Сообщение из опыта работы «Использование коврографа "Ларчик» В.В. Воскобовича в системе работы с детьми дошкольного возраста».
материал (старшая группа)

Кулага Виолетта Алексеевна

Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. Дополнив развивающую среду нашей группы данным игровым обучающим комплексом, мы получили ключ к решению многих образовательных задач.

Так как игровое поле изготовлено из ковролина, оно обладает рядом несомненных преимуществ. Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный и демонстрационный материал.

Для игровых мотиваций мы используем необыкновенных персонажей- рекомендованых авторами.

 Лопушок и Гусеница Фифа,  Ворон Метр, мальчик  Гео, Капитан Гусь и лягушки матросы, Незримка Всюсь,  Паук Юк, медвежонок Мишик, Филлимон  Коттерфильд,  Магнолик и других. Каждый персонаж приходит с определенными игровыми ситуациями

Разделение игровых ситуаций на отдельные блоки весьма условное , т.к в каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти областей.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности , познавательных интересов детей, сенсорное развитие , становление познавательной мотивации и формирование познавательных действий , развитие воображения .   

Поле коврографа разделено сеткой , которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости . Можно давать такие игровые ситуации : « Подарки слона Лип-липа», « Кто спрятался», « Какой по порядку», « На что похож каждый герой», « Помоги гномикам найти свой домик», « бусы для фифы» , « Слон Лип-лип собирает ягоды», « Угощения для зверей», и др.

Большую роль может оказать «Коврограф Ларчик» при обучении детей грамоте. Например игра «Твердый –мягкий», ребенок с помощью стрелки рисует два круга , синий и зеленый. Дети берут картинку, определяют твердый или мягкий звук и кладут карточку в тот круг, которому соответствует звук из его слова.

Игра «Длинное и короткое слово». В этой игре формируется умение различать «длинные» и «короткие» слова. Детям предлагается сравнить длину имен персонажей Фифы и Лопушка. Затем используя «Разноцветные веревочки», провести дорожку от картинок с изображение различных предметов. От длинных слов к Лопушку, а от коротких – к Фифе.

Игра « Назови слово». Ребенок выкладывает картинки с названием слов с заданным звуком , и называет, тем самым автоматизируя произношение звука в словах.

Так же дети учатся составлять и читать слоги, а в перспективе целые слова и словосочетания.  .

Серия картинок  « Буквоцирк» помогли доступно  ввести детей в незнакомый мир букв. Это не просто буквы, а веселые клоуны с забавными именами: « Арлекин», « Урлекин», « Ярлекин», «Орлекин» и т.д.

Игра « назови шута» Дети помогают зайчику Лопушку запомнить как зовут акробатов . Задание – послушать звук , и найти нужного шута.

Для расширения словарного запаса , активизации речи посредством игры, формирование у детей умения подбирать определения к существительным и умения составлять предложения с простыми предлогами : перед , после, между в образовательной деятельности по развитию речи , применяя такие игровые ситуации , как « Подбери признак»,  в этой игре детям надо назвать как можно больше слов про персонажей коврографа.

Игровая ситуация  «кто за кем стоит» В этой игре в гости к Дольке пришли лев, павлин, пони и лань. Но зайти им можно только по очереди .Детям нужно было определить в какой очередности они будут входить в домик. Побуждала детей давать полные ответы ( первым в домик Дольки войдет Лев) И так же надо назвать животного кто стоит перед, между, после.

 «Так в игровой ситуации  « Тук-тук» где слоник Ляп –ляп гулял и увидел на ковровой полянке разноцветные домики ( квадраты под которыми спрятаны персонажи, я побуждаю отвечать на вопросы с целью узнать, кто в них живет. Предлагаю постучать в домик , говоря при этом « Тук-тук». Спросить « Кто в домике живет»? В ответ на прозвучавший  вопрос , убрать квадрат и назвать жителя домика.

Социально- коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками , формирование социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий , эмоциональной отзывчивости , сопереживания , формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.  В своей работе я прменяла такие игровые ситуации  : « Как гномики Кохле и Охле пошли в гостик гномику Зеле», в этой игре приобщаю детей к элементарным правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развиваю речь. 

