Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием как эффективная форма инновационной деятельности
методическая разработка по логопедии на тему

Пингина Инна Владимировна

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком».

Л.С. Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием как эффективная форма инновационной деятельности

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда 
опирается на определённую стадию 
развития, проделанную ребёнком».

Л.С. Выготский.

          Уважаемые коллеги! (слайд)

Позвольте представить вашему вниманию опыт   работы по организации преемственности детского сада и школы.

  (слайд)  В   настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится организация непрерывности и преемственности дошкольного и начального общего образования.      

  Преемственность рассматривается нами как объективная и необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Переход из одних педагогических рук в другие - сложный, а порой и стрессовый момент в жизни ребенка.

 (слайд) Наше образовательное учреждение и «Средняя общеобразовательная школа №25 на протяжении 4-х лет вели работу по преемственности  между дошкольным и начальным общим образованием.

   (слайд)    Целью совместной работы педагогов ДОУ и школы  является создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.

(слайд) В своей работе мы определяем преемственность  как целостное развитие личности ребёнка, рассматривая его с двух сторон: (слайд)     

  • на дошкольной ступени образования  - формирование фундаментальных личностных качеств ребёнка, служащих основой успешного школьного обучения;
  • школа же, как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Говоря о проблеме преемственности между детским садом и школой, можно отметить, что это становится возможным только при условии личной заинтересованности педагогов-дошкольников и учителей начальной школы.

(слайд)     В логопедическую работу  по преемственности   я включила     следующие направления:  

  • Методическая работа
  • «Школята  и  дошколята» (работа с детьми).
  • «Родительский университет логопедический факультет»

(слайд) Методическая работа осуществлялась через следующие активные формы

       (слайд) Совместные заседания методических объединений учителей начальных классов и воспитателей по вопросам эффективности совместной работы по подготовке детей к обучению в школе.

 Мной был предоставлен материал  по темам:

                        «Речевая готовность ребенка к школе»

(слайд)   «Обучение детей рассказыванию»

(слайд)   «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихов».

         

  • (слайд)   Проведение выставок  педагогических идей.
  • (слайд)   Семинаров – практикумов, по теме «От звука и буквы в мир речи».
  • (слайд)  «Грамматика в играх и картинках»  
  •  (слайд)   Дни открытых дверей,  ежегодно  совместно с учителем начальных классов  проводится интеллектуальная игра (слайд)  «Умники и умницы»
  • (слайд)   Логопедические и коммуникативные тренинги.
  • (слайд)   Взаимопосещение логопедических занятий и уроков. После чего обменивались опытом использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и учителя логопеда по развитию речи.
  • (слайд)   Разработали совместно с учителями начальных классов единую систему диагностики.

      Результаты  итоговой диагностики воспитанников ДОУ передаются в школу – они учитываются при разработке ООП  НОО, учебных рабочих программ учителей начальных классов;

      По тем же критериям школа проводит стартовую диагностику уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода (3-4 недели сентября),  которая отражает особенности развития детей в период перехода к новому виду деятельности – учению.

Слайд Следующее направление «Школята и дошколята»

(слайд)   Готовность дошкольника к предстоящему обучению выражается в мотивации к учебе, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям, в способности сознательно управлять своим поведением. С учетом этого важно формировать у детей положительную школьную мотивацию, которая предусматривает:

  • заинтересованное отношение к учебе и учебной деятельности;
  • наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям.

  слайд   Целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей формируется через различные виды детской деятельности.

  • Игровую
  • Коммуникативную
  • Трудовую
  • Двигательную
  • Познавательно – исследовательскую
  • Музыкально – художественную
  • Восприятие художественной литературы (как особый вид детской деятельности)
  • Продуктивную

(слайд)   Готовить дошкольников к грядущим переменам, связанным с поступлением в школу, следует в привычных условиях, постепенно вводя новые установки и внося изменения в предметно – развивающую среду в ДОУ

    (слайд)     В гости к будущим первоклассникам  ежемесячно приходят выпускники предыдущих лет

