы работы

Понедельник

 

8.30-9.00 Индивидуальные занятия

9.00-10.00 Подгрупповые занятия

10.00-12.30 Индивидуальные занятия

Вторник

14.00-15.00 Работа с документацией

15.00-18.00 Индивидуальные занятия

Среда

15.00-16.00 Речевое развитие (12 группа)

16.00-18.00 Индивидуальные занятия

18.00-19.00 Консультации родителей

Четверг

8.30-12.30 Индивидуальные занятия

Пятница

8.30-10.30 Индивидуальные занятия

10.30-11.20 Подгрупповые занятия

11.20-12.30 Индивидуальные занятия

10.Особенности организации педагогического процесса в комбинированных группах для детей с ОНР

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

   Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам

общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и родителей дошкольников.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а воспитатели подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели,  учитель-логопед. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель

Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют  воспитатели и подключают  родителей дошкольников.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением

связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Формы работы в рамках коррекционно-развивающего направления

Специалист

Форма

Задачи, направления

Учитель-логопед

Индивидуальные занятия

Согласно индивидуального коррекционного маршрута

Воспитатель

Индивидуальные логопедические занятия

По заданию логопеда.

Индивидуальные занятия

По итогам результативности фронтальных занятий.

Логопедический комплекс

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, темпо-ритмическая гимнастика (по заданию логопеда).

В течение дня

Закрепление у детей речевых навыков на фронтальных и подгрупповых занятиях.

Расширение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных моментов.

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Дыхательная гимнастика.
Коррегирующие упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики.
Коррекция двигательных навыков.

Музыкальный руководитель

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Развитие координации движений.
Музыкотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие сенсорной культуры.

10.1.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в старшей комбинированной группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 15 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 2 индивидуальных занятия с воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку.

Планирование образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Старшая группа

Вариативный компонент

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Познавательное развитие

3 раза в неделю

1 раз в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

1 раз в неделю

Рисование

2 раза в неделю

1 раз в 2 недели

Лепка

1 раз в 2 недели

1 раз в месяц

Аппликация

1 раз в 2 недели

1 раз в месяц

Музыка

2 раза в неделю

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

2 раза в неделю

Индивидуальные занятия с логопедом

3 раза в неделю

Индивидуальное занятие с воспитателем

2 раза в неделю

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.        

10.2.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей комбинированной группе

Организуя предметно-пространственную развивающую среду в старшей группе,  руководствуемся  возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с ОНР. Прежде всего, учитываем, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.

В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой.

В центре «Играем в театр»  представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Р. С. Немов). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни учим рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Очень важно проведение занятий в групповой лаборатории или центре науки и природы, где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Особое значение имеет использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.

У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.

10.3.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в  подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР проводится в неделю 15 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и по 2-  с воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом.

 Планирование образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Подготовительная группа

Вариативный компонент

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Познавательное развитие

3 раза в неделю

1 раз в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

1 раз в неделю

Рисование

2 раза в неделю

1 раз в 2 недели

Лепка

1 раз в 2 недели

1 раз в месяц

Аппликация

1 раз в 2 недели

1 раз в месяц

Музыка

2 раза в неделю

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

2 раза в неделю

Индивидуальные занятия с логопедом

3 раза в неделю

Индивидуальное занятие с воспитателем

2 раза в неделю

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.        

10.4.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной к школе комбинированной группе.

Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это учтено при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так, в групповой библиотеке имеется достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы, глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.

6 лет — сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.

Детям предоставлена детям возможность для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» имеется картотека разнообразных словесных игр.

Пространственная среда организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающих предметов, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с ОНР при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В таком ситуации взрослый  - равноправный партнер своих воспитанников, он оказывает им необходимую помощь.

В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учтено при организации жизненного

пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.

Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог создает такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносит элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, помогают формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».

Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети используют для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготавливают «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности имеются материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.

11.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении

1. Зеркало .

2. Стульчики  для занятий у зеркала.

3. Полка или этажерка для пособий.

4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).

5. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах.

6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.

9. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.).

10. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.

11. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Москвы и родного города116.

12. Глобус, детские атласы.

13. Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)

Центр науки и природы в групповом помещении

1. Стол для проведения экспериментов.

2. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.

3.Игра «Времена года».

4. Комнатные растения (по программе) с указателями.

5. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

6.Телескоп, лупа.

Центр математического развития

1. Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки).

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур.

3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Кораблик «Плюх-Плюх», «Шнур-затейник» и др.).

4. Рабочие тетради «Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6)

5. Набор объемных геометрических фигур.

6. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели).

7. Счеты, счетные палочки..

Центр «Наша библиотека» в групповом помещении

1. Стеллаж  для книг.

2. Столик, два стульчика, скамейка.

3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики.

4. Книги по интересам о достижениях в различных областях.

5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки,

потешки, игры.

6. Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-самоделки.

7. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам.

3. Кубики с картинками по  темам.

4. . Массажные мячики разных цветов и размеров.

