Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами
Шаврина Светлана Гаврииловна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБДОУ №105 Невского района
Вступление
Недоразвитие речи у детей с общим недоразвитием речи носит системный характер. Так во многих работах авторов отмечается, что у детей с ОНР наблюдается не только ограниченный словарный запас и качественные особенности лексики, но и большое количество аграмматизмов в речи, трудности в овладении словоизменением и словообразованием. Известно, что сформированность лексико-грамматического строя речи дошкольников является одним из условий успешного обучения в школе и овладения программой по русскому языку.
В логопедии, как педагогической науке, понятие ОНР применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии сильно страдает грамматический строй.
Из языкознания известно, что глагол называет действия предметов и отвечает на вопрос: Что делать? Что сделать? Он есть почти в каждом предложении. Известный русский писатель А.Н.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе.
Глагол характеризуется следующими признаками:
1.Общим грамматическим значением.
2.Морфологическими признаками.
3.Синтаксическими признаками.
Общее грамматическое значение глагола - это действие (действия связанные с умственной и речевой деятельностью; действия, связанные с трудовой деятельностью; действия, называющие перемещение и положение в пространстве; действия, называющие различные состояния; действия, называющие то, что происходит в природе).
Морфологические признаки глагола - изменения по наклонениям, временам, числам, родам и др.
Синтаксические признаки – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями.
Значение глагола в русском языке огромно. Слово «ГЛАГОЛ» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык».
В силу вышесказанного рассматриваемая мною проблема является актуальной и значимой. Предложенная методика позволяет детям легко усвоить в игровой форме способы образования предикатов, успешно развивать функции словообразования и словоизменения предикатов, а использование электронных образовательных ресурсов даёт возможность донести до детей знания в интересной, современной форме.
Коррекционно-образовательные цели:
-Обобщать и систематизировать знания о временах года, насекомых, транспорте;
-Упражнять в согласовании существительный + глагол;
-Упражнять в правильном употреблении предиката;
-Упражнять в подборе антонимов;
-Упражнять в правильном подборе приставок (частичек);
-Упражнять в дифференциации звуков С-Ш;
-Закреплять навык словообразования и словоизменения приставочных глаголов;
-Закреплять умение составлять предложения, рассказ – развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие цели:
-Координировать речь с движением;
-Развивать зрительное внимание и память, слуховое внимание, мышление;
-Развивать зрительно-пространственные представления:
-Развивать моторику;
-Работать над просодической стороной речи: голосом, интонацией, мимикой.
Воспитательные цели:
-Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
-Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
Два мольберта, пять подносов, пять конвертов с разрезными картинками по теме «Транспорт», девять картинок с изображением действий (пошла, вышла и т.д.), пять конвертов для составления предложений по картинкам, пять атрибутов (транспорт) для подвижной игры, пять-шесть предметных картинок, девять схем для образования приставочных глаголов, мяч, компьютер, проектор, экран.
Ход занятия:
Дети входят под музыку «В гостях у сказки»
Логопед:
-Ребята! Послушайте внимательно загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится?
Она приходит с лаской и со своею сказкой.
Волшебной полочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
Дети:
-Эта загадка о весне.
Логопед:
-Какое сейчас время года?
Дети:
-Сейчас время года зима.
Логопед:
-Правильно! Сейчас время года зима. Зима подходит к концу и совсем скоро, после долгой, холодной зимы наступит весна. Под тёплыми лучами солнца начнут просыпаться и радовать нас…
(на экране появляются чёрно-белые изображения насекомых: кузнечик, муравей, гусеница, жук, бабочка.)
-Вы догадались, чьи это силуэты?
Логопед подводит курсив к каждому из предложенных силуэтов, а дети отгадывают их.
Логопед:
-Что это? Как сказать одним словом?
Дети:
-Это насекомые.
Логопед:
-Какие действия совершает кузнечик?
Дети:
-Кузнечик прыгает, поёт.
Логопед:
-Муравей, гусеница, жук, бабочка?
Дети:
-Муравей - ходит, дом строит…
-Гусеница – ползает…
-Жук – жужжит…
-Бабочка – летает, порхает, кружится, собирает сладкий сок…
(Звучит вальс. На экране бабочка совершает действия…)
Логопед:
-Ребята! Посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети:
-Бабочка.
Логопед:
-Смотрите и говорите, что она делает?
-Бабочка с цветка на цветок?
Дети:
-Перелетела.
Логопед:
-Вокруг цветка?
Дети:
-Облетела.
Логопед:
-К цветку?
Дети:
-Подлетела.
Логопед:
-От нас?
Дети:
-Отлетела.
Логопед:
-К нам?
Дети:
-Прилетела.
Логопед:
-Дальше?
