Конспект НОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей 5-6 с ТНР "Звук Ч. Буква Ч".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Филина Татьяна Владимировна

Фронтальное занятие "Звук Ч. Буква Ч". Старшая группа компесирующей направленности для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "Звук Ч.Буква Ч"19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 151»

Конспект

фронтальной

непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Звук [ч]».

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»

Конспект составила:

Филина Т.В.

учитель-логопед

Рязань,2019 год

Цель: познакомить детей со звуком [ч].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

​ формировать у детей  представления об акустических и артикуляционных признаках звука [ч];

​ формировать умение характеризовать звук [ч] по его акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;

​ упражнять в выделении звука [ч] среди других звуков, в слогах, из состава слова;

​ закреплять умение выделять и произносить звук [ч] в слогах, в словах, в предложениях.

Коррекционно-развивающие:

​ развивать фонематическое восприятие;

​ развивать общую и мелкую моторики;

​упражнять в подборе антонимов;

Коррекционно-воспитательные:

​ создавать условия для формирования бережного отношения к раздаточному материалу.

Оборудование и материалы: 12 стульев , 6 столов для детей, 1 столик стул, картонный ящик с почтовым скотчем, письмо, ширма,  картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч] в начале, середине, конце слова, часы, 12 картинок с изображением героев Простоквашино, 1 картинка и изображением почтальона Печкина, 12 листов с графическими заданиями для детей, дидактические пособия  - схема для определения места звука в слове.

Методы и приемы:

Слухозрительно - кинестетический: демонстрация положения артикуляционного уклада с помощью рук.

Дидактические методы:

-  наглядные: показ картинок;

- словесные: словесный образец, одновременное произнесение звука ребенком и логопедом, вопросы, повторение, объяснение, указания, словесные упражнения.

Практические методы: дидактическая игра,  двигательные упражнения.

Ход НОД

1.Организационный момент.

Логопед приветствует детей, предлагает встать в круг и поиграть в игру с мячом «Скажи наоборот».

Логопед бросает по очереди мяч каждому ребенку и называет слово, дети подбирают к заданному слову антоним и возвращают мяч логопеду.

Веселый-грустный;

Злой-добрый

Светлый –темный

Молодой-старый

Высокий –низкий

Грязный –чистый

Мокрый – сухой

Горький-сладкий

Толстый – худой

Горячий – холодный

Сытый – голодный

Пустой – полный

Узкий – широкий

Длинный - -короткий

2.Объявление темы занятия.

Стук в дверь, воспитатель приносит письмо. В письме приглашение в гости от героев мультфильма «Простоквашино».

Логопед: «На чем же нам поехать в Простоквашино?»

Предложения  детей.

Логопед: «В Простоквашино нас отвезет веселый Паровозик. Занимайте вагоны и пойте вместе с Паровозиком его любимую песню:

Чу-чу-чу,чу-чу-чу,

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!

Чу-чу-чу,чу-чу-чу,

Я стучу, пыхчу, лечу!

Дети имитируют движения паровоза.

Логопед: прибыли на станцию. Никто нас пока не встречает. Надо подкрепиться.

Артикуляционная гимнастика

Полакомимся блинчиками – упражнение «Блинчики» - 4 раза.

Съедим бублик – упражнение «Бублик»

Попьем чай – «Чашечка» - 3 раза

Подкрепились, покачаемся на качелях – «Качели» - 4 раза.

Логопед: «А вот и почтальон Печкин».(Выставляет картинку на магнитную доску.)

Логопед: «Где работает Печкин?»

Дети: «На почте».

Логопед: «Кем работает?»

Дети: «Почтальоном».

Логопед: «Что делает почтальон».

Дети: «Разносит журналы, газеты, письма, посылки».

Логопед достает из-за ширмы  посылочный ящик: «Посылка для нас. Интересно, что же в ней? Садитесь на стулья, мы откроем посылку и посмотрим».

Дети садятся.

Логопед достает из ящика часы: Что это?»

Дети: «Чашка»(часы).

Логопед:  «Чашка. С какого звука начинается это слово?

Дети: «Ч».

Логопед: «Сегодня мы будем говорить о звуке [ч]. Это любимый звук почтальона Печкина. Как вы думаете, почему?»

Дети: «В словах Печкин, почта, почтальон, есть звук [Ч]».

Логопед: «Произнесите звук [ч

Дети произносят.

Логопед: «Где находится язык?»

Дети: «За верхними зубами».

Логопед: «Есть преграда у воздуха, когда мы произносим звук [ч]?»

Дети: «Да».

Логопед: «Какая?»

Дети: «Язык».

Логопед: «Если есть преграда у воздуха, значит звук [ч] какой?»

Дети: «Согласный».

Логопед: «Звук [ч] звучит мягко или твёрдо?»

Дети: «Мягко».

Логопед: «Квадратом какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук?»

Дети: «Зеленого».

Логопед: «В каком домике должен жить звук [ч]?»

Дети: «В зеленом»

Логопед прикрепляет на доску зеленый домик.

3.Игра «Поймай звук». Развитие фонематического восприятия. Логопед произносит ряд звуков, потом  - слогов,  дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [ч]».

4.Связь звук и буквы.

Логопед: «Посмотрим, что еще есть в посылочном ящике». Достает букву Ч, прикрепляет на магнитную доску.

«Это буква Ч, она обозначает звук [ч]». Достает из посылочного ящики листы с графическими заданиями, раздает детям. «Раскрасьте букву Ч зеленым цветом».

Дети раскрашивают.

Логопед: «У вас на подносах шнурки, выложите с их помощью буквы Ч».

Физкультминутка.

Слова

Движения

Чок-чок чок

Хлопки руками

Руки на бочок

Руки на пояс.

Девочки и мальчики

Хлопки руками

Прыгают как мячики

Прыжки на двух ногах.

5.Звук [ч] в словах.

Логопед; «Назовите картинки, которые нарисованы на ваших листах под буквой Ч. Если в слове есть звук [ч], обведите его зелёным карандашом.

Дети выполняют задание.

 6.Звук [ч] в предложениях и тексте.

Логопед: «Печкин говорит, чтобы узнать, что еще есть в посылке, нужно отгадать загадки». Дети отгадывают, логопед достает из ящика картинки-отгадки.

Загадки:

1.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода вскипела. (Чайник)

2.Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке.

Ниточка в реке.

(Удочка).

3.Что за чудо?

Вот так чудо:

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо на пороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха.)

Логопед: «Составьте предложения со словами-отгадками».

Дети составляют предложения.

10. Итог. НОД.

Логопед достает из посылки подарки детям – картинки с изображением героев мультфильма «Простоквашино».

Логопед:«Печкин говорит, что ему пора снова разносить письма и газеты. А нам пора возвращаться в детский сад. Завтра мы снова отправимся в  Простоквашино  и узнаем, что еще лежит в посылке.

Дети и логопед «возвращаются» в детский сад:

Чу-чу-чу,чу-чу-чу,

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!

Чу-чу-чу,чу-чу-чу,

Я стучу, пыхчу, лечу!

Литература:

1. Костылева Н.Ю. 100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4-5 лет/Н.Ю. Костылева. – Москва: Издательство АСТ, 2017 г. – 64 с.ил. –(Академия начального образования).

2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов(пособие для логопедов). М.: Гуманит.изд. ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

3.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. III период обучения/ С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.  – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».

Конспект занятия для детей 1-2  года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».

Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"

Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:—   познакомить детей со звуком и буквой С;—   научить характеризовать его по акустиче­ским и ар...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: "Звуки [р]- [р'], буква Р"....

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».

Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»

Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...