Развитие графомоторных функций и мелкой моторики у детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Зяблова Елена Олеговна

С детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_razvitie_grafomotor_funktsiy.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда-дефектолога

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием.

Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки. Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Для успешного овладения графомоторными навыками у ребенка должны быть сформированы следующие функции:

- мелкая моторика;

- зрительное восприятие;

- пространственная ориентировка

Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д.

Дети с двигательной недостаточностью на занятиях с трудом осваивают технику письма. Из-за  несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире. Поэтому с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики применяется

следующее специальное оборудование:

— разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;

— дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо - шнуровка» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;

— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;

— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

— наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;

— различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.

Для формирования тонко координированных графических движений

полезны следующие упражнения:

 — штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

— обведение рисунка по контуру, копирование;

— рисование по опорным точкам;

— дорисовывание изображений;

— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

— графический диктант;

-  выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены или вырезаны из бархатной бумаги.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

В процессе работы развивается сила руки, еѐ ловкость, переключаемость

с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

 С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или

косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

— лепка из глины, пластилина, теста;

— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

— конструирование из бумаги (оригами);

— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор круп (пшено, гречка, рис);

— собирание пазлов;

— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:

   имитационные движения для кистей рук:

- мытье рук перед едой;

- стряхивание воды с кисти;

 - полоскание белья;

 - надевание перчаток;

 - поглаживание кошки.

Для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости, улучшения почерка, снижения физической усталости и морального напряжения во время занятий применяются пальчиковые игры и массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Развивая моторику, мы создаѐм предпосылки для становления многих психических процессов. Таким образом, с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Статья содержит теоретические аспекты изучения развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе:общую характеристику детей старшего дошкольного возраста; особенности развития связной речи в с...

Игровые упражнения на развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики у детей

Игровые упражнения на развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики у детей...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

Статья на тему:"Особенности развития и способы совершенствования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольц...

Игра для развития восприятия цвета и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка ...

развитие графомоторных навыков и мелкой моторики у детей с нарушениями речи

развитие графомоторных навыков и мелкой моторики у детей с нарушениями речи...