Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы "Как потерялся медвежонок"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Дмитриева Мария Михайловна

В данной методической разработке представлен конспект  непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы по теме "Дикие животные", в данном конспекте описываются такие направления коррекционной работы как: развитие фонематических функций, функций словоизменения и словообразования, развитие слогового синтеза, развитие умения составлять предложения с опорой на схему, совершенствования навыка чтения,  преобразования слов с помощью букв, развитие связной речи, мелкой и бщей моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы

«Дикие животные весной».

 

                                             Составила: учитель-логопед ГБДОУ

                                                                  детский сад №1 Выборгского  района

                           Дмитриева М.М.

Санкт-Петербург 2019 г.

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";
  • Закреплять знания о диких животных и их детенышах, знакомить с их жилищами;
  • Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Закрепить артикуляционно-акустические характеристики звуков [Л], [Л’].
  • Работать над развитием фонематического анализа и синтеза.
  • Работать над навыком слогового анализа.
  • Развивать связную речь.
  • Закрепить зрительный образ буквы Л.
  • Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки
  • Работать над развитием зрительного и слухового внимания.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать плавный длительный выдох.
  • Упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
  •  Формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;
  • Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  •  Воспитывать уважение детей друг к другу,  доброжелательность и  отзывчивость. 
  • формирование навыков сотрудничества

Оборудование: картинки с изображением диких животных, игрушка: сова, книги о диких животных (иллюстрации), мяч, схемы предложений, массажные аппликаторы, картинки со звуками [Л], [Л’], камешки, карточки со словами, буквы из разрезной азбуки, крышки для выполнения звукового анализа.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание.
  • Коммуникация.
  • Чтение художественной литературы.

Используемые образовательные технологии:

  • Игровая технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровье-сберегающая технология.

I.        Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Скажите, какое время года у нас сейчас?  Правильно –весна.  Назовите приметы весны.

Дети называют.

Развитие плавного речевого выдоха. Наращивание фразы.

 Дети повторяют за логопедом постепенно увеличивающиеся фразы:

- Наступила весна.

- Наступила долгожданная весна.

- Наконец наступила долгожданная весна.

- Наконец наступила долгожданная теплая весна.

- Наконец наступила долгожданная теплая звонкая весна.

Уточнение прилагательных: долгожданная и звонкая.

II.        Основная часть.

  1. Развитие слухового внимания.

Сегодня у нас гостья, а чтобы вы догадались откуда она, давайте послушаем звуки. (звучит фонограмма «Звуки леса»).

Ребята, так откуда к нам пришла гостья? – из леса.  Послушайте загадку:

            У неё глаза большие,

            Хищный клюв — всегда крючком.

            По ночам она летает,

            Спит на дереве лишь днём.

Дети: Сова

Сова приглашает нас в сказку. Она мне рассказала, что в весеннем лесу  мама-медведица потеряла своего медвежонка. И не может найти его. Сова просит нас помочь, т.к. днем она плохо видит, и не может сама найти малыша.

  1. Согласование существительных с числительными «2» и «5». Развитие связной речи

Ребята, слышите? Кто-то резвится на полянке? Отгадайте загадку.

               Это что за зверь лесной

               Встал, как столбик, под сосной?

               И стоит среди травы -

               Уши больше головы.

Дети: Заяц.

Смотрите, какие хорошенькие зайчата.  Подберите определения. (забавные, резвые, веселые и т.д.)

Зайчата хотят с нами поиграть. Игра с мячом

Логопед: я называю животное с числом «2»а вы – с числом «5»

Два зайца – пять зайцев

Два медведя – пять медведей

И т.д со словами: лиса, волк, лось, еж, белка, бобра, олень.

Здесь, среди зайцев нашего медвежонка нет. Идем дальше.

  1. Составление предложений с опорой на схему. Мелкая моторика

Ребята, что-то шевелится в кустах. Загадка:

        Лежала между елками

          Подушечка с иголками.

          Тихонечко лежала,

          Потом вдруг убежала.

Дети : Еж

- К данным схемам придумать предложения про ежика:

/_____   _____   ____.

/_____   _____   __    ____.

(Ежик несет гриб.  Ежик спрятался под кустом)

- Самомассаж «Ежик» с помощью аппликаторов.

Ежик, спрячь свои иголки.         Поглаживание правой рукой аппликатора

Мы же дети, а не волки.

Мы хотим тебя погладить.         Поглаживание левой рукой аппликатора

Мы хотим с тобой поладить.

