Доклад на ММО для воспитателей по изобразительной деятельности. Организация работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Гостяева Светлана Евгеньевна

Доклад

на ММО для воспитателей по изобразительной деятельности

Организация работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад 24.44 КБ
Файл презентация к докладу 2.68 МБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45

Доклад

на ММО для воспитателей по изобразительной деятельности

Организация работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.

        Подготовила старший воспитатель I кв. кат. Гостяева С. Е.

Дата «_____»_____20_____г

Химки 2016

Взаимодействие семьи и детского сада является очень важным звеном в воспитании ребёнка с нарушением зрения, так как главное место в воспитании таких детей отводится семье. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к детям с нарушением зрения.

Большинство родителей не осведомлены о структуре коррекционного образования и не понимают возможностей коррекционно-развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида.

Организация работы с родителями является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Слайд 2.

В процессе работы с детьми с нарушением зрения и их родителями педагоги ДОУ перед собой ставят следующие цели:

  1. Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  2. Обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с нарушением зрения

Слайд 3.

Реализуя эти цели, педагоги решают следующие задачи:

  1. Формирование понимания родителями проблем их ребенка, а именно постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем, и позиции противопоставления себя социуму, и переходу к позиции взаимодействия;
  2. Коррекция взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям);
  3. Коррекция внутреннего психологического состояния родителей, осуществление их личностного роста в процессе взаимодействия со своим ребенком и повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

Слайд 4.

В процессе коррекционно –педагогической работы педагоги и специалисты ДОУ  организовывают  помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения:

1 привлекают родителей к воспитательно – образовательному процессу в работе с детьми (педагоги ДОУ убеждают родителей, что именно в их участии очень нуждаются дети).

2. Формируют увлечение родителей процессом развития детей (показывают родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для их детей достижений).

3. раскрывают перед родителями возможности личного поиска творческих подходов к обучения детей с патологией зрения и личного участия в исследовании их возможностей.

В процессе ознакомления родителей с коррекционной работой в ДОУ у них формируется адекватное отношение к состоянию зрения детей его коррекции и работоспособности дошкольников с нарушением зрения в процессе всех режимных моментов.  

Слайд 5.

Мы выделили три направления в работе с родителями:

- обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребёнка, особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка) ;

- повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми) ;

- оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей (индивидуальные консультации различных специалистов: учителя – логопеда, учителя – дефектолога (тифлопедагог), врача – офтальмолога, родителям предоставляется информация в уголках для родителей).

Наша задача сориентировать родителей в различных аспектах проблемы нарушений зрения у детей и построить взаимоотношения со своим ребенком, научиться понимать его, увидеть его возможности и получить радость от общения.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и

     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и    

     компенсации зрительной недостаточности.

Художественно-эстетическое развитие дошкольника с нарушением зрения  имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства, как считают многие, а главное - всесторонне развивает его как личность. К сожалению, не все родители понимают это. Некоторые из них считают, что основной задачей в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания, по их мнению, не обязательно отводить много времени.  

Слайд 6.

В детском саду уделяется достаточно много внимания работе по художественно – эстетическому развитию детей с патологией зрения.

Занятия по  музыке, рисованию, лепке, аппликации,

художественному конструированию

Развивающая предметная среда в группах

Музыкальные развлечения, праздники, выставки,

участие детских работ в оформлении детского сада.

Исходя из вышеизложенного, работу детского сада с родителями по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников можно представить следующим образом:

Слайд 7.

Организация работы с родителями

по художественно - эстетическому развитию детей с нарушением зрения

Информационный блок -

Ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значением в развитии ребенка с нарушением зрения :

-  родительские собрания;

-  консультации (индивидуальные  и подгрупповые);

-  наглядный материал в «Родительских уголках»;-  

-  анкетирование;

-  Дни открытых дверей.

Практический блок -

Демонстрация достижений детей  (музыкальная, изобразительное творчество, ручной труд); совместные мероприятия (дети-родители-педагоги):

-  музыкальные праздники и развлечения.

-  тематические выставки детского творчества;

-  совместные выставки детей и родителей.

-  помощь в организации мини-музея в группе.

 -мастер – классы

- проектная деятельность

Слайд 8

Основной задачей информационного блока является создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребенка через

  • развитие интереса к искусству (посещение театров, музеев, выставок, концертов; просмотр специальных телепрограмм, чтение художественной литературы…);
  • приобщение к различным видам художественной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);
  • создание дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда…);
  • совместная художественная деятельность детей и родителей;
  • учет индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка.

Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны - родители - дети - педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга.  Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги,  и родители.

На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям».  

Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что данная работа представляет собой интересную современную модель по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствуют укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения по художественно – эстетическому развитию. Презентацию подготовила старший воспитатель I кв. кат. Гостяева С. Е. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45

Слайд 7

Организация работы с родителями по художественно – эстетическому развитию детей Информационный блок Практический блок

Слайд 8

Создание в семье условий для художественно – эстетического развития ребенка

Слайд 9

Совместные выставки детей и родителей в группах

Слайд 10

Совместные выставки детей и родителей в ДОУ

Слайд 11

Музыкальные праздники, день открытых дверей Посещение музея

Слайд 12

Совместные проекты с родителями



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45

Консультация для родителей

«Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения»

        Подготовила старший воспитатель

 выс. кв .кат. Гостяева С. Е.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

 

На психическом развитии ребенка с нарушенным зрением  сказывается время появления зрительного дефекта и степень нарушения зрения, наличие и тяжесть других нарушений здоровья, а также эффективность лечения и психолого-педагогической коррекции, ситуация в семье и др.

