Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми.
статья по логопедии
Несомненно, каждого педагога волнует вопрос – как повысить интерес детей к логопедическим занятиям. И вот здесь на первый план выходит «её величество игра» Использование современных игровых технологий в системе логопедической практики позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка, в результате чего повышается эффективность логопедического воздействия. Возможность в игровой форме проводить занятия даёт нам "Коврограф Ларчик" Воскобовича. Далее предлагаю варианты игр и заданий с использованием "Коврографа Ларчик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anisimova_ispolzovanie_kovrografa_larchik_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.docx | 229.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича
в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Учитель-логопед Анисимова О.Н.
Практика показывает, что у детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдаются отклонения в развитии психомоторной сферы, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабое произвольное внимание, быстрая утомляемость, что в конечном итоге ведет к снижению результата логопедического воздействия. Всем известно, что эффективность коррекционного воздействия напрямую зависит от того, насколько ребёнок внимателен, погружён в процесс. Но не менее известен тот факт, что ребёнок максимально сосредотачивает своё внимание только тогда, когда ему интересно. Несомненно, каждого педагога волнует вопрос – как повысить интерес детей к логопедическим занятиям. И вот здесь на первый план выходит «её величество игра» Использование современных игровых технологий в системе логопедической практики позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка, в результате чего повышается эффективность логопедического воздействия. Игровые технологии предоставляют широкие возможности для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у детей, имеющих речевые нарушения. Универсальная игровая среда «Коврограф Ларчик» разработана ведущим специалистом в области раннего развития детей, физиком по образованию, Вячеславом Воскобовичем. «Коврограф Ларчик» может использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработан в полном соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Коврограф «Ларчик» - представляет собой игровой комплекс, удобный для использования набор развивающих пособий. Специальное ковролиновое игровое поле прикрепляется к стене, на нём располагаются разнообразные пособия, с помощью которых проводятся игры (по собственному сценарию или методическому пособию): «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы : зажимы, кармашки. Пособие является универсальным так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). При постановке или дифференциации звуков можно использовать приложения к «Коврографу Ларчик» - наборы букв на фанерной, картонной и прозрачной основах, при звуко - буквенном, слоговом анализе и синтезе – «Теремки Воскобовича» и «Складушки», при совершенствовании навыков чтения – «Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2».
С помощью развивающего пособия ребёнок сможет: научиться читать, различать цвета, формы и размеры, освоить навыки математического счёта, развить логику, развить мелкую моторику, научиться писать графические диктанты, освоить конструирование, развить пространственное мышление, развить фантазию и творческое мышление, развить слуховое и зрительное внимание, память, усвоить правила взаимоотношения детей и взрослых, разнообразить физические упражнения.
Интересны игровые упражнения с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы:
- «Найди шута». На «коврографе» размещаются карточки с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы. Задание – послушать звук, который произносит логопед, и найти нужного шута.
- «Измени слово». Задание – например, заменить первый звук[П] на звук [Б]. Палка-балка, почка-бочка и т.п.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (С - насос качает, Ш - ветер шумит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей практикуется использование:
- Игры «Пианино», «Собери бусы». Ребёнок вместе со взрослым шагает пальцами руки по кружкам разного цвета и одновременно произносит (пропевает) ряд слогов (например: СА-са-са, Ся-ся-ся и т.д.). Звуки можно обозначать цветом, как в произвольной форме, так и традиционно: согласные твёрдые - синий цвет, согласные мягкие - зелёный, гласные - красный. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя другой наглядный материал.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
- «Твердый-мягкий». Ребёнок с помощью стрелки на «Коврографе» «рисуют» по два круга, синего и зеленого цвета. Детям предлагается - взяв картинку (подобраны на заданный звук Л,Ль) из стопки, лежащей на столе, определить твёрдый или мягкий звук и положить карточку — слово в тот круг, которому соответствует звук из его слова. Карточки, в которых звук мягкий в зеленый круг, а те, в которых звук твердый – в синий.
- «Назови слово». Ребёнок выкладывает картинки с названием слов с заданным звуком на букву, вырезанную из фетра, и называет, тем самым автоматизируя произношение звука в словах.
- «Кто где живёт?» На игровом панно находятся два домика, вырезанных из фетра, в которых живут разные звуки (буквы). Ребёнок раскладывает по домикам картинки с названием слов с заданным звуком, дифференцируя смешиваемые звуки (например: в левом зелёном домике «живут» слова со звуком С, а в правом красном домике – слова со звуком Ш).
- «Посчитай 1-5». Ребёнок выкладывает на игровом панно полоски из фетра или геометрические фигуры, одновременно проговаривая числительные от 1 до 5 в сочетании с существительными. Тем самым ребёнок закрепляет не только автоматизируемый звук во фразовой речи, но и счёт 1-5, знание цвета, формы, а также грамматические категории (например: 1 жёлтый овал, ...5 жёлтых овалов. 1 красный квадрат, 5 красных квадратов).
И вот, наконец, дети хорошо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации (дифференциации) – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используется заучивание стихов, скороговорок по мнемотаблицам, составление рассказов с выкладыванием серии картинок на «коврографе».
Таким образом, использование игровых методов и приёмов на «коврографе» вызывает интерес к логопедическим занятиям, позволяет активизировать познавательные процессы, тем самым ускорить процесс автоматизации звуков, повышает уровень самоконтроля и речевого развития детей.
Литература:
- Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. 2013г
- http://logoportal.ru/statya-15199/.html
- https://nf-aprsch1.edumsko.ru/activity/logoped/post/178292
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коврографа «Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Как повысить интерес детей к логопедическим занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребёнка без игровых приемов,...
Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.
Использование сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывае...
Сообщение из опыта работы «Использование коврографа "Ларчик» В.В. Воскобовича в системе работы с детьми дошкольного возраста».
Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В. В. ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙТВА ЗРЕНИЯ)
Наш детский сад много лет работает с детьми, имеющими функциональные расстройства зрения - амблиопию и косоглазие. Эти дети ограничены в зрительном восприятии окружающего мира и поэтому испытывают тру...
Долгосрочный проект: «Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР».
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности. Современные дети зачастую избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психол...
Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича для развития фонематического слуха в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Данная педагогическая разработка будет интересна для воспитателей групп с ТНР, родителей детей с ТНР, а также учителей - логопедов. Позволяет увеличить эффективность коррекционного воздействия в...