: "Совместная деятельность воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи".
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за порогом детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секция "Воспитатель-ребенок":

"Совместная деятельность воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи".

Презентацию опыта представит  воспитатель

МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка»:

Муштаева Ольга Дмитриевна.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за порогом детского сада. Известное выражение: «Воспитатель сам должен быть воспитан» — не потеряло своей актуальности и остается непреложной истиной для каждого, кто причастен к делу воспитания.

       С момента вступления федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования дошкольное образование живет в ожидании больших перемен. У всех педагогов возникает огромное количество вопросов: «Как перестроить образовательный процесс?», «Как составить образовательную программу?», «Как повысить культуру педагогической грамотности семьи, воспитывающей ребенка, в том числе  с ограниченными возможностями здоровья?»  и многие  др.

Актуальной проблемой является обеспечение равных стартовых возможностей для детей  с тяжелыми нарушениями речи при поступлении в школу. Эта проблема в нашем учреждении решается с помощью тщательно продуманной системы планирования образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности.

Успех корекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие всех специалистов (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Воспитатель логопедической группы помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач.

Коррекционные задачи, реализуемые воспитателем:

  • Совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
  • Формирование связной речи.

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

  • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
  • Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по задания логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
  • Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).
  • Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу.

Подробно остановимся на совместной деятельности воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста;  это деятельность   отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением, именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Для оптимизации планирования у нас в группе есть ритуалы (на каждый день).

Перечислим основные:

  • индивидуальный диалог с каждым ребенком;
  • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
  • чтение или рассказывание;
  • дидактические упражнения, развивающие игры;
  • творческие игры;
  • наблюдения (в группе, на воздухе);
  • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
  • труд (различные виды);
  • художественно-продуктивная деятельность;
  • музыка;
  • познавательная пятиминутка
  • артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой);
  • пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной.

Такая модель планирования совместной деятельности взрослого и ребенка позволяет нам, педагогам:

  • во-первых, не упустить основных доминант в работе с ребятами,
  • во-вторых, помогает планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

Совместную деятельность взрослых и детей мы проводим согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Утро — это спокойный режимный момент. Основная наша задача  в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Считаем важным провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности по заданию логопеда. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, указываю конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и какая работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

  • игровую деятельность,
  • беседы с детьми,
  • рассматривание предметов и иллюстраций,
  • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Планируем на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные лексические темы и темы, возникшие по инициативе детей.

Планирование прогулки

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Прогулка даёт разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

В процессе наблюдения  проговариваются погодные условия, особенности времени года, выполняются задания учителя-логопеда (например, повторить части дерева), обращается внимание детей на те или иные изменения, проводятся игры по тематике.

При организации любых видов наблюдений используем художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца проводим четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):

1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;
2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;
3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);
4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

Особое внимание обращаем на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.

Планирование работы по развитию движений на прогулке способствует закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышает двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

        Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, предусматриваем индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию    в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

        Сюжетно-ролевые игры.  Организуем игры на бытовые, производственные темы; на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.

реходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.

        Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.  Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Работа по развитию движений рук  проводится регулярно,  ведь только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания  приносят ребенку радость.

Эти упражнения проводятся в соответствии с временем года, погодными условиями,   индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

  • Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
  • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
  • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
  • Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
  • «Угадай на ощупь».
  • Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
  • Скрепление деталей разнообразными способами.
  • Мозаики из различных материалов, пазлы.
  • Игры с водой, с песком.
  • Работа с «печатками» разнообразных форм.
  • Рисование под проговаривание текста.
  • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
  • Игры с веревочкой.
  • Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе мы предусматриваем знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, способами организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитываем время года.

Организация совместной деятельности с детьми во второй половине дня

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планируем и трудовую деятельность детей:

  • уборку групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
  • стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
  • изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
  • устраиваем различные зрелищные мероприятия, развлечения:
  • кукольный, настольный, теневой театры;
  • концерты;
  • спортивные, музыкальные и литературные досуги;
  • слушание аудиокассет, просмотр мультфильмов, познавательных фильмов и многое другое.

В этот период времени планируем работу музыкально-эстетического цикла, работу по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей в режим включено ежедневное  художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Во вторую половину дня ежедневно проводится логопедический час по заданию учителя-логопеда.

Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Виды совместной деятельности детей и воспитателя, организуемые в пордготовительной к школе группе  компенсирующей направленности:

  • Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
  • Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
  • Подвижные игры со звукоподражаниями.
  • Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»).
  • Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).
  • Беседы.
  • Викторины, конкурсы с речевым материалом.
  • Игры с природным материалом.
  • Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
  • Игры-эксперименты (Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится).

Схема развития любого вида  деятельности такова: деятельность сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.

Выполняемые нами требования к  совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:

– добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

– открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе);

– свободное общение и перемещение детей;

– педагогическая поддержка.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности должна распространяться как на проводимые режимные моменты, так и на всю образовательную деятельность.

Достичь дисциплины, действуя в рамках совместной деятельности педагогу приходится не формальным авторитетом взрослого, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребёнка тематики образовательного процесса.

Важным условием успешности в организации любой деятельности  с детьми  является  развивающая предметно-пространственная среда.

В своих играх дети воспроизводят знакомые сюжеты, активизируют словарь, мышление, тренируют память и воображение, совершенствуют коммуникативные навыки. Помогаю  вести диалог, активизирую интерес к теме беседы.

В ходе режимных моментов интересуюсь эмоциональным состоянием ребенка, что немаловажно для развития компонентов родного языка, а также психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. В нашей группе созданы условия для различной деятельности детей: индивидуальной, подгрупповой, групповой, совместно с воспитателем. Содержание игр позволяет ребенку самостоятельно закрепить ту или иную тему, активизировать словарь, развивать мелкую моторику, мышление, память, внимание. Совместные с педагогом игры обретают речевую направленность, помогают закреплять звукопроизношение ребенка.

Приведём пример организации совместной деятельности в ДОУ.

«Вечер загадок» (старший дошкольный возраст).

Педагог загадывает детям загадки о сказочных героях. После каждой правильной отгадки картинка с изображением данного героя крепится на мольберт, проводится игра-беседа «Расскажи о сказочном герое» («Кто это?»«Что он делает?»). Далее ребята делают несложные поделки по принципу «оригами» или рисуют портрет сказочного героя. Проводится викторина «В гостях у сказки» (задаются вопросы: «Почему в сказке «Рукавичка» медведь не впал в спячку?» и т. п.) Отдельные задания требуют самостоятельно проанализировать ситуацию и прокомментировать результат.

Планируя совместную деятельность, ситаем важным определить её структуру. Например, для старших дошкольников структура будет такой:

1. Постановка педагогом задачи и принятие и её всеми участниками.

2. Анализ задачи, детьми осуществляется выдвижение и выбор способов решения задачи.

3. Обсуждение и оценка результатов совместной деятельности.

Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребёнка в образовательном пространстве детского сада.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Мы стремимся дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Деятельность всего педагогического коллектива  логопедической группы подтверждает  хороший  потенциал созданных условий и средств  в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 6 до 7 лет) на 2022 – 2023 учебный год

Ведущие цели реализации Программы — всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, построение системы коррекционно-развивающ...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы  с детьми средней группы  компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...