«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ компенсирующего вида через современные формы инновационной деятельности».
статья по логопедии
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ компенсирующего вида через современные формы инновационной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ компенсирующего вида через современные формы инновационной деятельности».
Неотъемлемой частью коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида является организация такой развивающей предметно-пространственной среды, которая может обеспечить развивающий характер всего педагогического процесса. Сегодня, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среда - это определенный комплекс материально-технических средств, санитарно-гигиенических, социально бытовых, эргономических, общественных, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. В п.3.3.5 требований к структуре образовательной Программы дошкольного образовательного учреждения указывается, что «ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь необходимые для реализации образовательной Программы».
Какую же роль в современных условиях может играть инновационная деятельность детского сада для организации развивающей предметно-пространственной среды? Ответ на этот непростой вопрос лежит в основе разработки стратегии развития образовательного учреждения, которую каждое дошкольное учреждение планирует самостоятельно.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» - это образовательное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Миссия детского сада - создание условий для необходимой коррекции речевых нарушений и социальной адаптации воспитанников к школьной жизни, а так же создание оптимальных условий для своевременного, полноценного психического и физического развития воспитанников и укрепления их здоровья. Для нашего детского сада с 2010 г. основное направление инновационного развития - это интеграция компьютерных технологий в коррекционно-образовательный процесс. Для осуществления и воплощения в жизнь идей инновационного развития дошкольного образовательного учреждения, еще около десяти лет назад, началась поэтапная работа по оборудованию компьютерно-игровыми комплексами групповых помещений, обновлению содержания коррекционно-развивающей среды, обучению педагогов элементарным навыкам работы с персональным компьютером. Работа по разработке и реализации грантовых проектов: «В страну чистых звуков» (муниципальный проект, призер второго грантового конкурса 2007 г.), «Хочу здоровым быть!» (региональный проект, призер грантового конкурса проводимого ОАО «ЛУКОЙЛ» 2008 г.), «Давай с компьютером дружить!» (2009 г. муниципальный проект, призер конкурса «ПРОФИ – 2009), направленных на укрепление материально-технической базы ДОУ и информатизацию развивающей предметно-пространственной среды, позволила оборудовать компьютерно-игровыми комплексами 100% помещений детского сада, обновить коррекционно-развивающую среду (оборудовать сенсорную комнату, физкультурный и музыкальный залы), обучить педагогов через бюджетные курсы «Электронный гражданин» работе на персональном компьютере. Идея инновационного развития дошкольного образовательного учреждения прошла путь от формирования до освоения на стадии опытного внедрения, а педагогический коллектив начал разработку и реализацию научно-обоснованной Программы развития детского сада, приобщающей педагогический персонал к исследовательской деятельности в условиях инновационного развития дошкольного образовательного учреждения. Локальная программа развития дошкольной образовательной организации «Детский сад №3» стала победителем в региональном конкурсе среди дошкольных образовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» и обладателем гранта губернатора Нижегородской области в 2010 г.
Основными задачами для инновационного развития нашего учреждения мы наметили следующие:
- Систематизация инновационной деятельности детского сада в соответствии с нормативно-правовой базой дошкольного учреждения;
- Повышение эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей с нарушениями речевого развития через внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения интегрированных форм проведения занятий;
- Обеспечение координации деятельности специалистов ДОУ (учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкального руководителя) и воспитателей по повышению качества коррекционной работы;
- Обеспечение целостности образовательного процесса ДОУ;
- Создание психолого-педагогических условий для обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении на первую ступень образования.
В результате реализации задач Программы развития ДОУ до 2015 г. нам удалось смоделировать такую информационно насыщенную коррекционно-развивающую среду, которая соответствовала требованиям ФГТ и ФГОС: создана библиотека методической литературы по использованию ИКТ в ДОУ (приобретено 21 методическое пособие); создан банк развивающих компьютерных обучающих программ, медиатека с презентациями, банк специализированных и диагностических компьютерных программ и тренажеров, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с дошкольниками; реализован план работы методической службы ДОУ по повышению ИКТ-компетентности педагогов; (анализ исследования уровня развития ИКТ- компетентности педагогов с сентября 2012 по апрель 2015 показывает динамику развития навыков использования ИКТ, которая составляет 34.5% по основным компетенциям владения ИКТ (см. диаграмму 1 ):
Диаграмма 1.
