Развитие графомоторных функций
статья по логопедии
Развитие графомоторных функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptualnoe_obosnovanie_raboty.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальное обоснование работы по развитию графомоторных функций.
Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, и в отечественной литературе для подобных нарушений используется термин «стертая дизартрия». Выбор термина остается дискуссионным, так как имеющееся терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозалогичекую самостоятельность данной группы речевых расстройств. Для всех детей со стертой дизартрией характерно стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения, в основе которого лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся, в частности, в моторной недостаточности двигательной сферы, обусловленной диспраксическими расстройствами.
Специфика предлагаемой коррекционной работы - нормализация мелкой моторики кистей и пальцев рук детей со стертой дизартрией, подготовка руки к письму при помощи кинезотерапии (лечение движением) и специально организованного коррекционного обучения.
В основу данной работы были положены исследования Н.А. Бернштейна в области физиологии движений. Бернштейн относил речь к высшему уровню организации движений. В связи с этим процесс письма, включающий в себя целый ряд специальных операций, в том числе перевод кинем в графемы, требует наличия определенного уровня подготовки руки ребенка.
Коррекция мелкой моторики является частью коррекции моторной сферы и проводится в совокупности с общим и артикуляторным массажем, коррекцией дыхательных и голосовых расстройств.
Для определения уровня недоразвития мелкой моторики нами была разработана диагностика нарушений движений кистей и пальцев рук у исследуемой группы детей. Диагностика включала:
- выполнение движений кистями и пальцами рук поочередно и одновременно по заданию логопеда (по подражанию или по словесной инструкции);
- исследование разнообразных действий с предметами;
- исследование и анализ результатов различных видов изобразительной деятельности.
На основе данных диагностики мы разработали перспективное планирование, в котором определили цели, задачи, этапы работы, методы и приемы коррекции движений кистей и пальцев рук и подготовки руки к письму.
Результаты работы были представлены в виде сравнительной таблицы, дающей возможность проследить механизм коррекции мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Особенности графомоторных функций у детей с двигательными нарушениями.
Характер затруднений при формировании графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича находится в прямой зависимости от двигательного дефе...
Использование игрового оборудования для развития графомоторной функции у детей старшего дошкольного возраста.
Материал для родителей. Данные рекомендации могут использовать родители для выполнения домашних заданий логопеда в интересной игровой форме в домашних условиях....
Конспект логопедического занятия: " Развитие графомоторных навыков c использованием авторской технологии «Росчерки», созданной на основе методики развития графомоторных навыков Евгения Шулешко".
В конспекте использованы элементы авторской технологии "Росчерки"....
«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»
Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....
Развитие графомоторных функций и мелкой моторики у детей с ОВЗ
С детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой м...
План программа по теме " Развитие речевых способностей и графомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста"
цель:- показать возможности нового подхода к пониманию значения развития мелкой моторики руки как средства повышения уровня речевого развития и познавательных способностей дошкольников, и...
Развитие графомоторных функций
Развитие графомоторных функций...