Дети:
-Полетела.
Логопед:
-Ребята, слышите шум? (Звучит шум машин.)
Дети:
-Слышим, едут машины.
Логопед:
-Слышен шёпот – шу-шу-шу
Это шина шепчет шине:
« Я спешу, спешу, спешу!»
-Давайте попробуем повторить эту чистоговорку.
Дети:
По одному произносят чистоговорку.
Логопед:
-Ребята! Посмотрите, у меня рассыпались картинки. Помогите их собрать.
Дети:
Каждый ребёнок собирает картинку из пяти частей.
Логопед:
-Что у тебя получилось? (Логопед спрашивает каждого ребёнка.)
Дети:
-Машина
-Троллейбус
-Трамвай
-Корабль
-Вертолёт
Логопед:
-Назовите - одним словом.
Дети:
-Это транспорт.
Логопед:
-Ребята, мы играли с вами со словом ЛЕТЕЛА (Бабочка). Мы изменяли его, добавляя разные частички (приставки). Давайте поиграем с другими словам, посмотрим, что у нас получится.
Мы собирали транспорт и теперь играем со словом ЕХАЛА.
Логопед и дети подходят к мольберту, где выставлены схемы-приставки.
Логопед:
-К слову ЕХАЛА добавляем частичку (ПЕРЕ, В, ВЫ, ЗА, С, ОТ, ПРИ, ОБ или ОБО, ПОД – схемы.)
Динамическая пауза.
Логопед:
-Давайте отдохнём и покатаемся на машинах.
(Логопед предлагает детям надеть атрибуты машин или взять в руки руль.)
Звучит музыка. Дети вместе с логопедом выполняют движения с речью.
Шуршат по дорогам весёлые шины
К дому они подъезжают,
От дома они отъезжают,
Ловко на мост заезжают,
С моста они быстро съезжают.
Работа машин трудна и сложна,
Но людям она повсюду нужна.
(После подвижной игры, дети снимают атрибуты. Подходят к столу. Садятся.)
Логопед:
-Ребята! Посмотрите, на столе лежат конверты. Послушайте задание.
-Раз - возьмите конверт.
-Два - откройте конверт.
-Три – достаньте картинку.
-Посмотрите, каждый на свою картинку. Составьте предложение по этой картинке.
-Какое действие изображено на твоей картинке?
Дети:
-Машина из гаража выехала.
(Далее каждый ребёнок отвечает по своей картинке.)
Логопед:
-Подберите нужную схему-частичку к своей картинке.
(Дети подбирают к своей картинке карточку со схемой-приставкой).
-Молодцы!
Логопед:
-Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (с мячом)
ВЫШЛА-ВОШЛА
ВЫЛЕТЕЛА-ВЛЕТЕЛА
ПОДОШЁЛ-ОТОШЁЛ
СКАТИТЬСЯ-ЗАКАТИТЬСЯ
ПОДБЕЖАТЬ-ОТБЕЖАТЬ
ЗАХОДИТЬ-ВЫХОДИТЬ и т.д.
Логопед:
-Я знаю, что все дети очень любят сказки. Давайте придумаем свою сказку. Подскажите мне, с каких слов начинаются сказки?
Дети:
-Со слов жили-были. В некотором царстве…
( На экране девять картинок с сюжетом)
Логопед:
- Послушайте сказку, которую придумала я.
Жила-была девочка Машенька. Однажды она в лес пошла. На поляне она увидела домик. Маша к домику подошла. Посмотрела, нет никого. Она вокруг домика обошла и в домик вошла. В домике никого не было. Она из домика вышла. Обратно по тропинке пошла. Маша увидела пенёк. С дорожки сошла. Присела отдохнуть. Потом по тропинке домой пошла. Домой пришла.
Логопед:
-Ребята, а теперь вы попробуйте рассказать эту сказку. Один начнёт, а другой продолжит.
-Помните, с каких слов начинается сказка?
(Дети рассказывают сказку по частям).
Логопед хвалит детей за интересную сказку, которая у них получилась.
Дополнительно логопед предлагает детям самостоятельно придумать сказку по сюжетной картине.
Оценка логопеда:
-Все молодцы, хорошо отвечали на вопросы, были внимательны, научились придумывать сказки. Теперь сами сможете рассказать их другим детям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами
Шаврина Светлана Гаврииловна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБДОУ №105 Невского района
Вступление
Недоразвитие речи у детей с общим недоразвитием речи носит системный характер. Так во многих работах авторов отмечается, что у детей с ОНР наблюдается не только ограниченный словарный запас и качественные особенности лексики, но и большое количество аграмматизмов в речи, трудности в овладении словоизменением и словообразованием. Известно, что сформированность лексико-грамматического строя речи дошкольников является одним из условий успешного обучения в школе и овладения программой по русскому языку.
