Развитие графомоторных функций
статья по логопедии

Сычева Гульфия Коттусовна

Развитие графомоторных функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnoe_obosnovanie_raboty.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальное обоснование работы по развитию графомоторных функций.

Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, и в отечественной литературе для подобных нарушений используется термин «стертая дизартрия». Выбор термина остается дискуссионным, так как имеющееся терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозалогичекую самостоятельность данной группы речевых расстройств. Для всех детей со стертой дизартрией характерно стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения, в основе которого лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся, в частности, в моторной недостаточности двигательной сферы, обусловленной диспраксическими расстройствами.

Специфика предлагаемой коррекционной работы - нормализация мелкой моторики кистей и пальцев рук детей со стертой дизартрией, подготовка руки к письму при помощи кинезотерапии (лечение движением) и специально организованного коррекционного обучения.

В основу данной работы были положены исследования Н.А. Бернштейна в области физиологии движений. Бернштейн относил речь к высшему уровню организации движений. В связи с этим процесс письма, включающий в себя целый ряд специальных операций, в том числе перевод кинем в графемы, требует наличия определенного уровня подготовки руки ребенка.

Коррекция мелкой моторики является частью коррекции моторной сферы и проводится в совокупности с общим и артикуляторным массажем, коррекцией дыхательных и голосовых расстройств.

Для определения уровня недоразвития мелкой моторики нами была разработана диагностика нарушений движений кистей и пальцев рук у исследуемой группы детей. Диагностика включала:

  1. выполнение движений кистями и пальцами рук поочередно и одновременно по заданию логопеда (по подражанию или по словесной инструкции);
  2. исследование разнообразных действий с предметами;
  3. исследование и  анализ результатов различных  видов изобразительной деятельности.

На основе данных диагностики мы разработали перспективное планирование, в котором определили цели, задачи, этапы работы, методы и приемы коррекции движений кистей и пальцев рук и подготовки руки к письму.

Результаты работы были представлены в виде сравнительной таблицы, дающей возможность проследить механизм коррекции мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Особенности графомоторных функций у детей с двигательными нарушениями.

Характер затруднений при формировании графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича находится в прямой зависимости от двигательного дефе...

Использование игрового оборудования для развития графомоторной функции у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для родителей. Данные рекомендации могут использовать родители для выполнения домашних заданий логопеда в интересной игровой форме в домашних условиях....

«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»

Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....

Развитие графомоторных функций и мелкой моторики у детей с ОВЗ

С детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой м...

План программа по теме " Развитие речевых способностей и графомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста"

 цель:- показать возможности нового подхода к пониманию значения развития мелкой моторики руки как средства повышения уровня речевого развития и познавательных способностей дошкольников, и...

Развитие графомоторных функций

Развитие графомоторных функций...