Воспитательно – образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста (группа «Гномики») по нравственно-патриотическому воспитанию (из опыта работы воспитателя Головиновой М.А.)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Головинова Марина Анатольевна

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelno.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательно – образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста (группа «Гномики»)

по нравственно-патриотическому воспитанию

(из опыта работы воспитателя Головиновой М.А.)

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.

Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.

Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?

В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:

  • История края, района, станицы (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории).
  • Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
  • Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).
  • «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску).

Исходя из всего вышеизложенного, можно определить следующую цель: Создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.      

Для достижения цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

 - расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,  их традициям.

Данные задачи осуществляются  во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.

Методологической основой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников явились:

1.     Методы игровой деятельности.

О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в нашей педагогической копилке достаточное количество. Мы применяем их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к народным играм и желание играть в них.

2.     Целевые прогулки, экскурсии.

Начиная работу по воспитанию любви к родной стране, краю, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего народа. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей родине, и появилось желание узнать о ней больше.

3.     Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России.

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача - показать, что Россия - очень большая, богатая, многонациональная страна.

 4. Устное народное творчество и чтение художественной литературы.

Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх. Например: рассказы Д.Александрова «Дозор», Л.Кассиля «Твои защитники», А. Барто «На заставе». 

5. Праздники и развлечения

Историю прошлого и настоящего России дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях. Цель праздников - показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и традициями русского народа. Таким образом, в рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.

Формы работы с детьми

по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

       Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия, продуктивные виды деятельности, проектную деятельность.

Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать ту, которая поможет педагогу строить свою работу, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

        Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляю по разработанному мной плану , содержащему следующие разделы:

1. «Мой любимый детский сад»

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками  детского сада, углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

2. «Моя семья»

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, расширять знания детей о родном крае, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость за неѐ, прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

3. «Наша Родина-Россия».

Цель: знакомить детей с достопримечательностями Краснодарского края, воспитывать любовь к родному краю, познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении, познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

4.  «По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».)

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом, раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо, прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном Краснодарском крае.

5.  «Народные праздники»

 Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси,прививать интерес и любовь к родному городу, району.

6.  «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества).

Цель: расширение кругозора, формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков, воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

7.  «Моя мама»

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей, воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

8. «Наши космонавты»

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

9.«Праздник Весны»

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа, формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен, познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры.  Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. 

Работа по воспитанию у дошкольников гражданско - патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

           В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества.

 Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

           Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов  воспитания,  общие усилия детского сада и семьи,  ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

            Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.  Но если в результате педагогической работы  ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что  задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с  детства  будет бережно относиться к  своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста....

"Воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст - это дети в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жиз...

Статья "Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по технологии "Синквейн".

В данной статье представлен  опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Технлогия Синквейн". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современном детском саду. В нем расскрыва...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

«Ручной труд, как средство эстетического воспитания» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, воспитывает взаимопомощь, формирует умение и навыки. Приобретённые, в результате занятий ручным трудом, навыки имеют боль...

Сборник сценариев активного отдыха, физкультурных праздников и досугов нравственно-патриотического направления для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Сборниксценариев активного отдыха, физкультурных праздников и досугов нравственно-патриотического направлениядля использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

МАСТЕР – КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ МИРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Освоение и последующее применение подвижных игр народов мира в практической деятельности инструкторов по физической культуре....