Сводная диаграмма
ИКТ-компетентности педагогов
сентябрь 2012-апрель 2015
-разработаны перспективные планы использования мультимедийных презентаций и интерактивных игр в процессе организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, математике, изо и логопедических формах НОД;
-созданы дополнительные точки выхода в интернет (5 по ДОУ), приобретено необходимое компьютерное оборудование (3 компьютера, 3 ноутбука, 2 мультимедийных проектора. В настоящее время в МБДОУ «Детский сад №3» имеется 6 точек доступа в Интернет, имеется 9 стационарных компьютеров и 7 ноутбуков, в группах, музыкальном зале, кабинете педагога-психолога имеются мультимедийные проекторы.
Но в связи с модернизацией системы образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), вновь возникла необходимость перехода педагогического коллектива на современные образовательные программы дошкольного образования и инновационные формы работы с детьми и родителями. Перед ДОУ встала задача разработки новой Программы развития, которая в стратегии развития определяет непрерывное преобразование коррекционно - образовательного пространства ДОУ, обеспечивает оснащение современным оборудованием групп и кабинетов специалистов, расширяет информационные возможности развивающей предметно-пространственной среды.
Развитие образовательного учреждения не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, в котором проявляется профессиональный уровень педагогического коллектива, « …при этом содержание образования должно быть ориентировано на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост и развитие способностей» (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.). Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития, по словам Ю.П. Азарова, А.В. Петровского «… качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций».
Основной идеей инновационного развития ДОУ «Детский сад №3» сегодня является - необходимость сохранения достигнутого уровня качества коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной работы, а так же существующей динамики инновационного развития ДОУ за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения. Нововведением является разработка инновационной модели взаимодействия педагогов ДОУ по активизации коррекционно-развивающей, образовательно-воспитательной работы посредством дальнейшего внедрения в образовательный процесс интерактивных и мультимедийных средств.
Использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании, основанное на интерактивных методах дает возможность расширить творческие способности педагога, как непосредственного участника образовательного процесса, а так же оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников с нарушениями речи.
Для реализации идеи инновационного развития в ДОУ «Детский сад №3» в настоящее время имеется научный и инновационный потенциал. В 2010 – 2013 г.г. «Детский сад №3» компенсирующего вида имел статус экспериментальной площадки в Нижегородском институте развития образования по теме: «Разработка педагогической технологии по внедрению интегрированных форм обучения в коррекционно-развивающий процесс дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида» под руководством профессора, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Сековец Л.С. Результатом экспериментальной работы стало разработанное методическое пособие: «Методические рекомендации к электронной речевой карте для детей с ОНР III уровня 1-го и 2-го года обучения в условиях ДОУ компенсирующего вида (авторы: Кобзарь Л.В., старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБО ДПО НИРО, учителя-логопеды МКДОУ «Детский сад №3» г. Дзержинск Клочкова Н.А., Кошечкина Е.В., Прыгунова Л.В. 17.12.2013 года было получено экспертное заключение №171 ГБОУ ДПО НИРО на данное методическое пособие.
В 2014 – 2015 г.г. и по сегодняшний день МБДОУ «Детский сад №3» компенсирующего вида является стажировочной площадкой Нижегородского института развития образования, работающей как методический центр для других образовательных организаций Нижегородской области по проблемам коррекционно-развивающего образования и сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательных организациях.
Сегодня основной целью развития нашего учреждения является - создание информационно-образовательной среды в ДОУ, основанной на интерактивных средствах обучения, способствующей развитию личности ребёнка с речевыми нарушениями в разных видах общения и деятельности с учётом их индивидуальных, физиологических, психологических и возрастных особенностей и обеспечивающей равные стартовые возможности для успешного обучения выпускников в школе. Достижение поставленной цели в современных условиях возможно, при решении следующих задач:
- Создать такое информационно-образовательное пространство в ДОУ, которое способствует коррекции речевых нарушений и развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка.
-Разработать инновационную модель взаимодействия педагогов ДОУ по активизации коррекционно-развивающей, образовательно-воспитательной работы посредством дальнейшего внедрения в образовательный процесс интерактивных и мультимедийных средств.
- Обогатить образовательную среду ДОУ интерактивным оборудованием SMART Board и развивающим сенсомоторным интерактивным оборудованием.
- Разработать и взять за основу при осуществлении образовательной деятельности систему перспективного планирования интерактивных форм образовательной и коррекционной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
- Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОУ в вопросах использования интерактивных форм и методов образовательной деятельности.