В логопедии, как педагогической науке, понятие ОНР применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии сильно страдает грамматический строй.
Из языкознания известно, что глагол называет действия предметов и отвечает на вопрос: Что делать? Что сделать? Он есть почти в каждом предложении. Известный русский писатель А.Н.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе.
Глагол характеризуется следующими признаками:
1.Общим грамматическим значением.
2.Морфологическими признаками.
3.Синтаксическими признаками.
Общее грамматическое значение глагола - это действие (действия связанные с умственной и речевой деятельностью; действия, связанные с трудовой деятельностью; действия, называющие перемещение и положение в пространстве; действия, называющие различные состояния; действия, называющие то, что происходит в природе).
Морфологические признаки глагола - изменения по наклонениям, временам, числам, родам и др.
Синтаксические признаки – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями.
Значение глагола в русском языке огромно. Слово «ГЛАГОЛ» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык».
В силу вышесказанного рассматриваемая мною проблема является актуальной и значимой. Предложенная методика позволяет детям легко усвоить в игровой форме способы образования предикатов, успешно развивать функции словообразования и словоизменения предикатов, а использование электронных образовательных ресурсов даёт возможность донести до детей знания в интересной, современной форме.
Коррекционно-образовательные цели:
-Обобщать и систематизировать знания о временах года, насекомых, транспорте;
-Упражнять в согласовании существительный + глагол;
-Упражнять в правильном употреблении предиката;
-Упражнять в подборе антонимов;
-Упражнять в правильном подборе приставок (частичек);
-Упражнять в дифференциации звуков С-Ш;
-Закреплять навык словообразования и словоизменения приставочных глаголов;
-Закреплять умение составлять предложения, рассказ – развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие цели:
-Координировать речь с движением;
-Развивать зрительное внимание и память, слуховое внимание, мышление;
-Развивать зрительно-пространственные представления:
-Развивать моторику;
-Работать над просодической стороной речи: голосом, интонацией, мимикой.
Воспитательные цели:
-Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
-Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
Два мольберта, пять подносов, пять конвертов с разрезными картинками по теме «Транспорт», девять картинок с изображением действий (пошла, вышла и т.д.), пять конвертов для составления предложений по картинкам, пять атрибутов (транспорт) для подвижной игры, пять-шесть предметных картинок, девять схем для образования приставочных глаголов, мяч, компьютер, проектор, экран.
Ход занятия:
Дети входят под музыку «В гостях у сказки»
Логопед:
-Ребята! Послушайте внимательно загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится?
Она приходит с лаской и со своею сказкой.
Волшебной полочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
Дети:
-Эта загадка о весне.
Логопед:
-Какое сейчас время года?
Дети:
-Сейчас время года зима.
Логопед:
-Правильно! Сейчас время года зима. Зима подходит к концу и совсем скоро, после долгой, холодной зимы наступит весна. Под тёплыми лучами солнца начнут просыпаться и радовать нас…
(на экране появляются чёрно-белые изображения насекомых: кузнечик, муравей, гусеница, жук, бабочка.)
-Вы догадались, чьи это силуэты?
Логопед подводит курсив к каждому из предложенных силуэтов, а дети отгадывают их.
Логопед:
-Что это? Как сказать одним словом?
Дети:
-Это насекомые.
Логопед:
-Какие действия совершает кузнечик?
Дети:
-Кузнечик прыгает, поёт.
Логопед:
-Муравей, гусеница, жук, бабочка?
Дети:
-Муравей - ходит, дом строит…
-Гусеница – ползает…
-Жук – жужжит…
-Бабочка – летает, порхает, кружится, собирает сладкий сок…
(Звучит вальс. На экране бабочка совершает действия…)
Логопед:
-Ребята! Посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети:
-Бабочка.
Логопед:
-Смотрите и говорите, что она делает?
-Бабочка с цветка на цветок?
Дети:
-Перелетела.
Логопед:
-Вокруг цветка?
Дети:
-Облетела.
Логопед:
-К цветку?
Дети:
-Подлетела.
Логопед:
-От нас?
Дети:
-Отлетела.
Логопед:
-К нам?
Дети:
-Прилетела.
Логопед:
-Дальше?
Дети:
-Полетела.
Логопед:
-Ребята, слышите шум? (Звучит шум машин.)
Дети:
-Слышим, едут машины.
Логопед:
-Слышен шёпот – шу-шу-шу
Это шина шепчет шине:
« Я спешу, спешу, спешу!»
-Давайте попробуем повторить эту чистоговорку.
Дети:
По одному произносят чистоговорку.
Логопед:
-Ребята! Посмотрите, у меня рассыпались картинки. Помогите их собрать.
