ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В. В. ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙТВА ЗРЕНИЯ)
статья по коррекционной педагогике

Наш детский сад много лет работает с детьми, имеющими функциональные расстройства зрения - амблиопию и косоглазие. Эти дети ограничены в зрительном восприятии окружающего мира и поэтому испытывают трудности в его познании.

Для полноценного и всестороннего развития ребенка с нарушенным зрением важно создать в группе определенную развивающую предметно-пространственную среду, направленную не только на удовлетворение потребностей детей в общении, познании, социальном и физическом развитии, но и имеющую специфическую направленность, учитывающую индивидуальные особенности развития и потребности детей со зрительной депривацией. [ 2, с.17]

При подборе пособий, игрушек и дидактических игр важно учитывать их направленность на развитие разных видов сенсорного восприятия - зрительного, слухового, тактильного, - что поможет детям освоить ориентировку в пространстве, эталоны цвета, формы, величины [4, с.30].

 Этим требованиям, в полной мере, отвечают развивающие игры В.В. Воскобовича, введенные в коррекционно-образовательный процесс нашего дошкольного учреждения в рамках деятельности  региональной инновационной площадки с января 2019 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В. В. ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С  ДЕТЬМИ С ОВЗ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙТВА ЗРЕНИЯ)

И.А.Миронова,

старший воспитатель МБДОУ

                                                               детского сада №32 «Дружные ребята»

Белгородская область, г. Старый Оскол

Наш детский сад много лет работает с детьми, имеющими функциональные расстройства зрения - амблиопию и косоглазие. Эти дети ограничены в зрительном восприятии окружающего мира и поэтому испытывают трудности в его познании.

Для полноценного и всестороннего развития ребенка с нарушенным зрением важно создать в группе определенную развивающую предметно-пространственную среду, направленную не только на удовлетворение потребностей детей в общении, познании, социальном и физическом развитии, но и имеющую специфическую направленность, учитывающую индивидуальные особенности развития и потребности детей со зрительной депривацией. [ 2, с.17]

При подборе пособий, игрушек и дидактических игр важно учитывать их направленность на развитие разных видов сенсорного восприятия - зрительного, слухового, тактильного, - что поможет детям освоить ориентировку в пространстве, эталоны цвета, формы, величины [4, с.30].

 Этим требованиям, в полной мере, отвечают развивающие игры В.В. Воскобовича, введенные в коррекционно-образовательный процесс нашего дошкольного учреждения в рамках деятельности  региональной инновационной площадки с января 2019 года.

В развивающую среду группы «Теремок»  внесен коврограф «Фиолетовый лес», группы «Акварельки» -  коврограф «Ларчик». Их использование в совместной деятельности детей и взрослых позволяет решать образовательные задачи познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития воспитанников и коррекционные задачи с детьми с нарушениями зрения: активизацию зрительных функций, повышение остроты зрения; развитие прослеживающих глазодвигательных функций; зрительно-моторной координации; устойчивой зрительной фиксации и пространственной локализации.

На основе использования развивающих коврогрофов «Фиолетовый лес» и «Ларчик» воспитатели разработали и активно используют в коррекционной работе с детьми 3-6 лет дидактические игры на развитие:

- осязания и мелкой моторики – «На длинную тропинку поставь  много зайцев, а на короткую – одного зайца», «Найди самую высокую елку»,  «Угадай на ощупь, кто спрятался под кустом», «Подбери предметы одинаковой высоты (длины, ширины)» и др.;

- зрительного восприятия – «Подбери воздушные шарики к разноцветным веревочкам», «Составь цветной коврик из квадратов», «Составь узор, чередуя фигуры по цвету (величине, форме)», «Найди большие и маленькие предметы», «Подбери пару» и др.;

- ориентировки в пространстве – «Расположи вверху (внизу, на, под, над)», «Расскажи, где находится Геля (Зеля, малыш Гео и т.д)», «Кто слева справа, выше, ниже)….?» и др.

Также развивающую среду групп компенсирующей направленности «Акварельки» и «Теремок» и кабинета учителя–дефектолога (тифлопедагога) пополнили играми: «Математические корзинки», «Кораблик Плюх-плюх», «Прозрачный квадрат», «Геоконт». Основные принципы, заложенные В.В. Воскобовичем в основу этих игр – познание-интерес-творчество – позволяют стимулировать познавательную сферу и деятельность детей с нарушениями зрения на выработку определенных специфических умений и навыков: формирование навыков полисенсорного восприятия предметов; умение оценивать форму, величину, местоположение предметов в пространстве, расстояние между ними, их расположение относительно друг друга и субъекта; умение воспринимать и выражать мимические и пантомимические действия, понимать и передавать эмоциональное состояние. [3, с.37]

Разработанный педагогами дошкольного образовательного учреждения цикл коррекционно-развивающих занятий с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича собран в объемный электронный методический кейс «Сказочные лабиринты игры» в коррекции зрительных нарушений у дошкольников», который с интересом изучают специалисты детского сада – учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учитель-логопед, воспитатели групп компенсирующей направленности.

Как показала практика, организация коррекционного пространства группы, с внесением  в нее развивающих игр В.В. Воскобовича,  позволяет расширить информационное поле слабовидящего ребенка, побуждает его активно взаимодействовать с ее различными элементами, стимулирует познавательную активность детей, помогает успешно адаптироваться к окружающей среде и приобретать необходимые социальные навыки. [4, с.93]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». / В.В. Воскобович. - М., ТЦ «Сфера», 2015.-  20 с.
  2. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. / Л.А. Дружинина: Методическое пособие. - М.: Экзамен, 2006. – 159с.
  3. Подколзина, Е.Н.Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры. / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006.- 72с.
  4. Плаксина, Л.И., Сековец, Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец.- М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.- 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов "Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога."

В данной статье показаны пути повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ЗПР посредством информационно-компьютрных техноогий....

Использование игровых технологий В.Воскобовича в коррекционно-развивающей работе

Использование игровых технологий В.Воскобовича в коррекционно-развивающей работе...

Использование коврографа «Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Как повысить интерес детей к логопедическим занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребёнка без игровых приемов,...

Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Несомненно, каждого педагога волнует вопрос – как повысить интерес детей к логопедическим занятиям. И вот здесь на первый план выходит «её величество игра» Использование современных ...

Долгосрочный проект: «Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР».

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности. Современные дети зачастую избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психол...