Чем раньше возникает дефект и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее может нарушиться психическое развитие вторично, даже если исходно ребенок имел только нарушение зрения и не было никакой сочетанной патологии.

У слабовидящих детей возникают те же проблемы в развитии, что и у слепых, но менее выраженные.

Ситуация осложняется тем, что многие дети с нарушениями зрения как раз исходно имеют и другие нарушения здоровья.

На формирование личности ребенка с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека.

При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению.

Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии (слабость мышц).

Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др.).

Из других особенностей развития моторики нужно отметить почти полное отсутствие хватательного рефлекса у младенцев со зрительными нарушениями.

Ребенок не тянется к объектам,  долго не начинает ползать, такие дети также долго не могут научиться стоять, даже придерживаясь, и ходить. Дети ползают ногами вперед, боясь ушибов головы. Формирование навыка ходьбы может запаздывать  на 2-3 года. Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития.

Однако у большинства  детей со зрительными нарушениями речь не нарушается, но сужена сфера активного общения,  познавательной деятельности и подражания.

Часто у незрячих наблюдается вербализм, когда они используют в речи большой лексический запас слов, не всегда зная их значения. Поэтому при обучении нужно обращать на это внимание и, тогда возможно, чаще применять наглядность, учить практическому использованию знаний и навыков.

Важным органом восприятия предметов у детей с нарушениями зрения является рука, и  у них должны быть хорошо развиты кистевой, ладонный и пальцевой способы восприятия.

Незрячие должны уметь считывать тактильно рельефнографические изображения.

Еще И.М.Сеченов отмечал сходство тактильного и зрительного восприятия.

Однако при слепоте и слабовидении непосредственно может быть отражено меньше свойств и признаков предметов. Возникают проблемы с восприятием цвета, эстетическим восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия. Например, трудно воспринять картины природы.

Дифференцировка и зрительная сосредоточенность у слабовидящих снижены.

Что касается памяти у слепых и слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти.

Зрительная память ослаблена или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры.

У слепых и слабовидящих детей снижены активность, мотивационная сфера, потребности и интересы.

Вместе с тем, зрительный дефект никак не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер, темперамент и пр.

Значит, нарушение зрения оказывает влияние лишь на отдельные компоненты личности, но не в такой степени, чтобы радикально ее перестроить.

Отбор детей в специальные коррекционно-образовательные учреждения производит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Основная задача ПМПК - подобрать тип  учреждения, учитывая психические особенности  ребенка и его зрительные возможности. 

Зрение играет ключевую роль в раннем развитии детей. Серьезное зрительное нарушение, врожденное или возникшее рано, может самым драматическим образом повлиять на общее развитие ребенка. Области функционирования, наиболее зависимые от развития зрения, в которых зрение играет очень важную роль и которые могут вторично нарушаться у ребенка со зрительными нарушениями: общий уровень бодрствования, общение, моторика, включая глазодвигательные функции, ориентация в пространстве, умение сохранять равновесие, спонтанное обучение, развитие языка, взаимоотношения со сверстниками и эмоциональная сфера. Для младенцев наиболее актуальны, в плане использования зрения и опасности возникновения вторичных нарушений, такие области функционирования как общий уровень бодрствования, общение, моторика, включая глазодвигательные функции, ориентация в пространстве и умение сохранять равновесие. Абилитация ребенка со зрительными нарушениями должна состоять в том, чтобы активизировать использование зрения, если оно имеется, и компенсаторных функций, а также предотвратить указанные вторичные нарушения.

В большинстве случаев зрительные нарушения врожденные или возникают в младенческом возрасте. Примером приобретенного в младенчестве заболевания, в ряде случаев приводящего к серьезным зрительным нарушениям и даже слепоте, может служить ретинопатия недоношенных, возникающая тем чаще, чем больше степень недоношенности младенца. Определенная опасность возникновения серьезной глазной болезни существует и у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Необходимо помнить, что в возрасте около трех лет имеется риск развития злокачественной опухоли глаза - ретинобластомы.

Некоторые наследственные заболевания сетчатки начинают проявляться только в старшем дошкольном возрасте. Все это подчеркивает важность регулярных обследований зрения детей в дошкольном возрасте.

Доля слабовидящих и слепых в общей популяции детей, к счастью, невелика и составляет десятые доли процента. Однако в группах детей, имеющих другие нарушения, доля детей со зрительными нарушениями значительно выше. Получается, что большинство детей со зрительными нарушениями нужно искать в группах детей, уже имеющих другие нарушения. Таким образом, большинство детей со зрительными нарушениями - это дети со множественными нарушениями. Следует помнить, что группами риска по развитию зрительных нарушений являются дети с нарушениями моторики, слуха и умственного развития, и эти дети особенно нуждаются в оценке зрения. Абилитация ребенка со множественными нарушениями, включая зрительные, должна проводиться с учетом всех этих нарушений. Она трудна и нередко представляет собой вызов для специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...

Общие положения организации учебного процесса в детских садах компенсирующего вида(для детей с нарушениями зрения)

В работе представлены основные задачи, принципы для организации учебного процесса. Также огромную роль играет взаимосвязь работы всех специалистов коррекционного детского сада....

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения «В мире и дружбе», образовательная область «Социализация»

Программное содержание:Цель. Продолжать закреплять  представление о том, что планета   Земля-это дом для всех людей, который нужно любить. Закрепить представление об индивидуальных особ...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Повышение компетентности родителей в осуществлении коррекционно-педагогической работы по развитию зрительных функций у детей посредством дидактических игр....