7. Мяч среднего размера.

8. Игрушки-шнуровки.

10. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

11. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.

Центр «Учимся конструировать» в групповом помещении

1. Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.

2. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с деталями разного размера и схемы выполнения построек.

3. Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

4. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

5. Игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки.

6. Кубики с картинками по изучаемым лексическим темам.  

7. Палочки Кюизенера.

Центр «Учимся строить» в групповом помещении

1. Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.

2. Тематические строительные наборы «Город», «Мосты».  

3. Нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и чурочки).

4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т.п.).  

5. Транспорт (мелкий, средний, крупный).

6. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).

7. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Центр художественного творчества

1  Цветной мел.

2. Гуашевые и акварельные краски.

3. Фломастеры, цветные карандаши.

4. Пластилин, глина, соленое тесто.

5. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, лоскутки ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие ракушки и т.п.).  

6. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам.  

7. Доски для рисования мелом, фломастерами.

Музыкальный центр в групповом помещении

1.  Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики), саксафон.

Центр «Играем в театр» в групповом помещении

1. Большая ширма.  

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания  сказок 6. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания этих же сказок.

 Центр сюжетно-ролевой игры в групповом помещении

1.Куклы разных размеров.

2. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол.

3. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

4. Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки»).

5. Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Живая природа», «Времена года», «Цифры и счет», «Вижу,читаю, пишу», « Классицизм: архитектура,литература, живопись, музыка»

11.Методическое обеспечение

    В основу ННОД взяла методические материалы из книг: Н.В.Нищевой «Конспекты логопедических занятий в старшей группе с детьми с ОНР» (СПб.,2006г.), Н.В.Нищевой «Конспекты логопедических занятий в подготовительной  группе с детьми с ОНР»

   Для тематических слайдов применяю визуальный материал О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда» Москва «Владос» 2003.Также используются пособия:

Нищева Н.В.

«Занимаемся вместе»

Домашняя тетрадь (ранний возраст)

С-Пб,2007

Нищева Н.В.

«Занимаемся вместе»

Домашняя тетрадь

(младший возраст)

С-Пб,2007

Нищева Н.В.

«Занимаемся вместе»

Домашняя тетрадь

(средний возраст)

С-Пб,2007

Нищева Н.В.

«Занимаемся вместе»

Домашняя тетрадь

(подготовительная группа 1,2 части)

С-Пб,2007

Нищева Н.В.

Картинный материал к речевой карте.

Методическое пособие

С-Пб,2008

Гомзяк О.С.

«Говорим правильно»

Методическое пособие

«Гном и Д»

Волкова Г.А.

«Методика психолого-логопедического обследования дошкольников с нарушениями речи.Вопросы дифференциальной диагностики»

Методическое пособие

С-Пб,2008

Бендас Т.В.

«Гендерная психология»

Учебное пособие

Питер, 2006

Пятница Т.В.

«Логопедия в таблицах и схемах»

Методическое пособие

Минск,2006

Большакова С.Е.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей»

Методическое пособие

М.,2007

Архипова Е.Ф.

«Стертая дизартрия у детей»

Методическое пособие

М.,2008

Флоренская Ю.А.

«Избранные работы по логопедии»

Методическое пособие

М.,2007

Баскакова И.Л.,Глухов В.П.

«Практикум по психолингвистике»

Методическое пособие

М.,2008

Мухина В.С.

«Возрастная психология»

Методическое пособие

М.,1998

Безруких М.М.

«Проблемные дети»

Методическое пособие

М.,2008

Урунтаева Г.А.

«Детская психология»

Методическое пособие

М.,2006

 Пожиленко  Е.А.

«Волшебный мир звуков и букв»

Методическое пособие

М.,2003г.

Белобрыкина О.А.

«Речь и общение»

Методическое пособие

Ярославль ,1998г.

 Арбекова Н.Е.

Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»,

Методическое пособие

М.,2011г.

Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н.

«Логопедичекские занятия в детском саду старшей группы»

Методическое пособие

М.,2012г.

Анищенкова Е.С.

Практическое пособие по исправлению звукопроизношения к детей для логопедов и родителей»

Методическое пособие

М.,2009г.

Наименование компьютерных программ.

Учимся говорить правильно. Развитие речи.

Домашний логопед. Практический курс.

Несерьезные уроки. Развивай свои способности.

Логопедические упражнения. Коррекция речи.

Страна Буквария.

Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы и животные.

Игры для тигры.

Голоса зверей и птиц.

Веселые уроки. Радионяня.

Программно-методический комплекс «Автоматизация звуков».

Розовая пантера.

Скоро в школу. Сборник интерактивных обучающих программ.

Веселые уроки. Учим звуки.


Приложение 1. Перспективное план деятельности логопеда на 2018/19 уч.г.

Приложение 2. Перспективное план деятельности логопеда на 2019/20 уч.г.

Приложение 3. Комплексно-тематическое планирование в старшей группе.

Приложение 4. Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе.

Приложение 5. Речевая карта обследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и предназначена для работы в средней группе для детей с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...