(слайд)   Совместно со школьниками воспитанники детского сада  подобрали художественную литературу на школьную тематику «Школьная библиотека» (слайд)   оформили тематические папки о школе с фотографиями и иллюстрациями, альбом загадок, пословиц и поговорок, (слайд)   подчеркивающий значение книги, учебы и труда,  стихов о школе. (слайд)   С детьми проводили  беседы о школе, учителях, рассматривали школьные принадлежности, придумывали загадки о них, (слайд)   решали  ИОС «Что возьмем с собой в школу», разгадывали ребусы  (слайд)   Через  развивающие игры и упражнения на  развитие памяти, мышления речи, (слайд)   словесные и дидактические  на школьную тематику, (слайд)   конструктивные, где первым этапом было строительство школы (слайд)    (приобрели игрушечные парты, портфели, школьные принадлежности, обшили кукол – школьниц) затем организовали  сюжетно- ролевую  игру «Школа».  Это способствовало формированию у  будущего первоклассника мотивационной готовности к школьному обучению.   (слайд)    Работа с воспитанниками предусматривала экскурсии в школу. школьную библиотеку, спортивный зал. Будущие  первоклассники  познакомились, с классом, с историей школы, рассматривали школьные  фотографии  своих родителей.

 (слайд)    В рамках дня открытых дверей  мной,  Светланой Викторовной Бызовой – учителем начальных классов  и детьми были проведены  

(слайд)   Интеллектуальная игра (слайд)   «Лабиринт знаний».

(слайд)   Интерактивная игра (слайд)   «Зимняя сказка»

(слайд)   Маркер учит говорить, где школьники брали на себя роль учителя.

(слайд)   Неповторимые эмоции получают дети от совместного  взаимодействия  со школьниками.  Праздники, спортивные мероприятия, концерты, КВНы; (слайд)   музыкально-литературные вечера, совместная социально – значимая деятельность: субботники, акции; способствуют развитию инициативности. способности к творческому самовыражению, компетентности в различных формах сотрудничества, порождает желание  стать школьником. (слайд)    В свою очередь учителя, участвующие в праздниках, знакомятся с будущими первоклассниками, что помогает им быстрее наладить контакт с детьми и родителями в непринужденной обстановке в ходе досуговой деятельности.

Целью данных встреч является не обучение детей каким-то навыкам, умениям, а осознание ими понятия «школа». Важно, чтобы они познакомились поближе с другой жизнью, которую им в скором времени придется открыть для себя, а также с учителями и другими детьми, уже посещающими школу.

(слайд)    «Родительский университет логопедический факультет»

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители, без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить данную работу. (слайд)    Для этого использую активные и интерактивные  формы сотрудничества с семьей, которое ведется на протяжении всего учебного года.

(слайд)   Для выявления уровня  знаний, факторов, определяющих у детей желание идти в школу родителям предлагается опросные листы, анкеты, интервьюирование «Готов ли Ваш ребенок к школьному обучению». (слайд)    Индивидуальные беседы «Как воспитать у ребенка положительное отношение к школе» «Факторы успешной подготовки и адаптации к школе»

(слайд)   Оформляются информационные стенды, папки – передвижки с рекомендациями специалистов ДОУ и учителей, встречи за «Круглым столом», семинары – практикумы родительский клуб «Родительский университет – логопедический факультет»,  проведение совместных мероприятий, (слайд)   родительских собраний, где учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, для желающих проводятся индивидуальные консультации. Данные мероприятия обеспечивают родителям колоссальную поддержку, так как они могут задать интересующие вопросы не только учителям школы и учителю логопеду, но и родителям, которые в неформальной обстановке рассказывают о трудностях и достижениях ребенка в речевом развитии. Данные  формы работы повышают педагогическую компетентность родителей, снимают тревожность в отношении будущего обучения их ребенка, дают  возможность понять, что они не одни, есть люди готовые помочь в решении важных для них вопросов обучения детей.

(слайд)   В заключении хочется сказать, что установление связи и творческого сотрудничества между детьми ДОУ и школы педагогами и родителями  – необходимое условие  успешного решения задач преемственности.

 Только заинтересованность обеих сторон (ДОУ и школы) и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выигрывают от этого все особенно дети. И ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

(слайд)   Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир, общая формация культурно-образовательного пространства, помогающая «особому» ребенку адаптироваться в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»

Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...

Преемственность и инновационность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального общего образования

•Стандарт  представляет собой совокупность обязательных  требований к дошкольному образованию. Требования  к  структуре               ...

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.

Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....

консультация для педагогов "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием"

Цель консультации - психологическое просвещение педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. На консультации педагогам предоставляется информация о преемствен...

План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...

Статья "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...