- Продолжить работу по сопровождению и консультированию семей воспитанников по вопросам образования и развития детей с ОНР и повышению уровня компетенции родителей в вопросах детской педагогики, психологии и логопедии. Содействовать активному включению родителей в образовательный процесс.
Сегодня педагогический коллектив нашего ДОУ высокопрофессионален, прослеживается стабильная динамика профессионального роста педагогов через курсы повышения квалификации и аттестацию педагогов. (см. таблица 1.) В группах компенсирующей направленности работают 20 педагогов, среди них:
Таблица 1.
Сводная характеристика по
педагогическим кадрам
«Детский сад №3»
компенсирующей направленности
Всего педагогов | Из них имеют образование: | Стаж педагогической работы | |||||
21 человек | высшее | неполное высшее | ср-спец педаг. | до 5 лет | 5-10 лет | 10-15 лет | 15 и более |
11 | 1 | 9 | 1 | 2 | 1 | 17 |
Средний возраст педагогов- 42 года, что говорит о высокой работоспособности и энергичности кадров.
По мнению Н.В. Нищевой «Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности».
На протяжении последних лет мы старались организовать коррекционно-развивающую среду в нашем ДОУ на основе рекомендаций ФГОС ДО. Сегодня мы имеем среду, которая соответствует возрастным возможностям детей с ОНР и Адаптированной образовательной программе ДОУ «Детский сад №3». Микро и макро среда ДОУ оснащена компьютерной, мультимедийной, интерактивной техникой, игровыми и спортивными пособиями, материалами. В образовательной и коррекционно-развивающей деятельности используются лицензионные специализированные компьютерные программы и тренажеры: «Картина мира» автор О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская Е.Л. Гончарова; «Радуга в компьютере», «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И., логопедический тренажер «Дельфа-142», «Игры для Тигры» автор Л.Р. Лизунова, логопедические тренажеры сайта Мерсибо, интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет (издательство «Учитель»). Разработан и активно используется авторский диагностический материал для обследования речи «Электронная речевая карта».
Образовательное пространство в ДОУ организовано так, что позволяет обеспечивать все виды детской деятельности, оно эмоционально насыщено и дает возможности для самовыражения детей. Содержание РППС зонировано в соответствии с рекомендациями К.Ю. Белой. В каждом уголке имеется необходимый набор игр, игрушек, пособий, оборудования в зависимости от возраста ребенка и этапа коррекционной работы. Почти в каждом уголке условными маркерами обозначена индивидуальная коррекционная работа по заданию учителя-логопеда. Кроме того, в каждой группе имеется речевой уголок для совместной работы воспитателя и детей во время, отведенное воспитателю для коррекционной работы. Предметно-пространственная среда имеет возможность трансформации, в зависимости от образовательной ситуации, возраста и учета зоны ближайшего развития детей с речевыми нарушениями. В групповых помещениях используются полифункциональная мебель, оборудование, интерактивные игрушки, а также разнообразные материалы, обеспечивающие свободный выбор детей. Все уголки в группах доступны для детей, дают возможность для самостоятельного выбора детской деятельности. Создавая среду, мы в первую очередь, старались сделать ее безопасной.
Участие ДОУ в инновационной деятельности позволило не только смоделировать развивающую предметно-пространственную в соответствии с современными требованиями, но и значительно (на 30%) повысить кадровый потенциал. Педагоги детского сада постоянно находятся в педагогическом поиске, участвуют в различных конкурсах, вебинарах, конференциях, семинарах, расширяют свой профессиональный уровень через курсы переподготовки и повышения квалификации. Кроме того, растут показатели коррекционно-развивающей работы, значительно укрепилась и расширилась материально-техническая база ДОУ. По итогам конкурса ПНПО в 2016 г., детский сад уже второй раз стал победителем среди дошкольных образовательных учреждений внедряющих инновационные программы и получил грант губернатора Нижегородской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие положения организации учебного процесса в детских садах компенсирующего вида(для детей с нарушениями зрения)
В работе представлены основные задачи, принципы для организации учебного процесса. Также огромную роль играет взаимосвязь работы всех специалистов коррекционного детского сада....
Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида
В статье представлен опыт клубной работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....
Доклад на ММО для воспитателей по изобразительной деятельности. Организация работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.
Докладна ММО для воспитателей по изобразительной деятельностиОрганизация работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения....
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием как эффективная форма инновационной деятельности
laquo;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л.С. Выготский....
Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...
Презентация к проекту "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА"
Актуальность: дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя н...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...