Дети:
Каждый ребёнок собирает картинку из пяти частей.
Логопед:
-Что у тебя получилось? (Логопед спрашивает каждого ребёнка.)
Дети:
-Машина
-Троллейбус
-Трамвай
-Корабль
-Вертолёт
Логопед:
-Назовите - одним словом.
Дети:
-Это транспорт.
Логопед:
-Ребята, мы играли с вами со словом ЛЕТЕЛА (Бабочка). Мы изменяли его, добавляя разные частички (приставки). Давайте поиграем с другими словам, посмотрим, что у нас получится.
Мы собирали транспорт и теперь играем со словом ЕХАЛА.
Логопед и дети подходят к мольберту, где выставлены схемы-приставки.
Логопед:
-К слову ЕХАЛА добавляем частичку (ПЕРЕ, В, ВЫ, ЗА, С, ОТ, ПРИ, ОБ или ОБО, ПОД – схемы.)
Динамическая пауза.
Логопед:
-Давайте отдохнём и покатаемся на машинах.
(Логопед предлагает детям надеть атрибуты машин или взять в руки руль.)
Звучит музыка. Дети вместе с логопедом выполняют движения с речью.
Шуршат по дорогам весёлые шины
К дому они подъезжают,
От дома они отъезжают,
Ловко на мост заезжают,
С моста они быстро съезжают.
Работа машин трудна и сложна,
Но людям она повсюду нужна.
(После подвижной игры, дети снимают атрибуты. Подходят к столу. Садятся.)
Логопед:
-Ребята! Посмотрите, на столе лежат конверты. Послушайте задание.
-Раз - возьмите конверт.
-Два - откройте конверт.
-Три – достаньте картинку.
-Посмотрите, каждый на свою картинку. Составьте предложение по этой картинке.
-Какое действие изображено на твоей картинке?
Дети:
-Машина из гаража выехала.
(Далее каждый ребёнок отвечает по своей картинке.)
Логопед:
-Подберите нужную схему-частичку к своей картинке.
(Дети подбирают к своей картинке карточку со схемой-приставкой).
-Молодцы!
Логопед:
-Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (с мячом)
ВЫШЛА-ВОШЛА
ВЫЛЕТЕЛА-ВЛЕТЕЛА
ПОДОШЁЛ-ОТОШЁЛ
СКАТИТЬСЯ-ЗАКАТИТЬСЯ
ПОДБЕЖАТЬ-ОТБЕЖАТЬ
ЗАХОДИТЬ-ВЫХОДИТЬ и т.д.
Логопед:
-Я знаю, что все дети очень любят сказки. Давайте придумаем свою сказку. Подскажите мне, с каких слов начинаются сказки?
Дети:
-Со слов жили-были. В некотором царстве…
( На экране девять картинок с сюжетом)
Логопед:
- Послушайте сказку, которую придумала я.
Жила-была девочка Машенька. Однажды она в лес пошла. На поляне она увидела домик. Маша к домику подошла. Посмотрела, нет никого. Она вокруг домика обошла и в домик вошла. В домике никого не было. Она из домика вышла. Обратно по тропинке пошла. Маша увидела пенёк. С дорожки сошла. Присела отдохнуть. Потом по тропинке домой пошла. Домой пришла.
Логопед:
-Ребята, а теперь вы попробуйте рассказать эту сказку. Один начнёт, а другой продолжит.
-Помните, с каких слов начинается сказка?
(Дети рассказывают сказку по частям).
Логопед хвалит детей за интересную сказку, которая у них получилась.
Дополнительно логопед предлагает детям самостоятельно придумать сказку по сюжетной картине.
Оценка логопеда:
-Все молодцы, хорошо отвечали на вопросы, были внимательны, научились придумывать сказки. Теперь сами сможете рассказать их другим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Конспект занятия из цикла «Я всего добьюсь!» (по адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям новой группы)"
Вариант занятия педагога-психолога в период адаптации старших дошкольников С ТНР к условиям новой группы, ДОУ. Материал будет интересен педагогоам-психологам, воспитателя, логопедам. Отдельные игры мо...
Воспитательно – образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста (группа «Гномики») по нравственно-патриотическому воспитанию (из опыта работы воспитателя Головиновой М.А.)
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на в...
"Помогаем Айболиту" (конспект логопедического занятия по лексической теме "Животные жарких стран" с детьми старшего дошкольного возраста)
Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возрастаПомогаем Айболиту (лексическая тема: Животные жарких стран)Цель: закреплять знания детей о животных жарких стран.Задачи...
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...
Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОВЗ
Игры и упражнения по профилактике и коррекции чтения и письма удетей дошкольного возраста с ОНР...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...