Конспект НОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей 5-6 с ТНР "Звук Ч. Буква Ч".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Фронтальное занятие "Звук Ч. Буква Ч". Старшая группа компесирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие "Звук Ч.Буква Ч" | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 151»
Конспект
фронтальной
непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Звук [ч]».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»
Конспект составила:
Филина Т.В.
учитель-логопед
Рязань,2019 год
Цель: познакомить детей со звуком [ч].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
∙ формировать у детей представления об акустических и артикуляционных признаках звука [ч];
∙ формировать умение характеризовать звук [ч] по его акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
∙ упражнять в выделении звука [ч] среди других звуков, в слогах, из состава слова;
∙ закреплять умение выделять и произносить звук [ч] в слогах, в словах, в предложениях.
Коррекционно-развивающие:
∙ развивать фонематическое восприятие;
∙ развивать общую и мелкую моторики;
∙упражнять в подборе антонимов;
Коррекционно-воспитательные:
∙ создавать условия для формирования бережного отношения к раздаточному материалу.
Оборудование и материалы: 12 стульев , 6 столов для детей, 1 столик стул, картонный ящик с почтовым скотчем, письмо, ширма, картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч] в начале, середине, конце слова, часы, 12 картинок с изображением героев Простоквашино, 1 картинка и изображением почтальона Печкина, 12 листов с графическими заданиями для детей, дидактические пособия - схема для определения места звука в слове.
Методы и приемы:
Слухозрительно - кинестетический: демонстрация положения артикуляционного уклада с помощью рук.
Дидактические методы:
- наглядные: показ картинок;
- словесные: словесный образец, одновременное произнесение звука ребенком и логопедом, вопросы, повторение, объяснение, указания, словесные упражнения.
Практические методы: дидактическая игра, двигательные упражнения.
Ход НОД
1.Организационный момент.
Логопед приветствует детей, предлагает встать в круг и поиграть в игру с мячом «Скажи наоборот».
Логопед бросает по очереди мяч каждому ребенку и называет слово, дети подбирают к заданному слову антоним и возвращают мяч логопеду.
Веселый-грустный;
Злой-добрый
Светлый –темный
Молодой-старый
Высокий –низкий
Грязный –чистый
Мокрый – сухой
Горький-сладкий
Толстый – худой
Горячий – холодный
Сытый – голодный
Пустой – полный
Узкий – широкий
Длинный - -короткий
2.Объявление темы занятия.
Стук в дверь, воспитатель приносит письмо. В письме приглашение в гости от героев мультфильма «Простоквашино».
Логопед: «На чем же нам поехать в Простоквашино?»
Предложения детей.
Логопед: «В Простоквашино нас отвезет веселый Паровозик. Занимайте вагоны и пойте вместе с Паровозиком его любимую песню:
Чу-чу-чу,чу-чу-чу,
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!
Чу-чу-чу,чу-чу-чу,
Я стучу, пыхчу, лечу!
Дети имитируют движения паровоза.
Логопед: прибыли на станцию. Никто нас пока не встречает. Надо подкрепиться.
Артикуляционная гимнастика
Полакомимся блинчиками – упражнение «Блинчики» - 4 раза.
Съедим бублик – упражнение «Бублик»
Попьем чай – «Чашечка» - 3 раза
Подкрепились, покачаемся на качелях – «Качели» - 4 раза.
Логопед: «А вот и почтальон Печкин».(Выставляет картинку на магнитную доску.)
Логопед: «Где работает Печкин?»
Дети: «На почте».
Логопед: «Кем работает?»
Дети: «Почтальоном».
Логопед: «Что делает почтальон».
Дети: «Разносит журналы, газеты, письма, посылки».
Логопед достает из-за ширмы посылочный ящик: «Посылка для нас. Интересно, что же в ней? Садитесь на стулья, мы откроем посылку и посмотрим».
Дети садятся.
Логопед достает из ящика часы: Что это?»
Дети: «Чашка»(часы).
Логопед: «Чашка. С какого звука начинается это слово?
Дети: «Ч».
Логопед: «Сегодня мы будем говорить о звуке [ч]. Это любимый звук почтальона Печкина. Как вы думаете, почему?»
Дети: «В словах Печкин, почта, почтальон, есть звук [Ч]».
Логопед: «Произнесите звук [ч
Дети произносят.
Логопед: «Где находится язык?»
Дети: «За верхними зубами».
Логопед: «Есть преграда у воздуха, когда мы произносим звук [ч]?»
Дети: «Да».
Логопед: «Какая?»
Дети: «Язык».
Логопед: «Если есть преграда у воздуха, значит звук [ч] какой?»
Дети: «Согласный».
Логопед: «Звук [ч] звучит мягко или твёрдо?»
Дети: «Мягко».
Логопед: «Квадратом какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук?»
Дети: «Зеленого».
Логопед: «В каком домике должен жить звук [ч]?»
Дети: «В зеленом»
Логопед прикрепляет на доску зеленый домик.
3.Игра «Поймай звук». Развитие фонематического восприятия. Логопед произносит ряд звуков, потом - слогов, дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [ч]».
4.Связь звук и буквы.
Логопед: «Посмотрим, что еще есть в посылочном ящике». Достает букву Ч, прикрепляет на магнитную доску.
«Это буква Ч, она обозначает звук [ч]». Достает из посылочного ящики листы с графическими заданиями, раздает детям. «Раскрасьте букву Ч зеленым цветом».
Дети раскрашивают.
Логопед: «У вас на подносах шнурки, выложите с их помощью буквы Ч».
Физкультминутка.
Слова | Движения |
Чок-чок чок | Хлопки руками |
Руки на бочок | Руки на пояс. |
Девочки и мальчики | Хлопки руками |
Прыгают как мячики | Прыжки на двух ногах. |
5.Звук [ч] в словах.
Логопед; «Назовите картинки, которые нарисованы на ваших листах под буквой Ч. Если в слове есть звук [ч], обведите его зелёным карандашом.
Дети выполняют задание.
6.Звук [ч] в предложениях и тексте.
Логопед: «Печкин говорит, чтобы узнать, что еще есть в посылке, нужно отгадать загадки». Дети отгадывают, логопед достает из ящика картинки-отгадки.
Загадки:
1.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела. (Чайник)
2.Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
(Удочка).
3.Что за чудо?
Вот так чудо:
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо на пороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха.)
Логопед: «Составьте предложения со словами-отгадками».
Дети составляют предложения.
10. Итог. НОД.
Логопед достает из посылки подарки детям – картинки с изображением героев мультфильма «Простоквашино».
Логопед:«Печкин говорит, что ему пора снова разносить письма и газеты. А нам пора возвращаться в детский сад. Завтра мы снова отправимся в Простоквашино и узнаем, что еще лежит в посылке.
Дети и логопед «возвращаются» в детский сад:
Чу-чу-чу,чу-чу-чу,
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!
Чу-чу-чу,чу-чу-чу,
Я стучу, пыхчу, лечу!
Литература:
1. Костылева Н.Ю. 100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4-5 лет/Н.Ю. Костылева. – Москва: Издательство АСТ, 2017 г. – 64 с.ил. –(Академия начального образования).
2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов(пособие для логопедов). М.: Гуманит.изд. ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
3.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. III период обучения/ С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».
Конспект занятия для детей 1-2 года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....
Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».
Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"
Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:— познакомить детей со звуком и буквой С;— научить характеризовать его по акустическим и ар...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: "Звуки [р]- [р'], буква Р"....
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».
Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»
Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну букв...