 Игра  « помоги грустным гномикам перебраться на левый берег», в этой игре развивается эмоциональная отзвывчивость, дети придумывали как помочь грустным гномам,  помогли  перебраться на другой берег, с помощью  набора кругов делаем мост  из « добрых слов»

  В игре  «дорога вежливости»,   не обошлось без проделок  Незримки Всюсь, который заколдовал слона Лип-Липа, который забыл все вежливые слова, эта игра помогает приобщать детей к речевому этикету, доброжелательному общению друг с другом.

Игра « Магазин», в этой игре мама Слоника Ляп Ляпа просит сходить в магазин за фруктами. Ляп ляп задумался какие фрукты ему нужны, и мама загадала ему загадку с помощью  волшебных кругов. В первом круге выбрыть какой формы будут фрукты, а во втором какого цвета. ( например в области « фигура», стрелочка показала « не треугольник», а в области « цвет» - не синий ) Значит можно купить любые фрукты кроме треугольных и синих. Слоник купил зеленое яблоко , оранжевый апельсин, желтый банан .В этой игре решается много образовательных задач, активизация словаря, развитие логического мышления , развитие мелкой моторики, закрепление правил поведения в общественном месте,  развитие умения находить предметы по цвету и форме.

 Художественно-эстетическое развитие  предполагает становление  эстетического отношения к окружающему миру , стимулирования переживания персонажа, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной , конструктивно- модульной , музыкальной и др,) развитие воображения. Любимые игровые ситуации детей «Пирог для Жужи», в этой игре дети помогают  медвежонку Мишику испечь пирог для его подруги пчелки Жужи.

« Любопытная змейка»,  в этой идет развитие графических навыков. Гусеница фифа решила прогуляться по дорожкам, она оползала кочки с одной стороны дороги, потом с другой ее стороны, не пропуская не одного. Дети с помощью веревочек выкладывали волнистую линию.

  « Узнай и дорисуй», в этой игре идет работа над симметрией . Паучок нарисовал картинки для своих друзей , неожиданно пошел дождь и смыл часть рисунков. Дети с помощью веревочек помогают паучку дорисовать рисунки.

 Игра «Фантастическое животное»,  в этой игре развиваем воображение, речь. Лопушок взял квадраты и приделал к нему ушки, хвост, ножки. Дети придумывают название животного и рассказывают про него.

 Игровая ситуация « Как медвежонок Мишик обнаружил новые созвездия»  Медвежонок Мишик увидел в ночном небе как появилась новая звезда, за ней другая, пока их не стало много. Ему захотелось рассказать всем об этом, но боялся что если вдруг опустит глаза , то не сможет найти эти звездочки. Дети помогли  запомнить это событие, и изобразили , что увидел Мишик. Дети ракладывают круги, как сказал медвежонок, и придумывают название созвездию.

«Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни и прочее.

Мы применяли такую игровую ситуацию как « Спаси фею дольку». Однажды дракон похитил фею, она очень скучала по родным и просила отпустить ее. Дракон согласился только в том случаею если ему построят домик как у феи. В этой игре детям надо было добежать до коврографа и прикрепить кружок , затем вернуться обратно.

Еще одна игровая ситуация « На зарядку». Гномы Геле, Зеле и Фи готовились к соревнованиям. Дети помогли им готовиться. За каждым гномом закреплены движения. Я показывала детям гномов , а они выполняли определенные движения, которые закреплены за гномами. Гном Геле- наклоны головы,  зеле- Руки в стороны, Фи- приседания. В этой игре можно добавлять персонажей и добавлять движения .

И в заключение, уважаемые педагоги, хочу сказать, что развивающие игры В. В. Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать и вносить свои идеи.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Сообщение из опыта работы на тему: "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному возрасту"

Сообщение из опыта работы на тему: "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному возрасту"...

Презентация к опыту работы "Использование игровой материал " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Игровой набор  " Дары фрёбеля" это одна из новых форм организации процесса обучения и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми. Набор позваляет решать за...

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Главная отличительная особенность игр – образн...