: "Совместная деятельность воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи".
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за порогом детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost_vospitatelya_s_detmi_v_gruppe_kompensiruyushchey_napravlennosti.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция "Воспитатель-ребенок":
"Совместная деятельность воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи".
Презентацию опыта представит воспитатель
МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка»:
Муштаева Ольга Дмитриевна.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за порогом детского сада. Известное выражение: «Воспитатель сам должен быть воспитан» — не потеряло своей актуальности и остается непреложной истиной для каждого, кто причастен к делу воспитания.
С момента вступления федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования дошкольное образование живет в ожидании больших перемен. У всех педагогов возникает огромное количество вопросов: «Как перестроить образовательный процесс?», «Как составить образовательную программу?», «Как повысить культуру педагогической грамотности семьи, воспитывающей ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья?» и многие др.
Актуальной проблемой является обеспечение равных стартовых возможностей для детей с тяжелыми нарушениями речи при поступлении в школу. Эта проблема в нашем учреждении решается с помощью тщательно продуманной системы планирования образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности.
Успех корекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие всех специалистов (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Воспитатель логопедической группы помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач.
Коррекционные задачи, реализуемые воспитателем:
- Совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Целенаправленная активизация отработанной лексики.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
Основные направления коррекционной работы воспитателя:
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
- Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
- Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по задания логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
- Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).
- Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу.
Подробно остановимся на совместной деятельности воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; это деятельность отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением, именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.
Для оптимизации планирования у нас в группе есть ритуалы (на каждый день).
Перечислим основные:
- индивидуальный диалог с каждым ребенком;
- совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
- чтение или рассказывание;
- дидактические упражнения, развивающие игры;
- творческие игры;
- наблюдения (в группе, на воздухе);
- психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
- труд (различные виды);
- художественно-продуктивная деятельность;
- музыка;
- познавательная пятиминутка
- артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой);
- пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной.
Такая модель планирования совместной деятельности взрослого и ребенка позволяет нам, педагогам:
- во-первых, не упустить основных доминант в работе с ребятами,
- во-вторых, помогает планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.
Совместную деятельность взрослых и детей мы проводим согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.
Планирование утреннего отрезка времени
Утро — это спокойный режимный момент. Основная наша задача в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Считаем важным провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности по заданию логопеда. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, указываю конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает:
- игровую деятельность,
- беседы с детьми,
- рассматривание предметов и иллюстраций,
- короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Планируем на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные лексические темы и темы, возникшие по инициативе детей.
Планирование прогулки
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Прогулка даёт разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
В процессе наблюдения проговариваются погодные условия, особенности времени года, выполняются задания учителя-логопеда (например, повторить части дерева), обращается внимание детей на те или иные изменения, проводятся игры по тематике.
При организации любых видов наблюдений используем художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.
Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца проводим четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):
1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;
2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;
3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);
4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.
Особое внимание обращаем на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.
Планирование работы по развитию движений на прогулке способствует закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышает двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.
Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.
Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, предусматриваем индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.
Сюжетно-ролевые игры. Организуем игры на бытовые, производственные темы; на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.
реходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Работа по развитию движений рук проводится регулярно, ведь только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания приносят ребенку радость.
Эти упражнения проводятся в соответствии с временем года, погодными условиями, индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:
- Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
- Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
- Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
- Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
- «Угадай на ощупь».
- Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
- Скрепление деталей разнообразными способами.
- Мозаики из различных материалов, пазлы.
- Игры с водой, с песком.
- Работа с «печатками» разнообразных форм.
- Рисование под проговаривание текста.
- Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
- Игры с веревочкой.
- Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе мы предусматриваем знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, способами организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитываем время года.
Организация совместной деятельности с детьми во второй половине дня
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
После дневного сна хорошо планируем и трудовую деятельность детей:
- уборку групповой комнаты;
- ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
- стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
- изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
- устраиваем различные зрелищные мероприятия, развлечения:
- кукольный, настольный, теневой театры;
- концерты;
- спортивные, музыкальные и литературные досуги;
- слушание аудиокассет, просмотр мультфильмов, познавательных фильмов и многое другое.
В этот период времени планируем работу музыкально-эстетического цикла, работу по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей в режим включено ежедневное художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Во вторую половину дня ежедневно проводится логопедический час по заданию учителя-логопеда.
Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.
Виды совместной деятельности детей и воспитателя, организуемые в пордготовительной к школе группе компенсирующей направленности:
- Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
- Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
- Подвижные игры со звукоподражаниями.
- Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»).
- Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).
- Беседы.
- Викторины, конкурсы с речевым материалом.
- Игры с природным материалом.
- Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
- Игры-эксперименты (Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится).
Схема развития любого вида деятельности такова: деятельность сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.
Выполняемые нами требования к совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:
– добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
– открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе);
– свободное общение и перемещение детей;
– педагогическая поддержка.
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности должна распространяться как на проводимые режимные моменты, так и на всю образовательную деятельность.
Достичь дисциплины, действуя в рамках совместной деятельности педагогу приходится не формальным авторитетом взрослого, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребёнка тематики образовательного процесса.
Важным условием успешности в организации любой деятельности с детьми является развивающая предметно-пространственная среда.
В своих играх дети воспроизводят знакомые сюжеты, активизируют словарь, мышление, тренируют память и воображение, совершенствуют коммуникативные навыки. Помогаю вести диалог, активизирую интерес к теме беседы.
В ходе режимных моментов интересуюсь эмоциональным состоянием ребенка, что немаловажно для развития компонентов родного языка, а также психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. В нашей группе созданы условия для различной деятельности детей: индивидуальной, подгрупповой, групповой, совместно с воспитателем. Содержание игр позволяет ребенку самостоятельно закрепить ту или иную тему, активизировать словарь, развивать мелкую моторику, мышление, память, внимание. Совместные с педагогом игры обретают речевую направленность, помогают закреплять звукопроизношение ребенка.
Приведём пример организации совместной деятельности в ДОУ.
«Вечер загадок» (старший дошкольный возраст).
Педагог загадывает детям загадки о сказочных героях. После каждой правильной отгадки картинка с изображением данного героя крепится на мольберт, проводится игра-беседа «Расскажи о сказочном герое» («Кто это?», «Что он делает?»). Далее ребята делают несложные поделки по принципу «оригами» или рисуют портрет сказочного героя. Проводится викторина «В гостях у сказки» (задаются вопросы: «Почему в сказке «Рукавичка» медведь не впал в спячку?» и т. п.) Отдельные задания требуют самостоятельно проанализировать ситуацию и прокомментировать результат.
Планируя совместную деятельность, ситаем важным определить её структуру. Например, для старших дошкольников структура будет такой:
1. Постановка педагогом задачи и принятие и её всеми участниками.
2. Анализ задачи, детьми осуществляется выдвижение и выбор способов решения задачи.
3. Обсуждение и оценка результатов совместной деятельности.
Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребёнка в образовательном пространстве детского сада.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Мы стремимся дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Деятельность всего педагогического коллектива логопедической группы подтверждает хороший потенциал созданных условий и средств в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...
Непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи "Прогулка по сказкам"
Конспект занятия...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал представлен картотекой игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи детей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 6 до 7 лет) на 2022 – 2023 учебный год
Ведущие цели реализации Программы — всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, построение системы коррекционно-развивающ...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...