Еж иголки отряхнул                   Встряхивание кистей рук

Завернулся и заснул.                  Опустить голову вниз и закрыть ее руками.

Здесь тоже нет медвежонка, пусть ежик  спит, а мы идем дальше.

  1. Развитие фонематических функций.

Ребята, здесь кто-то есть.

 

Этот зверь - родня собаке,

Его по вою узнает всякий.
В охоте, серый, знает толк.
Угадали? Это…

Дети: Волк

- Развитие звукового восприятия.

Отбор картинок со звуками Л, Л’  (волк, лиса, лось, белка, олень, еж, медведь)

- Звуковой анализ слов со звуками Л, Л’( лиса, лодка, белка, павлин, стол, улитка, липа, фасоль, лужа, луна) с помощью крышек.

- «Какое слово не подходит?» Волк, проволока, волчонок, волчица. (проволока)

- А как называются эти слова: волк, волчонок, волчица? (Родственные).

 Назовите главное слово. (Волк)

  1. Физминутка.

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.                          (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок,        (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок,       (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,        (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата,        (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата,      (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат.                 (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.              (Идут на четвереньках)

Давайте вспомним, какие детеныши шли вместе с мамами на водопой.

  1. Слоговой синтез. Развитие мелкой моторики.

Здесь кто-то притаился..

        Говорят, она хитра,
      Кур уносит со двора.
      Но зато красавица –
      Всем ребятам нравится!

Дети: лиса.

- Закончить слово слогом  - ЛЫ: сто…, бока…, пена…, шко…, уко…, уг…, по…, аку…, мет…, ска…

- Выкладывание буквы Л из камешков.

  1. Совершенствование навыка чтения. Образование притяжательных прилагательных.

Ребята, кто-то здесь шуршит.

              С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

             Скачет по лесу рыжий циркач.

              Вот на лету он шишку сорвал,

            Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

Дети: Белка.

Игра «Исправь ошибки». Животные и их жилища.

У белки – нора

У лисы – дупло

У медведя – логово

У волка – берлога

У бобра – норка

У ежа – хатка

Дети исправляют ошибки.

Дети. Белка живёт в дупле.

Логопед. Значит это чье дупло?

Дети. Это беличье дупло.

Дети. Лиса живёт в норе.

Логопед. Значит, это чья нора?

Дети. Это лисья нора.

Дети. Медведь живёт в берлоге.

Логопед. Значит это чья берлога?

Дети. Это медвежья берлога.

Дети. Волк живёт в логове.

Логопед. Значит это чье логово?

Дети. Это волчье логово.

Дети. Бобер  живет в хатке.

Логопед. Значит это чья хатка?

Дети. Это хатка бобриная.

Дети.  Еж живет в норке.

Логопед. Значит это чья норка?

Дети. Это ежиная норка.

  1. Развитие связной речи.

Загадка:

Папа очень крепкий, рослый,

И рога ветвисты.

Сын, пока еще не взрослый,

— Рыжий и пятнистый.

Он рождается без рожек,

В шубке пестренькой в горошек. 

Дети: Олень и олененок
Логопед: А какой зверь похож на оленя?   - Лось

Сравнить лося и оленя.

  1. Грамота. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

А здесь кто живет?

Этот зверь плотины строит,

Очищает водоём.

 Он деревья разгрызает

Словно острым топором.
Дети: бобер

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

ПИЛА – ЛИПА,   СКАЛА – ЛАСКА

Ребята, посмотрите, кто это наверху? На дереве? Да это же наш «потеряшка». Ура, нашли медвежонка.

  1. Работа над дикцией.

Давайте вспомним с какими лесными жителями мы сегодня встретились. Дети перечисляют диких животных.

Логопед: почему они так называются «дикие»? Дети: они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жилища.

Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

III.        Подведение итогов. Организация окончания занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»

В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...

Технологии проектирования в логопедии. Непосредственно - образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи. Подготовительная группа "Дифференциация звуков [Р] - [Л]".

НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Технологии проектирования: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Лексическая тем...

методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы "Слоговое путешествие"

В методической разработке представлена совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада. Проводится с целью  корректировать дефекты слоговой структуры ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Будьте здоровы»

Занятие по физической культуре с использованием  тренажерно- информационной системы "ТИСА"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной к школе комбинированной группе по познавательно-речевому развитию с использованием ЭОР. Тема «Увлекательное путешествие»

Познавательное развитие способствует развитию детской любознательности и активности, максимально может быть реализовано в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми. Учитывая личностно &nda...