Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [С], [С’]; [С] - [С’]. Буква С
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Аннотация. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [С], [С’]; [С] - [С’]. Буква С
Коррекционно-развивающие задачи.
- Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.
- Научить правильно произносить звуки [С] и [С], дифференцировать их на слух и в произношении.
- Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
- Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении.
- Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.
- Учить анализировать слова и предложения.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу:
совок — гном — венок — каток, пятка — ватка — кот — кадка, ветка — корова — клетка — сетка, каток — дом — моток — поток.
Задание 2. Знакомство со звуком [С].
Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней?
Везет Санька Соньку на санках.
Санки — скок, Саньку — с ног,
Сонька — бух в сугроб!
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [С]:
- губки в улыбке;
- зубки сближены;
- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);
- горлышко «молчит».
Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, ... (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:
с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...;
Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.
Повторить за взрослым серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога:
са-са-сб, су-су-су...
Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста...
Задание 7. Закончить слово слогами:
СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...;
СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....;
СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
Белый камень во рту тает. (Сахар)
Задание 9. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово.
Задание 10. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:
санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.
Задание 11. Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:
самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.
Задание 12. Дидактическое упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [С] в этих словах». В каком слове звук [С] встречался два раза?
Листопад (падают листья), снегопад — ..., пылесос — ..., самокат — ..., самолет —-..., садовод — ..., лесовод — ...
Задание 13. Дидактическое упражнение «Измени слово, составь с каждым словом предложение».
Заменить первый звук в слове на звук [С]:
мало — сало, Клава — ..., Тоня — ..., бок — ..., Дом — ..., лук — ..., мода. — ..,
Заменить последний звук в слове на звук [С]:
бак — бас, Рим — ..., лев — ..., нож — ..., труд — ..., голод — ...
Заменить третий звук в слове на звук [С]:
лапка — ласка, марка — ..., парта — ..., сопка — ..., качка — ..., дочки — ...
Задание 14. Взрослый предлагает ребенку добавить к слову звук [С]. Какое слово получится?
Тройка (стройка), наряд — …, клад — ..., мех — ..., мешок — ...
Задание 15. Выучить чистоговорки:
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Со-со-со — у Сони колесо.
Ас-ас-ас — я пью квас.
Ос-ос-ос — у собаки нос.
Ис-ис-ис — я ем рис.
Ус-ус-ус — я ем мусс.
Аска-аска — у Сони маска,
Оска-оска — у Сони соска.
Иска-иска — у Сони миска.
Уска-уска — у Сони блузка.
Задание 16. Знакомство со звуком [С’].
Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С’]»:
сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...;
Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...
Задание 18. Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой одинаковый звук во всех этих словах?
Синий, селедка, синица, сито, сетка.
Задание 19. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С’], определить место звука [С'] в каждом из слов, составить с каждым словом предложение.
Задание 20. Выучить чистоговорки:
Ся-ся-ся — мы видели гуся.
Се-се-се — еду на гусе.
Си-си-си — сено принеси.
Ась-ась-ась — плывет карась.
Задание 21. Дифференциация звуков [С] — [С’]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
са-ся, ся-са, ..., ас-ась…, ась-ас...
Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С’]):
гу.,., но..., поя..., ло..., голо...
Повторить за взрослым серию слогов:
са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С’]):
санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С’]).
Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [С’] в образованном слове):
нос — носик, пес — ..., кокос — ..., насос — ...,
колесо — ..., сосна — ..., коса .-..., ананас —...
Составить предложения со словом Сима (Соня). Распространить предложения. Сосчитать количество слов в каждом из них. Назвать первое и последнее слово в предложении. Например:
Соня пьет сок.
Соня пьет томатный сок.
Соня пьет свежий томатный сок.
Соня пьет вкусный свежий томатный сок.
Выучить скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы — не усы, не усищи, а усики.
Задание 22. Знакомство с предлогами с, со.
Взрослый предлагает ребенку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение.
Назвать предлог в предложениях:
Катя встала со скамейки. Маша пьет чай с печеньем.
Вставить нужный предлог в предложениях (с, со):
Я взял ... стола чашку. Мальчик несет сумку... книгами.
Составить предложение из слов:
Соня, земля, листья, поднимать, с;
Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с;
Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с;
Соня, скамейка, встала, со.
Задание 23. Знакомство с буквой С.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
А. Ковшиков
На что еще похожа буква С?
Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Игры с буквой.
Задание 24. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Сима, сок, стакан, стаканы.
Чтение, списывание предложений, подсчет количества слов в предложениях, нахождение предлога и определение его места в предложении:
Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М) Цели: закреплять изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...
Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [Р] - [Р’]. Буква Р
Целью данного конспекта является привлечение родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений ...
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные:...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для фор...